Новогодние каникулы

«Окончен бал. Погасли свечи».
Обломовщина в воздухе витает.
Емеля тешится на теплой печи.
О жизни сказочной мечтает.
Но под лежачий камень
И вода не просочится.
Ведь это ясно же
Как дважды два.
Что лишь в движеньи
Белый конь помчится.
Надует бригантина паруса!
Так не давайте же душе лениться!
И «нет» статичности скажите.
От пут «каникул» отряхнитесь,
В январь ожившими войдите


Рецензии
Александра, прочитав несколько Ваших произведений, признаюсь: под каждым хотелось ответить, но, к сожалению, не восторженно. Боюсь обидеть тонкого, чуткого МОЛОДОГО автора, находящегося в самом начале пути - именно такой портрет возникает в текстах между строк, поэтому спрашиваю Вашего разрешения на критику. Критика - вроде прививки - помогает преодолеть болезнь в лёгкой форме.

Тамара Барышева   21.06.2011 07:54     Заявить о нарушении
Тамара, здравствуйте! Буду рада выслушать ваши замечания, если вам на меня есть время) Спасибо!
С уважением,
Александра

Саша Блок   23.06.2011 19:25   Заявить о нарушении
Ну что ж, Александра, тогда с этого и начнём... с техники...
Жестоко произносить и больно слышать: автор беспомощен в обращении с ритмом. Начальное четверостишье, вроде бы, задаёт определённый ритм, а дальше строки строятся как попало. Думается: автор знает своё произведение наизусть, ведь если читать стиш по памяти, сбои ритма почти незаметны. Значит проблема в записи текста? Запишем иначе:

«Окончен бал. Погасли свечи».
Обломовщина в воздухе витает.
Емеля тешится на теплой печи.
О жизни сказочной мечтает.
---- Но под лежачий камень и вода не просочится.
---- Ведь это ясно же как дважды два.
---- Что лишь в движенье белый конь помчится.
---- Надует бригантина паруса!
Так не давайте же душе лениться!
И «нет» статичности скажите.
От пут «каникул» отряхнитесь,
В январь ожившими войдите

- при такой записи ритм более-менее упорядочен, остаётся некоторая взлохмаченность обрамляющих катренов, с которой легко можно справиться. И значит: моя претензия к авторскому слуху безосновательна, просто автором допущена небольшая погрешность.
Другое дело - рифмы. Я не противник глагольных рифм. Но, когда из 12-ти строк 8 оканчиваются глаголами, пусть даже безукоризненными по звучанию (кроме "лениться - отряхнитесь" - согласитесь: здесь рифмы нет), это обедняет стих. Как видите, Александра, по технике у меня вопросов почти нет, достаточно изменить рисунок строк и немного поработать над отдельными словами.
Главный вопрос: ради чего автор вынашивал мысли, подбирал слова, чтоб выразить свои чувства? Чем хотел удивить-осчастливить-озадачить читателя? Предательски выдаёт Вас строка:

"Так не давайте же душе лениться!"

- она напрямую отсылает читателя к заглавной строке стихотворения Н. Заболоцкого:

"Не позволяй душе лениться"

- самое обидное - именно строка Заболоцкого точно попадает в Ваш ритм! Или Ваше подсознание зло подшутило над Вами, предложив тему и ритм стихотворения классика?
Не расстраивайтесь, Александра! Я уверена, Вы извлечёте урок из шутки подсознания. Это же подарок - иметь возможность сравнить свой текст с классическим вариантом. Ни один критик не научит писать стихи, но к слову признанного поэта стоит прислушаться.
Мне бы очень хотелось узнать Ваше мнение о стихотворении Заболоцкого и, в его контексте, о сделанных Вами выводах.
Надеюсь, наш разговор будет продолжен.
пысы: исправьте, пожалуйста - "в движеньЕ"

Тамара Барышева   24.06.2011 07:46   Заявить о нарушении
А А.С. Пушкин тоже в сказках применял глагольные рифмы...что, поспорим с классиком, Тамарочка?Ладно, если серьезно, то полностью согласна, стих надо переделать. Заболоцкого не люблю.Не знаю, как он в подсознание прокрался))))
Спасибо!
С уважением,
Александра

Саша Блок   25.06.2011 00:30   Заявить о нарушении
Я ведь сразу оговорилась, что к глагольным отношусь спокойно, нет у меня на них аллергии. Скажу больше: с глаголами интересно работать. Зная, что они могут вызвать у читателя аллергию, маскируешь, приправляешь специями или наоборот - выставляешь напоказ, красной тряпкой разъяряешь быка. Сами по себе, без привязки к содержанию текста, Ваши три первых глагольных пары чисты, в них совпадают по три слога (многие авторы рифмуют по последнему слогу, что упрощает задачу, но обедняет музыку стиха). Худший глагольный вариант - Ваша четвёртая пара - совсем не годится для избранной Вами техники силлабо-тонического стиха.
Приятно видеть, как Вы, Александра, показали зубки и огрызнулись Пушкиным - защищать свои стихи надо уметь!
Заболоцкого не обязательно любить, чтоб пропустить в подсознание, (у меня он тоже в любимых не значится), даже читать его не обязательно, поскольку кто-нибудь в нашем окружении нет-нет да и процитирует его слова про то, что "душа обязана трудиться"... Отсылая Вас к этому известному стишку, я надеялась, что Вы сравните два варианта решения одой задачи. Ну, не совсем одной... у него - борьба с ленью вообще, у Вас - скорее усталость от долгих новогодних праздников; у него - обжигающие слова, у Вас - приблизительные (извините, ведь белый конь в одной упряжке с парусами напоминает крыловских персонажей); у него - обращение во втором лице единственного числа - так обращается неравнодушный к твоей судьбе друг, так разговаривает с автором внутренний голос, у Вас - множественное число - противопоставление себя всем, поучение, а люди не любят дидактики...
Переделать?.. Я не говорила об этом... Если удастся что-то уточнить - Бог в помощь! Куда важнее - донашивать будущих "детей".

Тамара Барышева   25.06.2011 08:10   Заявить о нарушении