Теист и атеист

АТЕИСТ:
Если Отец дал человеку жизнь, то Сын единым Словом своим отнял её досрочно у миллиардов людей, которые веками гибнут - в яростной схватке друг с другом за идею бога; в обречённом смирении с невежеством и физическими недугами, сопротивляться которым – грех! Гибнут в результате массового, последовательного, изощрённого и методического отвлечения самых талантливых и пассионарных на камланье и моленье, на монашество и юродство.

ТЕИСТ:
Немало тех, которые живут вне церкви, вне веры, вне религии, вне всякого бога и сомнения; живут, увлечённые логикой аргумента и убеждённые реальностью факта.
Однако... Немало и тех, которые, при всём своём рационализме, реализме, материализме, бессильны перед таинственной - непостижённой? непостигнутой? (слова-то какие непредусмотренные!) - властью того, что язык увековечил в простой формуле: УМУ НЕПОСТИЖИМО! Самые упрямые из них сходят с ума. Самые мудрые - снисходят к неизбежности и очарованию таинства, без которых душа человека неполна, немыслима, несостоятельна...

АТЕИСТ:
Да, но разве ты не видишь разницы между простодушным и послушным ребёнком, неистовым религиозным фанатиком и, наконец, - просвещённым мудрецом и деятелем, вынужденно примирившим себя с прелестью и пользой идеи бога? Прелесть одухотворяет и облагораживает, уводя человека из животного стада. Польза обращает стадо в общество.
Или этого мало твоему божеству? Или этого тебе недостаточно?

ТЕИСТ:
Да, мне этого мало. Вера безоговорочна, если хочешь - слепа. А слепому нет иного выбора, кроме как довериться зрячему. Даже на пути к пропасти у него остаются те немногие, возможно, шаги, которые положены человеку не на муку терзания и сомнения, а на внутренний свет воодушевления и счастья. Мудрый деятель знает непобедимую мощь красоты и авторитет искусства её созидателя. Искусства! И на чём же стоит и живёт это самое искусство? На тысячелетиях восхищения перед боговдохновенной способностью человека воссоздавать мир и благоговеть перед этим произведением.
А простодушный, будучи поражён этой способностью и её произведением, сам тщится и тянется подражать! повторить! А самый дерзновенный - и прозрить не-сущее, не-бывшее до него. И не вопреки божественной воле, а благодаря ей.
Вот тогда-то даже маленький шажок к неминуемой пропасти становится величественной симфонией человеческого гения, вдохновлённого нечеловеческой волей.

АТЕИСТ:
Красиво говоришь. Но что делать с Мамоной? Куда девать Молоха? И как справиться с Толпой, которая звереет до Стада, не дозрев до Общества? Что делать с Толпой твоих верующих? С просвещёнными пастырями её? Как быть с догмой и каноном, которые бесконечно и постоянно рушатся под ударами кисти гения, исхлёстанные безжалостной и ненасытной плетью его извилин и кипятком его жил? Что делать с башней, которая трещит от серой жижи, переполняющей его? С клеткой, в которой бьётся и рвётся на волю неукротимая птица сердца?
      
ТЕИСТ:
Ты слишком озадачен. И меня смущаешь. Ложись спать. Утро вечера мудренее. А там - разломишь Благую Весть и увидишь себя в фарисеях, а меня - в Искушаемом ими...

               
                ...А творил сие непотребное РАБ БОЖИЙ, ЧЕРВЬ ЗЕМНОЙ - СЫН ЧЕЛОВЕЧИЙ...
 


Рецензии