Поэма Петербург с комментариями автора


***

Поэма  Петербург *
         (К трехсотлетию города)
                Вновь Исаакий в облаченье
                Из литого серебра,
                Стынет в грозном нетерпенье
                Конь великого Петра.
                А. Ахматова


Я поведу рассказ о том,
                как на реке
                родился
                город.
Он быстро строился  Петром, а царь тогда еще был молод.
Картина древностью богата, и мы вернемся к тем местам
Где доводилось мне когда-то гулять по навесным мостам.
Мост Львиный, Поцелуев мостик, Дворцовый стынет над Невой
Бывает, засидятся гости, а после не попасть  домой.
Но всякое повествованье хитрит, скрывая свой финал
И мне пора привлечь вниманье к царю, он был  оригинал!
Народу царь извел немало - казнил и воевал на страх,
Я подберу к нему лекала
                начав
                повествованье
                так:
               
Монарх затеял на болотах  построить город красоты,
Он досуг не томил в зевотах, росли ограды и мосты.
Сначала Крепость для порядка - ее Трезини возводил,
На стены кое-где, украдкой, окошек мелких намастил.
Там посидели петрашевцы, народовольцы, всякий люд.
Петра теснили староверцы, к стрельцам он был особо лют.
Затем, чтоб усмирить злодейство  и силу флота укрепить,
Задумал царь Адмиралтейство
                а, значит,
                так
                тому и быть!
Не сразу Петербург построен! В первую голову был флот
Вниманьем царским удостоен, ну а затем уж и синод.
 Леблон взял типовой проект - венецианские оконца
Соорудил, но Петр – «Нет,- Сказал, - здесь северное солнце!»
Здесь хмурят брови облака, здесь затыкают ватой окна, 
Но схвачена в гранит река и потому вокруг не мокро.
Хоть с набережной веет тиной, и дождь упрямо моросит,
И небо стянет  паутиной,
                но сфинксы
                украшают
                вид.
Для пущей пользы скульптор Тон затеял оградить гранитом
Поток реки со всех сторон, чтоб волны падали на плиты.
И вдоль бушующей Невы плечом к плечу дома жилые.
Но жить не каждому с руки - Что молодым, а пожилые!!!
 

То кости ломит, то висят, не хуже лондонских, туманы,
То о себе заговорят с войны полученные раны…
Но как бы мы не тяготели менять истории багаж,
Нас все же радует Растрелли,
                его
                собор
                и Эрмитаж.
Там акротерии на крышах,  пилястры золотом горят,
Чтобы казался еще выше и восхищал Петровский град.
Судьба пролистывала главы, но мастер строить обожал,
Барочным кренделем на славу повсюду стены украшал.
Блестят на куполах кресты, Фельтона дивные ограды,
За ними тянуться мосты, и статуи Летнего сада.
Царь славил ум и просвещенье, но головы слетали с плеч,
За воровство и ухищренья
                Мог 
                В назидание
                посечь.
Русский мужик особой масти, его убей или клейми, -
Не миновать воровской страсти ни калачами, ни плетьми.
Народ, чиновники, боярство, кто беспринципней и наглей,
Обкрадывают государство, где, вроде нет государей.
Всяк к власти тянется подлец, а дума в первом же вопросе,
Где на глупце сидит глупец, бьет итальянских мафиози.
 
С семнадцатого года хамство, да так, что - Господи! Спаси!
Повсюду хаос, грязь, и пьянство,
 жить
        неспокойно
                на Руси.    
Но женщины, вот Божья милость! Пройдут и через семь смертей,
Чтоб с государством не творилось, - рождают славненьких детей.
С тех пор как царь, горя в заботах, свою столицу обживал,
Звал барышень жить на болотах, да к новой почве приучал.
Так образовывать любил, что бороды сбривал с усами!
Стриг рукава и крепко бил за то, что не учились сами!
Но позже на краю Невы старый Земцов и Маттарнови
Музеем первым нарекли
                Кунсткамеру - 
                все было
                в нови
Царь Перт бесплатно зазывал в музей, то квасом с пирогами,
То бубликами угощал, манил и, прочими, дарами.
Когда же разлилась Нева потоком бешенным и шалым,
Царь распростудился сперва, за тем и смерть встретил - не старым.
После кончины, как бывает, произошел переворот,
И в ссылку Меньшиков сбегает спасать семейство и живот.
Покинул князь свои палаты - так расплатился он вдвойне
За то, что в силе был когда-то
И отличался
                на
                войне.
Бедняга вместе с дочерями засесть в Березове сумел,
Остался за семью дверями от славных и не славных дел.
С тех прошло немало лет - на трон уселась Катерина,
При ней отчества расцвет достиг внушительной картины!
При ней же скульптор Фальконе воодрузил Петра на лошадь,
Чтоб виделась в любом окне фигура всадника и площадь.
Дальше по Невскому вперед - Мост Аничков, скульптуры Клода,
И Строгановский антипод
                Растрелли –
                Зимнему
                в угоду.
С Петром покончено весной, но город, как произведенье, 
Стоит и радует собой очередные поколенья.
Там Росси выстроил музей, стал Пушкин прямо на фасаде,
Из Аникушинских идей - он лучшее, не слова ради.
На Невском, с правой стороны, словно баян, растянут лихо
Собор отменной красоты, подарок сердцу – Воронихин.
Мне жаль, казанский наш собор был не достроен, многоточье...
Не Воронихину в укор,
                он выдающимся
                был
                зодчим,
Бедный безродный, крепостной, у графа Строгонова в няньках,
А тот был крови непростой и не хотел валять с ним Ваньку.
 
Так неоконченная часть осталась стройной анфиладой,
Нарушив родственную связь своей коринфской колоннады.
«Я граф, а ты простолюдин!» На этом свете зодчих валом! –
Кто Покрова соорудил, Над Грибоедовским каналом?
Должно быть, Парланд виноват, а мог быть заживо сожженным
Ведь храм его, как кровный брат,
похож
            с Василием
                Блаженным.
В хоромах прежних много света, и потому там по сей день
Под сенью университета те учатся, кому не лень.
Студенты тешат знаний свод, ведь строили не для убожеств
Кокоринов и Деламот храм Академии Художеств!
Там Репин бурлаков писал, Брюллов с Помпеями возился,
Иванов Мессию являл,Серов и Суриков учился.
Пришлось и мне в этих стенах корпеть за красные дипломы,
Сподобилось держать в руках
науки
     твердые
                основы.

Знать Итальянский ренессанс, и всю эпоху просвещенья
Любить и в профиль, и в анфас высокий гений возрожденья.
Перебирать свою судьбу, идя по площади элитной,
Где ангел вылетел в трубу, закончив монолит гранитный.
Дух исполинский выше туч - Исакий в золоченом шлеме!
Велик, незыблем, и могуч, и вечен, если вечно время!
Он как последний Могикан коленами непреклоненный,
Его задумал Монферан, и купол, и портал  и стены.
Прощай, Исакий золотой! Холодный дождь затек за ворот,
Здесь каждый встречный камень - мой!
      Чужим остался
                только
                город.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
КОММЕНТАРИИ АВТОРА
« Поэма Петербург»


1. «Сначала Крепость для порядка - ее Трезини возводил»

  Петропавловская крепость

Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. Архитектурному делу учился в Венеции. В то время датскому королю Кристиану V было необходимо соорудить укрепления вокруг  столицы. Трезини направился в Данию, но по его прибытию в Копенгаген власть в королевстве сменилась и от услуг архитектора  отказались. Русский посол А. Измайлов пригласил Трезини в Россию, когда ему исполнилось 33 года. В первых числах июня он отправился на службу Петр I, предполагая работать всего год, а затем, ежели воздух окажется «зело жесток и здравию его вредный», то он волен будет ехать «куда похощет». Первой его работой в России был форт Кроншлот (будущий Кронштадт). Затем Трезини пригласили для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную, он возглавил строительство Петропавловского собора. В Постройку крепости и собора  Доменико Трезини внёс новые, для России того времени, принципы строительства. По его проекту  был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра).
Доменико стал главным архитектором Канцелярии строений Санкт-Петербурга. Ему принадлежит проект сети проспектов и линий Васильевского острова. План этот был составлен по подобию Амстердамской планировки. До наших дней сохранились в стиле петровского барокко: Летний дворец Петра 1, Благовещенская церковь в Александро-Невской лавре и здание Двенадцати коллегий. Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль и разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: именитых, зажиточных и «подлых». Пётр I приказал ему на 12-й линии Васильевского острова выстроить «образцовый» дом для зажиточных и поселиться в нём, «для примеру» (полагают, что Кикины палаты наиболее близки к типовому дому для именитых). Для исполнения этих работ в срок необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские. Трезини стал обучать их архитектуре в своём доме на Мойке. Одним из его учеников был Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини умер 19 февраля в Санкт-Петербурге, в 64 года, похоронен на кладбище у Сампсониевского собора.

2. «Леблон взял типовой проект...»
Жан Батист Александр Леблон родился во Франции в 1679 году. Стал известным специалистом в градостроительстве, архитектуре, садовопарковом хозяйстве. По указу Петра I за Леблоном был команрдирован комиссар адмиралтейства Зотов. Их встреча состоялась в Париже. 37-летний королевский архитектор был приглашён в Россию.
Леблон сразу же был назначен генерал-архитектором Санкт-Петербурга с подчинением ему всех работающих здесь архитекторов и инженеров. Он привёз с собой группу инженеров и чертёжников, жили французы в своей слободе. Дома французов находились на Адмиралтейском острове, там где сейчас расположено здание Сената и Синода. Будучи генерал-архитектором Леблон был обязан обучать русских мастеров своим умениям. Таким образом, именно он положил начало образованию в России мастеров архитектуры, столярного дела, скульпторов. По приезду в Петербург мастер тут же организовал более двадцати производственных заведений: литейные, лепные, гобеленные, слесарные, резные, шпалерные и другие. Леблон первым составил генеральный план развития Санкт-Петербурга. Кроме общего плана развития города Леблон разработал планировку Летнего и Екатерингофского садов. Вместе с Доменико Трезини разрабатывал проекты типовых домов. В 1718 году Леблон создал первый проект уличного масляного фонаря для Санкт-Петербурга. Осенью того же года 4 таких фонаря были установлены около Зимнего дворца Петра I. К 1723 году благодаря работе генерал-полицмейстера Петербурга Антона Девиера на улицах города было установлено 595 фонарей. Леблон работал также в Стрельне и Петергофе. Построил первый Петергофский дворец, перестроенный позже Ф. Б. Растрелли. Создал основы планировки фонтанного комплекса. Достоверных построек Леблона не сохранилось. Умер в 39 лет.

3. «скульптор Тон затеял оградить гранитом поток Невы со всех сторон»

Сын золотых дел мастера, Константин Андреевич Тон , родился в Петербурге
26 октября 1794 года в богатой семье обрусевшего немца ювелира Андрея Тона. Кроме Константина у него было еще два сына — Александр и Андрей. Все трое братьев стали архитекторами. Константина определили в Академию художеств в возрасте девяти лет.
С 16 лет он  занимался архитектурой под руководством А. Н. Воронихина. Все его курсовые проекты отмечались наградами. После окончания с золотой медалью академического курса был оставлен при академии; в 1819 г. как пенсионер академии побывал в Германии, Австрии, Италии. Основное время жил в Риме, где за проект реконструкции дворца Цезарей и храма Фортуны был избран членом Римской, а затем и Флорентийской академий. Живя в Риме, сблизился с Карлом Брюлловым.
По возвращении в Россию был причислен к Кабинету императора, через 2 года был избран академиком, а спустя три года — профессором. Он занимался перестройкой и отделкой парадных залов Академии художеств проектировал устройство гранитной набережной Невы против Академии, с пристанью, украшенною фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии.
В 1835 году император Николай I поручил Тону, как придворному архитектору, составление проекта в византийско-русском стиле храма Христа Спасителя, задуманного как памятник победе России в Отечественной войне против наполеоновской Франции.  Государь говорил: «Что это все хотят строить в римском стиле; у нас, в Москве, есть много прекрасных зданий совершенно в русском вкусе». Тон составил проект русского храма XVII века, давший  толчок к повороту архитектуры на путь национальности. Николай I начертал на окончательном варианте проекта К. А. Тона одобряющую резолюцию - этот проект ему понравился.
В 1994 г. в Московском Кремле прошла  научная конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения Константина Тона. В этом же году в Москве началось воссоздание храма Христа Спасителя.
До брака с Еленой Ивановной Берг у них родился сын Константин (1842), который поступил в Академию художеств, но, рано ослепнув, не смог работать архитектором. У Тона было еще четверо внебрачных детей от шотландки Амалии Фредерики Барклай, которую он встретил в конце 1840-х гг.
В 50 лет Тон получил дворянство, затем был награжден орденами Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, стал действительным статским советником; в 1854—1871 гг. — ректором императорской Академии художеств, с 1857 г. — архитектором Высочайшего двора.
Похоронен на Волковском православном кладбище.

4. «... радует Растрелли, его собор и Эрмитаж.»


 

Франческо Бартоломео де Растрелли – архитектор, художник-декоратор и график, крупнейший российский зодчий XVIII столетия, выдающийся представитель русского барокко родился в 1700 году в Париже в семье знаменитого скульптора Бартоломео Карло де Растрелли, который был приглашен в Россию с обязательствами служить Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать различные машины для театра.
В коные марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Петр 1 отдал повеление: «...времени даром не теряли и даром не жили», и Бартоломео с сыном Франческо сразу приступили к работе. Около 10 лет Франческо работал в Петербурге, затем проходил обучение во Франции, вернулся и 33 года служил при российском дворе. Он имел собственный дом на Невском проспекте против Гостиного двора, в тридцать с небольшим женился на девице Уоллес (Walles), у него родился сын Иосиф Яков, две дочери Елизавета Катерина де Растрелли и Элеонора. К несчастью, Иосиф Яков и Элеонора умерли от холеры.
За годы работы в России Растрелли создал дворцы, особняки и культовые здания, среди которых: Большой дворец в Петергофе , Смольный монастырь,  Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец - одно из интереснейших сооружений в стиле барокко в истории мировой архитектуры (площадь 10441 кв. м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц).
Растрелли более 20 лет занимал пост "обер-архитектора" двора, руководил всей архитектурной деятельности правительства и во многом сформировал облик новой столицы России. Из города-порта и города-крепости Петербург был превращен им в город дворцов. По-настоящему он развернулся в царствование Елизаветы. Русская архитектура середины века частью создана, частью вдохновлена им. Его можно считать русским художником, т.к. он работал исключительно в России. Растрелли создал национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе. Русская архитектура, середины века, вдохновлена им.
Умер Франческо Растрелли в Петербурге в 71 год.






Зимний дворец
 


5. «Фельтона дивные ограды, за ними тянуться мосты и статуи Летнего сада.»

    
Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтона. Георг Фридрих Фельтон родился в 1730-м году. Его отец Матиас Фельтон приехал в Россию из Германии и был назначен экономистом при  Санкт-Петербургской Академии наук. Через 5 лет у него родился сын Георг, которого в последствии стали называть на русский лад Юрием Матвеевичем.
Когда мальчику исполнилось 6 лет старший Фельтон умер. Заботу о нем взял муж его сестры, семья уехала в Германию.Через 13 лет, осенью 1749 года, Юрий Матвеевич вернулся В Санкт-Петербург. В ноябре он подал прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны на поступление в Академию Художеств, в декабре был принят с согласия Растрелли, который вместе с ним занимался строительством Зимнего дворца, Фельтон был зачислен. Затем приведён к присяге и принят на службу архитектором.
Вместе с Валлен-Деламотом Фельтон стал одним из главных городских зодчих. По проекту Юрия Матвеевича Фельтона в 1760-х годах Дворцовую набережную начинают одевать в камень. Фельтон закончил Академию, в дальнейшем стал ее старшим профессором и затем утвержден на должность ректора, много дет преподавал, работал в Петергофе и Царском Селе. По его проекту к 10-ой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении были выстроены Чесменский дворец и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи. По преданию, императрица Екатерина II на этом месте получила от курьера известие о победе русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря 1770 года. Торжественное освящение состоялось 24 июня 1780 года, присутствовал римский император Иосиф II.

 
Ему удалось выиграть конкурс на перестройку всей придворцовой площади. По его же проекту в 1771–1785 годах возводят Большой Эрмитаж. Рисунок ограды Летнего сада также принадлежит ему. Фельтон руководил завершающей стадией постройки здания Академии Художеств и был назначен её директором.
Он участвовал в конкурсе на восстановление сгоревшей колокольни Петропавловского собора, строил первое здание шведской церкви Святой Екатерины. За 4 года построил Армянскую церковь на Невском проспекте. В это же время возглавил строительство лютеранской церкви Святой Анны, и церкви Иоанна Предтечи на Каменностровском проспекте и т.д. В 1794 году Фельтона из Академии художеств уволили. Его просьбу о вознаграждении отклонили.
              Умер архитектор 14 июлф 1801 года.

Летний сад

В 1760-х Первую набережную, от Адмиралтейства до Летнего сада, по проекту главного творца невских набережных Фельтона, одевают в гранит. Но самое совершенное его произведение–  ограда Летнего сада со стороны набережной Невы.
Работа  продолжалась 13 лет. За время правления Петра I новый город на Неве приобрёл известность в Европе, стал привлекать  иностранных путешественников. Все удивлялись, как много здесь удалось сделать за считанные годы. Среди мест, вызывавших особый интерес, был Летний сад.
Сад - важнейшая часть ансамбля Марсова поля. Он был разбит на громадном пространстве, захватывая часть Царицына луга - . он  почти ровесник города. В его создании и украшении принимали участие : Ж-Б. Леблон, И.-Г. Маттарнови, М. Земцов, и другие не менее известные архитекторы.
По замыслу Петра, сад должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы. В северо-восточной части сада по проекту Д.Трезини построили небольшой двухэтажный Летний дворец Петра I, сохранившийся до наших дней.
Рядом с Царицыным лугом, перед Летним садом, выросла изумительная по совершенству пропорций решётка Фельтона; железные звенья выковали тульские кузнецы,  гранитные столбы с фигурными вазами и  цоколь изготовили Путиловские каменотесы.  "Лучшею в мире" назвала эту ограду Анна Ахматова
"Я к розам хочу в тот единственнный сад, где лучшая в мире стоит из оград".
36 гранитных колонн, увенчанных вазами и урнами, и тончайшие ажурные звенья, украшенные позолоченными розетками, стали сокровищем мирового искусства
По его же проекту в 1771–1785 годах возводят Большой Эрмитаж, рисунок ограды Летнего сада так же принадлежит Фельтону. В 1783–1785 годах зодчий построил знаменитую арку над Зимней канавкой.
 
 


6. «Старый Земцов и Маттарнови музеем первым нарекли Кунсткамеру...»   

Михаил Григорьевич Земцов - крупнейший русский зодчий родился в Москве в 1686году. Учился при Оружейной палате в Москве. С 23 летработал в Санкт-Петербурге. Обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. По приказу императора Петра I был назначен помощником и учеником Доменико Трезини. В 38 лет получил звание архитектора. Земцов работал в Санкт-Петербурге по заказам двора, был строителем - дворцовых и административных сооружений. Одним из известных произведением Земцова - Аничков дворец на Невском проспекте.

С именем Георга Иоганна Маттарнови связан памятник петровской архитектуры — здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Георг Иоганн или Егор Иванович  Маттарнови —  представитель немецкого барокко. С 1714 года и до конца своей жизни  работал в Петербурге.
В 1718 году Маттарнови разработал проект Кунсткамеры, осуществляли строительство архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов. Она строилась 16 лет и была окончена после его смерти  архитектором Гербелем. (Кунсткамера в переводе с немецкого "кабинет редкостей»). С ее созданием связана  легенда. Однажды, гуляя по Васильевскому острову, Петр1 увидел редкую сосну, у которой ветка вросла в ствол, образуя полукольцо. "Вот так дерево-монстр!" - воскликнул  царь…  велел срубить сосну, и  на ее месте заложить здание.
         В Кунсткамеру из палат Кикина был переведен первый российский естественно-научный музей из Германии. В качестве подарка царю привезли уникальный Готторпский  глобус, диаметр которого составлял 3,1 метра. Увенчаная глобусом Кунсткамера служила обсерваторией. Снаружи были изображены все известные тогда страны, моря, и реки, а внутри  располагался первый в мире планетарий . Государь собирал  анатомические редкости и курьезные предметы. В коллекцию Петра I входили уникальные книги, археологические находки, буддистские идолы, редкие минералы, чучела диковинных заморских животных, заспиртованные аномалии, а также «монстры» и «уроды» — свидетельства патологических отклонений у людей и животных. Среди экспонатов музея были предметы искусства.  Когда Кунсткамера  открылась, генерал-прокурор Сената  Ягужинский предложил  брать с посетителей плату за вход. Но Петр I лучше знал своих подданных - люди, воспитанные в средневековых традициях, ходили в музей с большой неохотой. Желая привить им тягу к просвещению, царь приказал каждого посетителя угощать чаем, кофе, чаркой водки или венгерским вином, а на закуску давать бутерброд. "Надсмотрителем редкостей и натуралиев" был Иоганн Шумахер.
         В начале 19 века этнографические коллекции Кунсткамеры пополнялись многими знаменитыми путешественниками, среди которых  Дж. Кук, 
Ф. Беллинсгаузен, Н. Миклухо-Маклай. Музей  украшали скульптуры, вазы и балюстрады. Силуэт башни, наряду с Петропавловским собором, был главной доминантой Петербурга и сейчас является одним из основных компонентов Невского пейзажа.
                На базе Кунсткамеры  созданы  академические музеи - Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. До конца 18 века в здании музея  размещались некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь также долгое время  была первая национальная Публичная библиотека.



Здание Кунсткамеры


7. «... скульптор Фальконе воодрузил Петра на лошадь»

Художник и теоретик искусства, мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор  Медного всадника Этьен Морис Фальконе, (Falconet, ;tienne Maurice) родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву, обучался в мастерской скульптора Ж.Б.Лемуана. Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России.

 
Медный всадник
(Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина.)

По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петр1. Фальконе вместе со своей ученицей М. Колло в 1766 прибыл в Петербург. В России в течение двенадцати лет Колло была его помощницей, а затем стала невесткой, выйдя замуж за его сына - живописца Пьера Этьена.
Фальконе решил представить самого царя как созидателя. Самого всадника скульптор лепил с натуры, ему позировал генерал П.И. Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. Пьедесталом памятнику послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны.
Измученный конфликтами с президентом Академии художеств И.И.Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника, уехал в Амстердам, а затем на родину. Там в парижской Королевской академии  Фальконе читал лекции
«Размышления о скульптуре».
После открытия памятника, на которое скульптора даже не пригласили, Екатерина послала ему две медали - золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Скульптор расплакался. Таково было последнее событие в жизни Фальконе, связанное с памятником Петру. Через полгода с ним случился апоплексический удар. Фальконе разбил паралич, он оказался прикован к постели на 10 лет.
            Умер в Париже 24 января 1791году.


8. «Там Росси выстроил музей...»

 Карл Ива;нович Ро;сси (настоящее имя Карло ди Джованни Росси), крупнейший зодчий русского ампира, русский архитектор, итальянец по происхождению,
родился 18 декабря 1775 г. в Венеции.. Когда ему исполнилось  17 лет, его мать, известную  балерину, пригласили в Санкт-Петербург. С юности Росси был связан с миром искусств, воспитывался и обучался в России у архитектора В. Бренна - своего учителя и друга.
           Был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества». Для построек Росси характерен «имперский стиль», сочетающий грандиозность с благородной простотой. Росси сам рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов,  добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

.
Росси К.И.


        Главные работы: Елагин дворец с оранжереей и павильонами Михайловский дворец, здание Сената и Синода, фасад Императорской публичной библиотеки, выходящий на Александринскую площадь, павильоны при Аничковом дворце, здание Главного Штаба, Александринский театр.
        Театральная улица в Петербурге переименованна в улицу зодчего Росси. Во многом именно благодаря ему Петербург обрел новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.
           Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Великий зодчий умер от холеры 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге, в полном забвении. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры.


9. «Стал Пушкин прямо на фасаде, из Аникушинских идей
Он лучшее, не слова ради, на Невском.»
Российский скульптор Михаи;л Константи;нович Анику;шин родился в Москве, в семье рабочего. 10 лет с 1937 по 1947 год учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академия Художеств) с перерывом на военные годы. Одна из наиболее известных работ скульптора — памятник Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде, за которую автор был удостоен Ленинской премии.Умер в Москве 18 мая в возрасте 80 лет.
10. «С правой стороны.Словно баян, растянут лихо шедевр отменной красоты. Подарок сердцу – Воронихин.»

Андрей Никифирович Воронихин - русский архитектор, один из основоположников русского ампира. Родился в селе Усолье (Пермская губерния) 17 (28) октября 1759 в семье крепостных, вероятно был побочным сыном графа А.С.Строганова. Его талант привлёк внимание графа, и тот отправил его учиться в Москву к архитекторам В. Баженову и М. Казакову.


В 26 лет Воронихин был отпущен на волю. В 36 лет стал членом Петербургской Академии Художеств, получил должность профессора. Проектировал не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств,  даже утвари.
Главными его творениями являются Казанский собор и Горный институт.
В 1799 г. по указу Павла I вместо старой церкви Рождества Богородицы, где хранилась особо почитаемая Казанская икона Божьей Матери, был проведён конкурс на проект нового храма. В конкурсе приняло участие немало видных русских и иностранных архитекторов Гонзаго, Ч. Камерон, Тома де Томон,
Д. Кваренги, Н.А. Львов. Но из всех проектов Павел I отдал предпочтение работе Андрея Никифоровича -  "утверждения удостоен план архитектора Воронихина".
По замыслу архитектора ансамбль Казанского собора включал в себя две полуциркульных колоннады с противоположных сторон.
Его проект осуществился наполовину. Однако и в существующем виде собор, бесспорно, является самым выдающимся и главным памятником архитектуры в ансамбле Невского проспекта. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 г., строился 10 лет.
По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. После победы над наполеоновской армией в соборе разместили сто пять знамён французских войск, ключи от взятых городов и другие трофеи.
Воронихин был старшим профессором архитектуры, 11 лет вел архитектурный класс в  академии художеств.
21 февраля (5 марта) 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Его похоронили на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле  поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Казанский собор, фотография 1890-х


11. «...Парланд виноват, и мог быть заживо сожженным-
Ведь храм его, как кровный брат, похож с Василием Блаженным.»

( Согласно легенде, архитектор собора Василия Блаженного был ослеплен по приказу Ивана Грозного, чтобы не смог больше построить подобного храма.)

Альфред Александрович Парланд — русский архитектор, автор петербургского собора Воскресения Христова «на крови». Родился в Петербурге в семье купца в 1842 году. Его дед был преподавателем английского языка в семье императора Павла 1. Альфред учился в Императорской Академии художеств, был награжден пятью медалями. Позднее стал профессором Академии  и в течение десяти лет читал лекции об архитектуре древней Греции и Рима.
Наиболее известная работа Парланда — петербургский храм Воскресения Христова «на крови» на месте убийства Александра II – царя реформатора России, освободившегл крестьян от крепостной зависимости. Работы начались в 1883 г. и закончились через 14 лет.
Парланд похоронен на Смоленском кладбище (1919)

Спас на крови
12. «Ведь строили не для убожеств Кокоринов и Деламот
Храм Академии Художеств!

  Портрет 1772

Александр Филиппович Кокоринов - архитектор, инженер. Один из первых мастеров русского классицизма. Родился в 1726 в Тобольске в семье чиновника. Сосланный в Тобольскую сылку архитектор Бланк взял его в ученики. После ссылки Бланк вернулся в Москву вместе с Кокориновым.
В Москве  Александр Филиппович  занимался реставрацией стен и ворот Кремля и Китай-города. Позднее в Санкт-Петербурге он сблизился с гр. И. И. Шуваловым, для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал его своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. Кокоринов написал устав Академии и спроектировал ее создание, в 1768 г стал ректором Императорской Академии художеств. Среди его учеников был В. И. Баженов (автор Михайловского замка).
Кокоринов приступил к сооружению здания Академии, но до окончания строительства не дожил. Под влиянием поднявшихся против Кокоринова интриг, Бецкий ( преемник Шувалова) перестал доверять ему. Ревизоры, назначенные для проверки расходов по постройке академического здания, не нашли ничего предосудительного в действиях ректора, но Кокоринов стал задумываться, заговариваться и в припадке меланхолии повесился на чердаке своего дома,
ему было 54 года.
Основные его работы знаменуют переход от барокко к классицизму, это
Академия Художеств и Дворец Разумовского на Мойке (оба проекта совместно с Валлен-Деламотом). 

13. Основоположник русского классицизма  Валлен-Деламот Жан Батист -Мишель (Vallin-Delamothe) - французский архитектор, первый профессор зодчества в Петербургской Академии Художеств. Он родился в 1729 году, происходил из великого рода Блонделей - архитекторов. Учился во французской академии в Риме. В возросте 30 лет был приглашен
И.И. Шуваловым для занятия должности архитектора при Московском университете и Академии Художеств  сроком на 3 года. Живя в Петербурге, Деламот  состоял при канцелярии строения дворцов и садов Екатерины II, исполнял поручения коллегии иностранных дел. С открытия Петербургской Академии Художеств вступил в число ее преподавателей. Он обогатил Петербург крупнейшим торговым зданием - Гостиным двором на углу Невского проспекта и Садовой улицы. 
Когда-то на месте Гостиного двора стояли многочисленные деревянные лавки петербургских купцов - источник постоянных пожаров. Гостиный двор кочевал почти сто лет: "устроился" на Петроградской стороне – сгорел, затем на Адмиралтейском и Васильевском островах. Все было не то, места мало, воровства в избытке. На нынешнем месте Гостиный двор обосновался с 1735 года. Строился он силами всего купечества. Долгие годы между казной и купцами шел спор - за чей счет строить.   Когда был издан указ о строительстве, архитектор В.В. Растрелли разработал проект роскошного здания торговли в стиле барокко. Купцы саботировали исполнение указа, отвергнув проект Растрелли, как очень дорогой. Здание Гостиного двора было построено  Деламотом в стиле раннего классицизма, пришедшего на смену барокко.
В 1775 г. вышел в отставку и уехал на родину.
  Гостиный двор, Невский проспект 35
 
Академия художеств
 
       Университетская набережная, 17
Иван Иванович Шувалов в 1757 году "вошел в Сенат" с представлением об учреждении в Российской империи Академии художеств. Шувалов возглавил Академию  и сам   отбирал ее первых учеников -  юношей, отмеченных талантом, не важно было к какому бы сословию они принадлежали. Первыми учениками Академии стали Антон Лосенко, Федот Шубин, Иван Еремеев, Федор Рокотов, Василий Баженов, Иван Старов и другие, чьи имена вошли в историю русского искусства.
После дворцового переворота 1762 года на  престол взошла Екатерина II и весь шуваловский период деятельности Академии был объявлен "партикулярным" - Шувалов был отстранен. На его место назначен "генерал-поручик" И.И. Бецкой. Екатерина II "даровала" реформированной Академии устав и "Привилегию". А в июне 1765 года  состоялась  закладка главного здания. При Шувалове Академия  располагалась в его доме. Для ее нужд  было приспособлено несколько "обывательских" жилых домов на набережной Васильевского острова, между 3-й и 4-й линиями.     Со временем Академия  приобщила к своим владениям почти весь квартал Васильевского острова. К работе над проектом здания Академии художеств приступили ее профессора - архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот и Александр Филиппович Кокоринов.
Строительство здания было закончено в 1788 году, через 23 года. Центральную часть главного фасада, обращенного к Неве, венчает купол со скульптурами Геркулеса и Флоры. Екатерина II утвердила "Академию трех знатнейших художеств", "Привилегию" и устав. Идея Шувалова нашла отклик у "просвещающегося" двора. В 1764 г. Академию возглавил И.И. Бецкой, остававшийся ее президентом до конца XIXв.
При Академии создали Воспитательное училище, куда принимались одаренные мальчики 5-6 лет. До 1811г. президентом был А.С. Строганов,  период его "правления художествами" вошел в историю как "золотой век" и не зря - красота порождала красоту. Кустодиев и Левицкий, Айвазовский и Бенуа, Репин учились в этих стенах.  В 1917 году Императорскую Академию Художеств упразднили. Высшее художественное училище стали именовать Институтом пролетарского изобразительного искусства. Красный цвет был объявлен главным на мольберте.

13. «Там Репин бурлака писал, Брюллов с Помпеями возился,
        Иванов Мессию являл, Серов и Суриков учился.»
Репин Илья Ефимович (1844, , г. Чугуев Харьковской губ. - 1930, Куоккала, Финляндия) - художник. Род. в семье военного поселянина. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1855 занимался в топографической школе, но она закрылась из-за упразднения военных поселений.
 
Учился у художника-иконописца И.М. Бунакова, выполняя заказы на иконы и росписи церквей; писал портреты родных. Скопив денег, в 1863 уехал в Петербург и после занятий у И.Н. Крамского в Рисовальной школе Общества поощрения художников сдал экзамены в Академию художеств, где занимался около 10 лет, написав в ее стенах принесшую ему известность картину "Бурлаки на Волге".
Большая золотая медаль дает Репину право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где он завершил художественное образование. В мае 1873 года художник отправляется в путешествие. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса, Рембрандта.
«Его имя приходит первым на ум среди всех русских художников», - писал о нем критик А. Эфрос. Репин – прежде всего мастер портрета (около трехсот живописных портретов), жанровой и исторической картины. Сам был замечательным педагогом, его любимые ученики В.А. Серов и Б.М. Кустодиев.
В 32  года  удостоился звания «Академик живописи». Его портреты, в целом близкие по стилю к работам В.Г. Перова и И.Н. Крамского, наделены иным качеством: герои Репина будто вступают в диалог со зрителем, демонстрируя распространенное представление о себе. Последние 30 лет  жизни Репин провел в своей усадьбе «Пенаты» в Куоккале, на берегу Финского залива. Вследствие изменения границ России после революции, он оказался в эмиграции. В конце жизни художник написал книгу воспоминаний «Далекое – близкое». Умер в Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области в 86 лет



 Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", - вспоминал он.
Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню"; однажды он выполнил на заказ икону "Богородичные праздники". Узнав о выдающихся способностях Сурикова, богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, помог ему - взял на себя расходы по содержанию молодого художника.
К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его "композитором". В 1875 окончил Академию с золотой медалью. декабриста П. Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику "начать свое" - обратиться к образам русской историию
В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - вспоминал художник. - У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". К воспоминаниям детства вернулся..."
Суриков был выдающимся мастером исторической живописии. Картины Сурикова покупал для своей галереи  П.М. Третьяков. Широкую известность получили его холсты "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком" (за эту работу Суриков был избран академиком живописи), "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин" и др. Художник М.В. Нестеров писал:
Через 3 года женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке "Суриков поведал страшные были минувшего, представил человечеству в своих образах героическую душу своего народа".
Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

 

"Степан Разин" Василий Суриков


 
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург) родился в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Рано проявив художественные способности, с 1871 Серов брал уроки живописи в Мюнхене у К. Кеппинга, затем у И.Е. Репина в Париже и в Москве. Репин ввел Серова в Абрамцевский кружок в имении С. И. Мамонтова, во многом повлиявший на молодого художника. Занятия в различных гимназиях дополнялись серьезной подготовкой к поступлению в в 1882г.
Учился главным образом у П.П. Чистякова, но курса не окончил, покинув Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в музеях Голландии и Италии, оказавших на него огромное Академию художеств, студентом которой Серов стал
Молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение.
П. П. Чистяков говорил о Серове, что он еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой его ученику. "И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени".
Друзья художника, его современники отмечали драгоценные человеческие качества его натуры, редкую прямоту и честность. В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина "Дети", где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок "Сестры Боткины", портрет Мики Морозова привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.
С 1887 г. Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, стал действительным членом Академии, но вышел из академии в знак протеста против расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года. Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его.
В последние годы работал для театра. Умер в Москве в 46 лет.
 
 
 

Историческое значение творчества Иванова было непонято его современниками. 
Картина "Явление Христа народу", с которой он связывал надежды на возрождение мирового и, в первую очередь, национального русского искусства была принята холодно, а подчас и насмешливым равнодушием.
Труд, поглотивший почти половину жизни художника, остался почти никем
неоцененным. На долю Иванова не выпало ни почестей, ни шумных восторгов, какие двадцатью пятью годами ранее достались Карлу Брюллову в награду за "Последний день Помпеи".
Критика встретила картину Иванова сдержанно, в оценках сквозило разочарование.
Даже самые чуткие зрители признавались, что "Явление Христа народу", особенно с первого взгляда, не оправдало их ожиданий и лишь постепенно, с вниманием всматриваясь в картину, они открывали в ней такие достоинства, каких не было в эффектном и блестящем создании Брюллова. Правда, уже Гоголь назвал картину Иванова "явлением небывалым", равного которому "еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи". Но голоса этих немногих ценителей были едва слышны среди глубокого равнодушия . 
В 2007 году на Шведском аукционе эскиз «Голова раба» к полотну «Явление Христа народу» был продан за полтора миллиона евро. Эскиз нашли уникальным по своей редкости, несмотря на то, что художник сделал массу таких эскизов.
Иванов представлял собою тип художника-аскета, верующего в своё искусство, не признающего ничего, что стесняет и связывает свободное творчество. Переписка, оставшаяся после него, могла бы стать настольной книгой художника: «Художник должен быть совершенно свободен, никогда ничему не подчинён, независимость его должна быть беспредельна»…


Рецензии
Не сразу Петербург построен! В первую голову был флот
За ними тянуться мосты, и статуи Летнего сада.

Махнач Сергей Юрьевсын   28.12.2012 12:04     Заявить о нарушении
Сереж, это моя заготовка для будущей работы:)
СтатуИ Летнего сада - не останутся.
мы их переударим:)
Тянутся - гл. 2 лица, без ь.
В заготовках - это не столь существенно,
на выходе - да.

Сан-Торас   28.12.2012 12:17   Заявить о нарушении
Санто, я так увязну в твоих заготовках, черновиках. Не проще ли было сделать страницу и назвать её - черновики Сан-Тораса? Хм... Скажи, а где они у тебя заканчиваются? Укажи мне место, с которого начинать читать? Если это черновики, то я лучше прочту их после твоей корректировки. Я всегда возвращаюсь на места своих преступлений))) Времени жалко, своего и твоего.

Махнач Сергей Юрьевсын   28.12.2012 13:29   Заявить о нарушении
Давай лучше сделаем так: Я буду читать твои произведения в том порядке и в том количестве, которые ты САМ определишь. И тогда я буду каждую вещь дочитывать до конца, и тогда я буду на каждую вещь писать свой отзыв. С чего начать?

Махнач Сергей Юрьевсын   28.12.2012 13:44   Заявить о нарушении
Сережа, поскольку, у тебя две дочки почитай "Первенец моего первенца" Это сокращенный вариант.
http://www.stihi.ru/2012/04/02/11167
Думаю, несмотря на то, что ты дважды папа, тебе откроются некоторые вещи в той сфере, которая уже пройдена... но может не доконца?
:))

Сан-Торас   28.12.2012 14:18   Заявить о нарушении
О, Санто, ну это же не стихи!))) Возможно, ты выбрал это произведение для "воспитания" моей души?))) Ну, что же, раз выбрал - буду читать)))

Махнач Сергей Юрьевсын   28.12.2012 15:28   Заявить о нарушении
Это больше, чем стихи, потом стихи, дам ссылки:)

Сан-Торас   28.12.2012 15:51   Заявить о нарушении