Поэтический календарь. Весна

Летят за днями дни – и приходит время нового сезона природы, символизирующего начало новой жизни, новых надежд, новых впечатлений, возможностей и перспектив. Речь, конечно же, о весне – и даже Пушкин, который, как мы помним, это время года не очень жаловал, все-таки подарил нам прекрасные поэтические картины весны. И если в своих лирических стихотворениях обращался он к ним редко, все же обойти это явление в романе «Евгений Онегин» никак не мог. Как он сам заметил, время в романе исчислено по календарю, и к тому же история эта – о несостоявшемся романе Онегина и Татьяны, а значит, это не только «энциклопедия русской жизни», но в том числе – и роман о любви, которая, в свою очередь, в нашем сознании неразрывно связана с весенней порой.
Давайте вспомним размышления Пушкина о явлении весны, которыми начинается глава седьмая романа в стихах «Евгений Онегин»:
I.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
II.
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье.
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно?
III.
Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит
Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит
Мечтой о дальной стороне,
О чудной ночи, о луне…

Как мы знаем, творчество Пушкина вдохновляло и продолжает вдохновлять всех, кому оно созвучно, и на собственные поэтические опыты, и на личное осмысление явлений жизни. Так, как мы уже говорили, произошло с писателем Константином Сергиенко, к поэтическому календарю которого мы время от времени обращаемся. Напомню, что этот прием автор использовал в своей повести о любви, которая не только названием – «Дни поздней осени» – возвращает нас к Пушкину и его эпохе, но и перекликается с его творчеством, с его сюжетами и характерами героев. И в то же время – стилю Константина Сергиенко присуще и авторское своеобразие, и зачастую неожиданная парадоксальность образов. Вот и весенние страницы его поэтического календаря служат тому доказательством. Итак:

«Март»
А в марте снег черненым серебром
под синей ношей грузно оседает,
последняя зима моя седая
на небе обнажается ребром.

И горько на закат малиновеет,
и убывает в золотом дыму,
чей рот так сладок в марте, не пойму,
чья жизнь таким освобожденьем веет?

И снова парк врачует желтый мед,
и снова прут березы в монограммах,
какие запахи толпятся в рамах,
какое солнце в форточку плывет!

Как это ново, шею обнажая,
ломать сосульку над своим окном
и ледяное матовое жало
губами переделывать в вино.

Как это ново, позабыв невзгоду,
увидеть, что сомнений ворожба
кончается и девочку Свободу
к тебе подводит за руку судьба.

«Апрель»
Остер и глянцев, как свирель,
под крыши катится апрель.
Там, как свеча, горит сосулька
и звонок капельный брем-брель!

Сосулька, ручки растопырив,
повисла книзу головой,
в ее груди стеклянный бой
отстукал трижды по четыре.

О, полдень! Царствуй и прости,
в тебя полжизни закатилось,
прими и окажи ей милость,
горячим снегом окрести!

Весна, всели надежду в нас,
верни нам детскую беспечность
и горизонта бесконечность
открой для сердца и для глаз!

«Май»
Зеленый луг не то что зелен,
он просто заново родился,
и солнца жаркий колобок
сиянье учит назубок.
Как легок день, как воздух вкусен!
А новый лес бежит, бежит,
и машет тонкими руками,
бросая небу карамельки
липучих листиков своих.
Как легок день, как воздух вкусен!
Май месяц в радости искусен,
прошло уныние зимы,
отныне понимаем мы,
что смена счастья и невзгоды
всего лишь прихоти природы.

Как мы уже отмечали в одном из предыдущих выпусков нашего поэтического календаря, творчество Константина Сергиенко своей образной чувственностью, парадоксальностью близко поэзии Бориса Пастернака. И если Пушкин не любил весны, по его собственному признанию, оттого, что «весною оттепель, вонь, грязь, весной я болен», то Пастернаку, напротив, весенняя пора была близка именно благодаря этой буйной, необузданной, даже болезненной смене «счастья и невзгоды». Послушайте:

Разве только грязь видна вам,
А не скачет таль в глазах?
Не играет по канавам -
Словно в яблоках рысак?

Разве только птицы цедят,
В синем небе щебеча,
Ледяной лимон обеден
Сквозь соломину луча?

Оглянись, и ты увидишь
До зари, весь день, везде,
С головой Москва, как Китеж,-
В светло-голубой воде.

Отчего прозрачны крыши
И хрустальны колера?
Как камыш, кирпич колыша,
Дни несутся в вечера…

Это третья часть цикла «Весна», написанного Борисом Пастернаком в 1914 году – то есть, в ранний период его творчества. А вот – более позднее стихотворение, посвященное приходу весны, созданное поэтом уже в зрелом возрасте – в 1956 году:

«Весна в лесу»
Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Однако, весна – это не только начало смены сезона холодов на сезон тепла – ведь в течение весенних месяцев на наших глазах происходит настоящее чудо преображения окружающего мира: каждый день мы становимся свидетелями действия мощной энергии жизни, когда природа постепенно пробуждается, и вступает в силу неудержимое буйство зелени и красок. Именно это первозданное качество жизни Пастернак чувствовал особенно остро – как, например, в стихотворении 1958 года «После грозы»:

Пронесшейся грозою полон воздуx.
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздыx
Сирень вбирает свежести струю.

Все живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба,
Но все светлее неба переxоды,
И высь за черной тучей голуба.

Рука xудожника еще всесильней
Со всеx вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выxодят жизнь, действительность и быль.

Воспоминание о полувеке
Пронесшейся грозой уxодит вспять.
Столетье вышло из его опеки.
Пора дорогу будущему дать.

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Душе воспламененной чьей-нибудь.

В отличие от многих других русских поэтов, стихотворения о весне Сергея Есенина кажутся безыскусными – как детский рисунок, в котором при помощи красок и незамутненных образов отражена простая радость жизни. Впрочем, это поэтическое качество более характерно для раннего периода творчества Есенина: после окончательного погружения в городскую светскую суету им был утрачен этот чистый взгляд на мир:

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная,
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре
А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный  ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Однако любое явление, как правило, – будь то явление природы, или явление жизни – истинные поэты рассматривают в контексте духовного развития человека, и весна в этом смысле – один из поводов задуматься о собственном месте и предназначении в этом мире. Как, к примеру, прекрасным поэтическим языком рассказал об этом граф Алексей Константинович Толстой:

Земля цвела. В лугу, весной одетом,
Ручей меж трав катился, молчалив;
Был тихий час меж сумраком и светом,
Был легкий сон лесов, полей и нив;
Не оглашал их соловей приветом;
Природу всю широко осенив,
Царил покой; но под безмолвной тенью
Могучих сил мне чуялось движенье.

Не шелестя над головой моей,
В прозрачный мрак деревья улетали;
Сквозной узор их молодых ветвей,
Как легкий дым, терялся в горней дали;
Лесной чебер и полевой шалфей,
Блестя росой, в траве благоухали,
И думал я, в померкший глядя свод:
Куда меня так манит и влечет?

Проникнут весь блаженством был я новым,
Исполнен весь неведомых мне сил:
Чего в житейском натиске суровом
Не смел я ждать, чего я не просил -
То свершено одним, казалось, словом,
И мнилось мне, что я лечу без крыл,
Перехожу, подъят природой всею,
В один порыв неудержимый с нею!

Но трезв был ум, и чужд ему восторг,
Надежды я не знал, ни опасенья...
Кто ж мощно так от них меня отторг?
Кто отрешил от тягости хотенья?
Со злобой дня души постыдный торг
Стал для меня без смысла и значенья,
Для всех тревог бесследно умер я
И ожил вновь в сознанье бытия...

Тут пронеслось как в листьях дуновенье,
И как ответ послышалося мне:
Задачи той старинной разрешенье
В таинственном ты видишь полусне!
То творчества с покоем соглашенье,
То мысли пыл в душевной тишине...
Лови же миг, пока к нему ты чуток,-
Меж сном и бденьем краток промежуток!..

Давайте и мы – вместе с любимыми поэтами – удивимся мудрости окружающего мира, и увидим в своей жизни и причины для радости, и новые возможности для развития.

Виктория ФРОЛОВА.

Фото автора.


Рецензии