Культура и диктатура большинства
опасность наступающего господства «человека массы». Получив
гражданские права и свободы, «человек массы» начинает активно
навязывать обществу свои вкусы и представления, свои духовные
запросы, свои душевные качества, свои критерии добра и зла и т. д.
Романтическая критика выступила против господства посредствен-
ности в области искусства, в области художественного вкуса, но
уже у А. Шопенгауэра эта критика приняла более глубокий характер,
вскрывая психологические механизмы ненависти «человека массы»
ко всему благородному, возвышенному, гениальному, великому.
«…Самые прекрасные творения каждого искусства, благородней-
шие создания гения для тупого большинства людей навеки остаются
книгой за семью печатями и недоступны для него, отделённого от них
глубокой пропастью, как недоступно для черни общение с королями.
Правда, и самые пошлые люди, опираясь на чужой авторитет, не от-
рицают общепризнанных великих творений, для того чтобы не выдать
своего собственного ничтожества; но втайне они всегда готовы вынес-
ти им обвинительный приговор, если им только подадут надежду, что
они могут сделать это не осрамясь, – и тогда, ликуя, вырывается на
волю их долго сдерживаемая ненависть ко всему великому и прекрас-
ному, которое никогда не производило на них впечатления и этим их
унижало, и к его творцам» («Мир как воля и представление», т. 1).
Социализм и национал-социализм как выражение воли массового
человека к господству привели к грандиозным революционным
потрясениям и переменам ХХ века и породили тоталитарные режимы,
которые своей жестокостью и бесчеловечностью затмили всё, что
когда-либо было в истории. «Человек массы» как дикое животное
вырвался на волю и принялся уничтожать все высшие достижения
культуры и цивилизации, созданные за пять тысяч лет. Самые низ-
менные инстинкты масс были развязаны и призваны к жизни – и весь
мир ужаснулся размаху террора и бесчинств, творимых ими.
Сегодня в большей части западного мира сохраняется видимость
свободы, демократии и прав личности. На самом деле, почти нигде
человек не защищён ни от насилия со стороны государства, ни от
скрытого насилия со стороны диктатуры большинства. Эта дикта-
тура проявляет себя и в господствующих вкусах и представлениях,
и в массовой культуре, и в сфере развлечений, и во многом другом.
Защита подлинной культуры, высших достижений человеческого
духа, свободы и достоинства личности от диктатуры масс сегодня
сохраняет всё своё непреходящее значение. И эта задача остаётся
одной из наиболее важных в духовной ситуации нашего времени.
23 января 2007 г.
Свидетельство о публикации №111060305729
Культура масс и массовая культура - это совершенно разные вещи. Мой тесть, Борис Аполлонович Харин - плевал на то, что неслось из репродукторов, но перечитывал "Петра Первого".
Он не знал Вознесенского или Тарковского, для него не существовали братья Стругацкие...
И Прокофьев, и Стравинский, и...
А уж Мольер или Бомарше - это вообще за пределом.
Но мог читать наизусть Пушкина, Лермонтова... "Деяния апостолов", "Псалмы Давидовы"...
Свободно цитировал Экклезиаста...
Мой тесть был кержак. Он был еще - работник. Оригинально, без оглядки на авторитеты говорил: "Зачем нам Луна? Бог дал людям Землю - надо сперва тут обустроить. Но хватит ли времени? В пророках речено: осьмая тысяща не преполовинится."
А таких вещей в своем доме, чтобы он не мог сделать своими руками - просто не было. Кадки, бочки, скамейки, печь, сам сруб дома - вплоть до щепания дранки на крышу.
Он был железнодорожным мастером - знал уклоны, дефекты пути, знал как проверить его и отрихтовать.
А еще - отлично знал как историю ВКП(б), так и историю царствующих домов России. При пятиклассном образовании - помогал делать домашние задания по математике своим десяти детям - до восьмого класса.
Вот тебе, Вова, и массовая культура.
В семнадцатом году пришли к власти именно такие мужики. У них были пробелы в образовании. Но они знали, как отвести беду от страны.
Что проку в образованности Глазунова? Все равно он как был, так и останется придворно-лубочным мазилой. (Не путай с "громодзилой" Церетели.)
При Сталине культура еще была. Теперь ее не будет. Работает государственная программа обращения человека в животное.
Так что массовую культуру и культуру масс - я бы разделил.
Валерий Берсенев 28.08.2011 16:49 Заявить о нарушении
Владимир Каганов 29.08.2011 08:31 Заявить о нарушении
Иван Грозный, Чапаев, Светлый путь (это там, где - "Марш энтузиастов"), Волга-Волга, Весна, Антон Иваныч сердистся...
Дейнека, Пластов, Кончаловская, Мухина...
Шухов, архитекторы московских высоток...
Спящая красавица, Пламя Парижа... Спартак...
Маяковский, Хлебников, Есенин, Толстой, Горький, Леонов...
Шульженко, Бернес, Отс... Даже Кобзон.
Не кажется ли вам, что культуру масс - тоже надо отделить от массовой культуры. Я еще кино не взял, Шукшина и Евгения Пермяка не вспомнил, Бабеля...
Тут только перечислений на целый том хватит. Вот вам и массовая культура. И народная тоже. А Егор Исаев с его "Судом памяти"?
Не, Вова, тут разбираться надо.
Валерий Берсенев 29.08.2011 09:15 Заявить о нарушении
И превращается в клику. Элите нужна и элитарная и культура, и культура масс. Клике - массовая культура.
А запал первых пятилеток начал пропадать с воцарением Хрущева. Культура стала вырождаться тогда же - хотя и отставая по времени.
Валерий Берсенев 29.08.2011 09:18 Заявить о нарушении