По Петербургу с Печориным

           ФАНТАЗИИ ОДНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГУЛКИ

                Лето наступило в Петербурге стремительно. Оно даже не пришло, а ворвалось в город вместе с тополиным пухом и запахом горячего асфальта на пыльных улицах. Впрочем, уходило оно тоже быстро и не прощаясь, оставляя извечный вопрос: было ли оно, в нашем городе?
                Сегодня так много солнца, что намеренно задерживаюсь на Симеоновском мосту и любуюсь блеском воды среди подвижных теней чугунного кружева решеток. Прямо передо мной фасад красивого четырехэтажного особняка. Когда-то этот дом на набережной Фонтанки 32 принадлежал известному богачу и меценату Григорию Кушелеву. Сегодня он больше известен по самому «петербургскому» роману Лермонтова «Княгиня Лиговская» как предполагаемый «Дом Печорина». Теперь его помещения достойно занимает Дом детского творчества.
                Печорин в этом романе еще не «герой своего времени», он моложе и менее опытен. Давно подмечено некоторое сходство Лермонтова с литературным героем Печориным. Они почти одногодки. Печорину - 23, Лермонтову - к моменту создания романа - 22 года. И тот, и другой, приезжают из Москвы, оставив университет, оба теперь офицеры лейб-гвардии. Они вступают в большой свет и ведут жизнь привычную для дворянской золотой молодежи. Их можно встретить на балах в Дворянском собрании и маскарадах, в великосветских гостиных. Mon ami, сколько же здесь сверкающих глаз, мраморных плеч и волшебных маленьких ножек! Их видят на премьерах в ложе Александринского театра и в поисках удачи за карточным столом. Оба благородны и награждены всеми жизненными благами своим рождением, а еще точнее, происхождением. Они даже внешне немного похожи: не слишком привлекательная внешность и желчный, мрачно-задумчивый характер. Только на этом все их сходство заканчивается: Лермонтов неизмеримо «шире и глубже своего героя». Он здесь словно пришелец из другого мира; еще немного и станет новым опальным поэтом, чтобы пребывать в этом качестве до дней последних самых отпущенного ему жизненного срока. Его стихи будут переписываться в десятках тысяч экземпляров, перечитываться и выучиваться наизусть.
                Мы подойдем к богатому подъезду дома, где остановились сани Печорина. Его гнедой рысак только что сбил у Вознесенского моста бедного чиновника Красинского и даже не остановился. Этим, пожалуй, сегодня тоже трудно кого-либо удивить. Поднимемся на второй этаж по широкой парадной лестнице туда, где находились комнаты monsieur Жоржа, или на русский манер, Григория Александровича Печорина. На первом этаже находился обширный танцевальный зал. Подробно описана и обстановка его комнат, отделанных светло-голубыми французскими обоями. Против окна, мы увидим письменный стол с кипами бумаг, книг и разных модных мелочей. А вот и сам хозяин в креслах у камина, не зажигая свеч с курительною трубкою в руках. Все в нем, и эта изящная, презрительная скука на лице, и холеные руки с длинными ногтями - выдают человека comme il faut , человека благовоспитанного и принятого в обществе.
                Можно отправиться вслед за влюбленным Печориным в аристократический район Петербурга на Большую Морскую улицу, к княгине Вере Дмитриевне Лиговской. Прообразом этих отношений послужила пылкая любовь самого Лермонтова к Вареньке Лопухиной. Ей была посвящена поэма «Демон», «Княжна Мери» в «Герое нашего времени», к ней обращены эти строки:

                Но разве я любить
                Тебя переставал, когда толпою
                Безумцев молодых окружена,
                Горда одной, своей лишь красотою
                Ты привлекала взоры их одна? -
                Я издали смотрел, почти желая,
                Чтоб для других очей твой блеск исчез.
                Ты для меня была, как счастье рая
                Для демона, изгнанника небес.

                Но вот, желая оказать услугу князю Лиговскому, Печорин направляется на поиски чиновника департамента, в котором разбирается дело князя. Григорий Александрович не предполагает, что этим чиновником окажется злополучный Красинский, которого он когда-то сбил. Поищем вместе с ним этот дом у Обухова моста. Да вот он, четырехэтажный угловой дом с башенками на кровле и узкими полуциркульными окнами. Войдем во двор дома со стороны набережной. Узкий двор – колодец поворачивает направо, потом налево и снова направо. Здесь темно и сыро. Печорин пробирается «через узкий и угловатый двор по глубокому снегу». Он поднимается на четвертый этаж в 49 номер. Может быть, впервые, он видел такую картину запустения и нищеты. Здесь были люди - тени, бледные и больные лица. Они смотрели на белоснежный султан Печорина с испугом и недоумением, как на диковинную заморскую птицу. С ироничной улыбкой на лице, он будет здесь перелистывать книгу «Легчайший способ быть всегда богатым и счастливым», сочинение... за 25 копеек. Сколько же таких пустых лотерей и обманутых надежд будет потом в нашей с вами жизни! Все это, увиденное Печориным, похоже на то, что мы сами замечаем на углу Московского проспекта. Так уж получается, что и в художественной литературе мы ищем не документальное подтверждение, а правду жизни и реальные приметы своего времени...
                Рассыпает серебро солнечный луч на волнах Фонтанки. Она здесь как светская красавица, скользящая в танце по вощеному паркету. Только спешит отсюда река, торопится выйти из тесных гранитных берегов на открытое пространство. Может там, меж плоских берегов залива, споря с вольной балтийской волной, мелькнет вдали мятежный одинокий парус. Не Фонтанка разделила наших героев на берегах жизни, ставя каждого из них на разные ступени социальной лестницы. Отсюда, с этих низов, не уже подняться простому человеку, не изменить своей судьбы. Слишком велика сегодня эта бездонная пропасть. Вы не хотите примириться с этим злом, и будете свободны в выборе своего пути. Только помните, в любом случае страдающая совесть приведет вас к Распятию на кресте, очередному и вечному. Не было, и нет у России иного пути…

На фото - Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, 1834 год. Картина художника Ф.О. Будкина
               
               


Рецензии
Белый пуховый Петербург сквозь снежную замять памяти..рассказ звучит как Эолова арфа в Пятигорске...

Светлана Леснова   05.01.2012 22:25     Заявить о нарушении
В Пятигорске не был, не получилось. Только его герои у меня в душе живут всегда более других. Там много боли и внутреннего надлома, а за ними приходит удивительная чистота и ощущение полета. После его стихов, я летал, правда во сне... Мечтаю нарисовать такую летнюю ночь. )

Сергей Псарев   05.01.2012 22:38   Заявить о нарушении
С юности он был мне много ближе, чем Пушкин именно внутренней чистотой, а Пушкина сейчас принимаю -всем сердцем.
Мне очень нравится Ваш язык в рассказах.

Светлана Леснова   05.01.2012 22:49   Заявить о нарушении
Знаете, как это просто все в Петербурге? Вы идете по улицам, а камни вам сами рассказывают. У них память лучше, чем у людей и политика им не мешает. Я сегодня был потрясен состоянием некоторых адресов М.Лермонтова. Мне очень кажется, что до революции к к ним относились лучше. Сейчас у нас в этом образовалась такая-то яма...

Сергей Псарев   05.01.2012 23:30   Заявить о нарушении
училась в Ленинграде 6 лет, жила и на 8-й Советской, и на Лиговском... а сейчас "камень преткновения" деньги.. - должно же разумное отношение к наследию культуры взять верх над меркантильными интересами...

Светлана Леснова   05.01.2012 23:47   Заявить о нарушении
Очень даже знакомый мне адрес по Советской. Дело не в деньгах, а в желании попасть в новую струю. В наше "сегодня" Лермонтов и Гоголь не вписались, их не жалуют. На Пушкина рука не поднимается, это пока остается "нашим все". Музеи, фонды. Мир чиновников у нас живет по своим правилам. Литературу они не читают.

Сергей Псарев   06.01.2012 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.