Комментарии члена жюри. Галина Вороненко
Сразу обращаю внимание на сложность и ответственность поставленной задачи, ибо писать стихи для детей - это необычайно сложно, поскольку авторы вышли из детского возраста и могут писать только со своей, уже взрослой, колокольни. При этом нужно так написать, чтобы ребёнок тебя понял, но не упрощая мир, а, соответственно, и слова/фразы, а, напротив, каждый миг помня и понимая, что дети – это живые призмы, которые пока что только отражают то, в чём живут, и отражают немыслимо сложно....
Не так ли?
И второе: для детей, и особенно для них, солнечных и радостных, просто необходимо писать так правильно, ясно, выразительно, объёмно, познавательно, увлекательно и, самое главное, сказочно, что не каждый автор возьмётся за такое сложнейшее мероприятие...
Итак, 10 на мой взгляд лучших, авторов. По десятибалльной системе.
№ 1. (Галина Абделазиз)
Очень живописные стихи, лёгкие, яркие, сочные, трепещущие всеми красками мира.
Прелестна идея и её изображение в четвёртом стихотворении «А где-то в сказочных краях» - фламинго, сафари, снега Килиманджаро, Сахара... – дивное, лёгкое, птичье путешествие, любой ребёнок с восторгом укатит вместе с такими зажигательными и импрессионистическими строками!
«Цветочная палитра» - тоже очень красочно и густо, игра цвета настолько осязаема, что ею можно всласть...подышать;)
Но вот почему автор пренебрегает, и очень часто, рифмой? Абсолютно непонятное пренебрежение... --- «Мышиный островок» - ... венок-островок, просторе-море, далее – садах-луна? Год-плетут? ...и так далее. Можно, конечно, предположить, что автор просто не захотел писать длинную строку, разбив на более короткие катрены..., но ведь изредка рифмует же? И рифмует полностью и со вкусом «А где-то в сказочных краях»...
Поскольку автора рядом нет, то я не могу ответить на эти вопросы и ставлю, с великим сожалением, 8 баллов.
№2. (Игорь Калиш)
Весёлые, наполненные искрящимся юмором, пенистые, как шампанское, стихи. Добрые и внимательные к каждому маленькому персонажику – гномику, грибочкам, дождику, чашке. И так вкусно и занимательно! И так логично и ясно, что каждому маленькому читателю будет хорошо только оттого, что вот и я там был, и я бы тоже, и я бы так! 10 баллов.
№3. (Сергей Кедрыш)
В фантазии автору не откажешь – чудесные фантазийные полотна! Просто пиршество сюжетов, даже скороговорка со страшилкой есть. «Непоседливые капли» - ...убежали С мамы тучки... – на мой взгляд, ОТ мамы. Убежать можно С тучки, но не С мамы – и звучит нескладно, и нарушена смысловая связь. Когда...с папы капельки сорвались... – здесь да, «С» - правильно и со вкусом...:)
... если есть полно веселья и совсем немного роста.. – есть полно веселья – звучит, как перевод, честное слово.
Но в целом, богатейшая авторская фантазия веселит и чарует, радует и восхищает.
9 баллов.
№4 (Игорь Шандра)
Очень хорошо! Самые пока детские, интересные и выдумкой, и моралью, понятной и доступной детям. «Тополь» сдобрен таким философским...пухом, что не каждый взрослый догадается! А вот ребёнку, я думаю, такая задача, как на одной ножке через лужи.
«Бегемот и остров» - замечательное, остросюжетное, объёмное и очень умное стихотворение! 10+ баллов
№6 (Михаил Придворов)
Блеск! Живой родник энергии, а не стихи!
Столько радости, юмора, издевалок, хохоталок, щипалок и кусалок во всех стихотворениях. Автор чем-то мне незабываемого Остера напомнил, честное слово.
Дети такой гротеск воспринимают очень ловко: где не понял, там догадался.
Лихо, ярко, что ни слово – то жгучая картинка. Думаю, автор – мужчина, т.к. только мужчинам свойственен такой гротеск, по касательной приглаженный абсурдом.
10+ баллов.
№10 (Юрий Поляков)
Первое стихотворение так и называется «Тёплые стихи» - автор очень точно и неторопливо сам себя отлично рекомендовал. Люблю я такие совпадения, честное слово!
И стихи, буквально все, пропитаны теплом. Рассудительным, логичным, этаким «учительским» теплом. Очень мне понравилось «Зачем лошади корыто?» - действительно, зачем? Чудесное объяснение в финале, игровое, полное заботы и внимания, лучистое такое объяснение.
«Как-то солнечным деньком» - чудесное, летнее, доброе творение.
Не хватает мне задора в этих прекрасных стихах, упругости не хватает, отваги детской, что ли...поэтому 9 баллов.
№11. (Геннадий Ничуговский)
Затейливость (« Вот я, Шарик») переплетена с рассудительностью ( «В музее у ёжика»), выдумкой и заботой наполнено « В страну Одеванцию».
Очень милые стихи в общем, но практически во всех стихотворениях очень уж спокойны и бытовы финалы – нет яркости решения, нет интересной завершённости сюжета, а это ведь очень важно – красивый и мысленно-чёткий финал, итог, вывод...
«Кто искал подъёмный кран» - пусть я буду привередливой, но ... «ищет кран одна семья, в ней собрали в школу...» - «в ней» (в семье) - на мой взгляд, стиллистически неверно в данном контексте. 8 баллов.
№12 (Татьяна Керстен)
Отлично! Здесь – целые истории, сказочные, рассыпчатые, рисованные на волшебной бумаге, где краски, стараниями автора, становятся живыми и яркими! От всех стихов удивительное ощущение...подводного, скрытого от взрослых глаз, волшебного и таинственного мира.
Одна «Джакузя» стоит того, чтобы нырнуть в этот мир, где блеск и тайна водных процедур, превращена в журчащую игру водных струй, в заботу всех, кто так или иначе, стал участником водной фантазии.
«Тюлень» очаровывает сразу и навсегда скрытой тайной букв, превращенных автором в пригающих человечков, или тюлеников, без хвоста, или без слога, становящихся маленьким и непонятным иероглифом! Чудо, а не стихотворение!
Великолепная игра и фантазии, и слова, и воображения внутри слова (если такого еще не существует, что ж, его уже придумал автор)! 10+ баллов
№13 (Людмила Уланова)
Блеск! Очаровательные, грациозные, умные, шалящие и жонглирующие смыслом, стихи!
Это – стихи для очень умных детей, скажу я вам. Больше того, для детей талантливых, обладающих кроме ярко выраженного чувства юмора еще и прекрасным слухом, чтобы распознать великолепную игру слов, словечек, словушек (слов-ловушек)...это заразно, товарисч автор – видите, я тоже начала играть...:))
10++ баллов
№16 (Наталья Капустюк)
Лёгкие, вприпрыжку – стихи. Но, на мой взгляд, слишком уж простые. Нет в них загадки, сказки, выдумки. Но, повторюсь, довольно милы и...о жизни. Ну, так детям и о жизни простой можно просто рассказать, почему нет?
«Буду моряком» - чёткое, решительное стихотворение, мальчуган замечательно нарисован, деловой такой, насупленный.
«Чем я Варьке не жених» - просто замечательно!
«Мы вчера в роддом ходили» :
Мы вчера в роддом ходили
Мне сестрёнку покупать…
Посмотрели и решили
Вместе с папой – будем брать! –
смысл здесь всяк поймёт, конечно – вместе с папой мы посмотрели и решили – будем брать! Сестрёнку, то есть... Предложение выстроено неправильно, здесь – грубая инверсия, а грубая потому, что читается, так: будем брать и папу, и сестрёнку, а если автор будет спорить и доказывать, что в роддом ходил литературный герой с папой, то местоимение «мы» это никак не определяет....увы.
7 баллов.
Те стихотворения, что не попали в десятку лучших, в той или иной степени страдают стилистическими, синтаксическими ошибками, слабыми рифмами, а в некоторых случаях просто косноязычием. Стихи, получившие меньшее количество баллов, чем, например, 7, и построены очень просто, и ритмически просты, как дважды два. Конечно, так написалось, совсем необязательно греметь строкой и удивлять всех изысками поэтического построения...Тем более, что стихи для детей. Но в сочетании с другими ошибками, простота странным образом высвечивает и остальные недоработки. Я понимаю, что авторам хотелось бы узнать свои ошибки, тем более, что оценила я каждое. Но для того, чтобы вам эти ошибки показать, мне нужно дополнительное время.
С уважением,
Галя Вороненко
Фамилии авторов в скобках проставлены мной, поскольку судье стихи были посланы под номерами, без указания авторства. Адела Василой
Свидетельство о публикации №111060207806
Честного мнения всегда ожидаю с интересом.
С теплом!
Геннадий Ничуговский 05.06.2011 21:29 Заявить о нарушении
Это очень сложно всегда - судить. Особенно, когда автор представляет много стихотворений:)))
с признательностью,
Галина Вороненко 08.06.2011 21:13 Заявить о нарушении