О конкурсе ко Дню Защиты Детей 2011. Адела Василой

Пришло время, наверное, подводить более широкие итоги и выводы из этого события. Эйфория побед и успеха несколько улеглась, пора приглядеться более внимательно к стихам победителей - а также тех, кто оказался "вне списков", и извлечь урок на будущее. Итак, чем же отличаются стихи победителей? Первое, что бросается в глаза - это чистота техники. Никаких фокусов с ритмом - дескать, так задумано автором из каких-то мудрёных, ему одному понятных соображений, рифмы на месте, даже если они и не всегда оригинальные, то непременно хорошие. Попадаются, впрочем, и оригинальные, яркие, неожиданные, да и просто вызывающие улыбку. К примеру, мне бы в голову не пришло, что можно срифмовать "пауки-шнурки" - казалось бы, слишком далёкие друг от друга предметы, которые невозможно "уложить" в один контекст так, чтобы эта рифма оказалось вполне естественной. Или "тополь-топал" - созвучие вполне очевидное, а вот придумать стишок, в котором эта рифма вполне "при деле", может оказаться не так уж просто, требуется незаурядная фантазия и чувство юмора. Если рифма "пауки-шнурки" появилась в процессе работы над стихотворением на заданную автором самому себе тему про гномика-растеряшку, то вторая рифма - "тополь-топал" явно "вытянула из небытия" это забавное стихотворение о тополе, который шёл покупать конфеты. И то, и другое стихотворение потребовало от авторов игры воображения, мягкого, доброго и юмористического отношения к событиям "детской жизни" и детского фантастического восприятия мира, понимания детской психологии, весёлого настроения. И вот эти "обстоятельства" и сослужили авторам - Игорю Калишу и Игорю Шандре хорошую службу, породив на свет эти милые, добрые, весёлые детские стихи.

Казалось бы, два разных, даже противоположных метода - "от темы" и "от рифмы" - а результат отличный и в том, и в другом случае. Не всегда так просто бывает расшифровать, что именно послужило "толчком" к созданию того или иного стихотворения. К примеру, обратимся к стихотворению Юрия Полякова "Как-то солнечным деньком". Я беру на себя смелость предположить, что импульсом к созданию этого стихотворения явилось слово "улитка" и найденная к нему рифма "калитка". То есть, возникла неясная ещё идея написать "про улитку", а найденная к этому слову удачная рифма "запустила процесс вдохновения", фантазия разыгралась, и вот неожиданный, очень лиричный финал, разгадка и ответ на вопрос "из-за чего весь сыр-бор?" - последние две строки:
"Незаметно во дворе
Лето поселилось".
Каждый человек воспринимает по-своему, но на меня, например, эти строки воздействовали как небольшой эмоциональный шок от ощущения красоты мира. Пусть даже в таком небольшом пространстве, как двор дома, в котором я живу... И приходит осознание того, что прекрасное окружает нас повсюду, и начинается оно с малого - важно его увидеть и почувствовать. Когда я прочитала эти строки, у меня возник ком в горле, честное слово. Это уже настоящая детская лирика, которую могут благодарно воспринимать дети, которая способствует развитию их эмоциональной сферы в самой "тонкой" её части - восприятия красоты.

А вот ещё чудесное стихотворение, которое появилось на свет благодаря другой творческой идее, можно сказать, лингвистическому изыску. Я имею в виду стихотворение "Жаба Жанна" Татьяны Керстен. Это стихотворение явилось результатом применения аллитерации на букву "ж" - и породило множество милых выдумок, вызывающих добрую улыбку. Здесь мы снова наблюдаем удачное сочетание стихотворной техники со свойствами творческой личности автора - доброта, юмор, тонкий поэтический слух, настрой на восприятие красоты. С чем автора можно искренне поздравить!

Стихотворение Татьяны Гетте "Про жадного гнома" - это уже несколько другой жанр. Я бы назвала его "маленькой сказкой" или даже басней, ибо в нем содержится чёткое поучение - не надо быть жадным. Очень легко, технично и весело написано, без длиннот, которыми часто грешат авторы, пишущие в этом жанре. И результат налицо: сюжет увлекает, интерес читателя нарастает по мере повествования, а ироничный улыбчивый финал разрешает все сомнения и удовлетворяет его ожидания. Жадный гном сам себя наказал - тем, что забыл, куда спрятал сундучок. И все его перипетии становятся, в свете такого финала, ещё смешнее. А всё-таки его становится немного жалко, и это хорошо - детей необходимо учить сочувствовать другим, даже если эти другие сами виноваты в своих бедах.

Сергей Кедрыш, "По улице шла Пелагея Смирнова". Очень милое, привлекательное описание "маленького факта" детского бытия. Тонкое знание детской психологии позволило автору изобразить великолепными красками немудрёную картинку из жизни маленькой девочки, которая уже осознаёт себя красавицей и упивается произведенным ею впечатлением на всех окружающих. Девочка воображает себя взрослой дамой, чинно выступая с енотом на поводке, и это вызывает у нас улыбку. Нас, взрослых, смешит эта милая детская спесь (не дай бог она вырастет во взрослую!), а у детей, несомненно, гораздо больший интерес вызовет енот... И неожиданный финал - ожидающая енота куриная ножка, которую он спрятал под софой. Весёлая развязка, отличное стихотворение!

Замечательно стихотворение Михаила Придворова "Пирожок". Тут использован другой литературный приём - антропоморфизм, "очеловечивание" такой простой вещи, как пирожок. Оказывается, его жжёт спинка, когда его жарят на сковородке! Безусловно смешно, и ребёнку, и взрослому. Но это не всё - оказывается также, что он терпит эти муки для того, чтобы его съели! И "рис" изнутри его всячески "морально поддерживает"! Очень смешное, весёлое стихотворение, и написано на хорошем техническом уровне. За что автору спасибо и наши поздравления!

Геннадий Ничуговский - "Вот я, Шарик". Стихотворение также построено на двойственности смысла слова "шарик", то есть на том факте, что существует такая популярная собачья кличка - Шарик. И конечно, очень смешно, когда в поисках шарика, которого по детской привычке зовут: "Шарик, шарик!" вдруг отзывается живая собачка: "Вот я, Шарик, заби-лай". Опять неожиданный финал, опять ожидаемый автором детский смех и веселье. Браво!

Разумеется, каждый из авторов использует не один-единственный из упомянутых мною приёмов, важно применить весь свой "арсенал" творческих качеств, и в этот арсенал, несомненно, следует включить эмоциональность, поэтический слух, понимание детской психологии, юмор и хорошее владение техникой стихосложения. Стихотворение не может ощущаться читателем как хорошее, если постоянные сбои ритма, смысла и стиля "режут ухо", вызывая у него внутренний протест и отвлекая на преодоление неприятных эмоций, возникающих в связи с этим. Разве что он совсем глухой к тонкостям языка и мелодики - но стоит ли уповать на глухоту и нечувствительность читателей? Поэтому, дорогие авторы, пишущие на детскую тематику, давайте учиться писать так, чтобы не было стыдно перед читателем - ни перед маленьким, ни перед взрослым. Хороший замысел требует хорошего оформления, апмаз хорош в благородной оправе.

Прошу прощения у авторов, на этом пока остановлюсь, но обещаю закончить разбор стихов из этой замечательной подборки - хотя бы по одному от автора. Все стихи интересны и заслуживают доброго слова.

В заключение хочу сказать - я очень рада, что конкурс получился такой замечательный, что даже десяти призовых мест оказалось недостаточно для того, чтобы отметить всех достойных - но мы их всё-таки отметили и всё то хорошее, что принесли авторы на конкурс, не пропадёт, а найдёт своё место в нашей электронной книге.

Адела Василой


Рецензии
Здравствуйте Адела!
Мне интересно все, что относится к детям,
Наверное, потому, что мой день рождения выпал на 1-ое июня :0)
Понравились выбранные стихи и ваши ремарки.
Я пишу и рисую для детей и для взрослых о детях.
Оставляю несколько ссылок.
17."ЛЕШИНА КНИЖКА" ДЛЯ МАЛЫШЕЙ и МАЛЮТОК
http://www.stihi.ru/2011/05/14/2484
_____________________________________
18."ЛЕШИНА КНИЖКА" ДЛЯ РЕБЯТ
http://www.stihi.ru/2011/05/15/237
______________________________________
19."СТИХИ,СКАЗКИ,МЮЗИКЛЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ
http://www.stihi.ru/2010/11/24/7447
_____________________________________________
Здесь, в основном, эксперименты и поиски.
Состоится знакомство – здорово!
А на нет…:-) и суда есть!
Сто симпатий.
Санто.

Сан-Торас   02.07.2011 08:44     Заявить о нарушении
Спасибо, я посмотрела, и ещё посмотрю... :))
C теплом, Адела

Адела Василой   03.07.2011 10:40   Заявить о нарушении
С благодарностью за внимание.
:)

Сан-Торас   03.07.2011 10:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.