Таинственная гостья
пряча в сумраке хвойном лицо,
подошла ты к полночному дому
и ступила уже на крыльцо.
Я мгновенно услышала шорох
и рванулась откинуть засов.
Ты стояла с потупленным взором
без приветственных радостных слов.
Я сказала:-Видать издалече?
Разве можно по ночи босой?-
Но мерцали безмолвные плечи
лунным светом и звездной росой.
Вдруг,откинув со лба покрывало,
ты рукой прикоснулась ко мне,
колдовская усмешка играла
у раскосых зрачков в глубине.
Я отпрянула,но было поздно.
Ты шепнула:-Не прекословь!-
Загудела в груди моей грозно
вся лесная дремучая кровь.
До предела раздвинулись вены,
черным соком земли опьянясь.
Покачнулись и пОплыли стены,
но я все же смогла не упасть.
В тот же миг,как небес откровенье,
в меня вторгся неведомый дух,
будто новое вспыхнуло зренье,
будто новый прорезался слух.
Непонятное жгучее чувство
обреченности бытия
вдруг пронзило меня,и грустно
вкруг себя оглянулась я.
Люди,звери,деревья,злаки-
вся земная цветущая плоть-
все отмечено смерти знаком,
увяданья не побороть!
Но,как будто суля спасенье,
с детской верой в возможность чудес
гимном вечного обновленья
лечит душу весенний лес...
...Я очнулась,кругом изумленно
озираясь,как бы с высоты,
с жаждой жизни удесятерённой,
с горьким чувством великой тщеты.
Встало утро с зарей и прохладой,
и,как будто узор по канве,
зеленей изумрудного яда
вился след по росистой траве...
Свидетельство о публикации №111060108675
Картина в слове, красивая, гармоничная, богатая образами и самой музыкой стихотворного звучания!
В духе русской классической традиции это глагольное полотно весьма качественно вышито достаточно редким и изысканным, ёмким и просторным поэтическим метром — трёхстопным анапестом. 9 стихов (из массива с 30 по 40 и как исключение 18-й стих) даны (позволю себе использовать этот неоднозначный по трактовкам, но весьма удачный стиховедческий термин) дольником (ещё Блок явил нам очень сильные схожие примеры). Таким образом примерно третья четверть Вашего, Людмила, замечательного стихотворения некоторым образом сближает две поэтико-метрические традиции: Некрасовской (19 век) и Серебряного Века и далее (20 век). Впрочем, переход на более динамичные тактовые строки с потерей слога как правило в третьей стопе (но есть у Вас здесь и иные интересные метро-ритмические ходы...) обусловлен и смысловой динамикой: высоким наитием "неведомого духа", поэтического вдохновения. Поэтому и несколько изменившаяся форма, и содержание здесь по-прежнему находятся в гармонии.
Разумеется, хочется отметить, что в стихотворении много находок, удач, сильных и живых образов, очень уместных, нетривиальные, ярких сравнений, особо наполненных силой строк и строф. И начало (самые первые строки) стихотворения и его завершение сильны, что и подобает сильному Мастеру, которым безусловно являетесь Вы, Людмила, прекрасная женщина-поэт..
.
"Босиком по глухому сузему"
Отличное нетривиальное начало, многое передающее, как образом, так и совершенной евфоникой (здесь и богатая-разнородночастеречевая рифма работает как надо! глухОМУ - прилагат. сузЁМУ - существит.; но и продолжение данной рифмы имеет внутреннюю, уже визуальную, не ударную, графическую рифмокомпоненту: полночнОМУ дОМУ). Сразу далее весьма хорош образ "хвойного сумрака". И оригинальная стыковка двух образов движения "подошла" и "ступила уже" тоже хороша и оригинальна. Эта необычная динамика 4-го стиха чётко прослеживается и в 5-6: "мгновенно услышала... рванулась..." Кстати, чёткая и правильная рифма первого катрена задаёт общий тон сему стихотворению. Только 1/12 часть созвучий стихотворения не являются точными.
Хочется процитировать сильные, соразмерные мыслью-образом-звучанием строки (9-16), для удобства восприятия привожу их в рецензии четверостишиями, которыми они по сути и являются:
.
Я сказала:-Видать издалече?
Разве можно по ночи босой?-
Но мерцали безмолвные плечи
лунным светом и звездной росой.
Вдруг,откинув со лба покрывало,
ты рукой прикоснулась ко мне,
колдовская усмешка играла
у раскосых зрачков в глубине.
.
И далее практически та же поэтическая сила, уровень нашей классики:
Я отпрянула,но… было поздно.
Ты шепнула: "Не прекословь!" -
Загудела в груди моей грозно
вся лесная дремучая кровь.
.
Здесь есть и динамика ("отпрянула") и констатация возможности сожаления (но... было поздно"), и нежность ("шепнула"), и мощь вторжения (всё, что после нежности).
Далее очень уместная (на уровне архетипов) перекличка с образами" чёрной крови" у Блока и Гумилёва. У Вас" чёрный сок земли". Прекрасно! И снова богатая аллюзии-вариация с "Пророком" Пушкина: "откровение Небес, вторжение духа, новое зрение, новый слух" - здесь даже тот же порядок сохранён.
И вновь аллюзия. Заболоцкий. Его образ взаимопожирающего мира. Но у вас мягче, где-то и удачнее даже. Здесь кстати, и великое стихотворение Баратынского: "Смерть дщерью тьмы не назову я..." вспоминается. Очень любил это произведение Лев Толстой.
И сильные, достойные завершающие аккорды строфы, стихи. И Тютчевско-Блоковское "как-бы" с ударением на втором слоге в дореформенной орфографии здесь хорошее напоминание о силе классической школы. И стоит ли нам воспринимать всерьёз несмышлёно-младенческое гуление предыдущего рецензента?
А я порадуюсь Вашим прекрасным стихам:
...Я очнулась,кругом изумлённо
озираясь, как бы с высоты,
с жаждой жизни удесятерённой,
с горьким чувством великой тщеты.
.
... и,как будто узор по канве,
зеленей изумрудного яда
вился след по росистой траве...
.
Много ещё можно сказать хорошего о вашей поэзии, милая и драгоценная Людмила, но пока остановимся на этом, чтобы вскоре продолжить далее с Божией помощью во благовремении.
С уважением и теплом ☀️🌹💞
Гавриил Тишков 10.03.2023 05:02 Заявить о нарушении
Людмила Дербина 14.03.2023 22:49 Заявить о нарушении