22. Процесс

*Те же и все остальные. Самая массовая сцена*

ХОР:
Ветвь бесплодная
Вон исторгнута –
Это господа Христа слова.
Правду высветит
Суд епископа –
Вера праведная такова.

КОШОН:
А коли так, а коли так, что наша вера такова,
Я вижу знак, что Жанна д’Арк - всего лишь сорная трава.
Сорняк теряет по зиме свой привлекательный наряд,
Она - сухой чертополох, что источает только яд!
А этот век жесток и дик, здесь даже вера - от ума,
В нем не родятся Бенедикт или Франциск или Фома.
Святым пристала благодать, а не распутство и тюрьма!
А коли так, то все обман, а коли так, то все - обман!

ЖАННА:
Я не обманывала вас вчера, сегодня, и всегда.
Что говорила одному – скажу и в зале для суда.

ХОР:
Какие гордые слова, и какова же их цена?
Ответа просим у суда, у справедливого суда!

КОШОН:
Во имя троицы святой и всех апостолов святых
Девица Жанна, встань и стой, и не веди речей пустых.
Лишь на вопросы отвечать. Не лгать. Смотреть всегда в глаза.
Наш долг – свидетельства сличать, без коих осудить нельзя.
Ты ведьма?

ЖАННА:
Нет.

КОШОН:
Запишем – да. Прислужник верный Сатаны
Обучен лгать везде, всегда, и тут нам факты не нужны.

ЖАННА:
Со мною был защитник мой, меня от гибели храня.
А вы – вы предали меня, зачем вы предали меня?

ХОР:
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?

ДЕ РЕЦ (вырываясь на середину):
Юный герольд
Знает пароль.
Разве то, что в ней вижу я,
Плод чернокнижия?
(Кошону):
Ты Орлеанский видел бой? Ты видел крепости в огне?
Там каждый камень повторял: иди за ней! Иди за ней!

КОШОН:
Вы обманулись, шевалье. И вы, и войско, и народ.
Вас вел не долг, вас вел не Бог, - вас вел обычный приворот!

ХОР:
Да, нами вертят, как хотят, поборы, голод и родство.
А нынче это – колдовство, а нынче это – колдовство!

ХОР и КОШОН:
А нынче это – приворот, обычный ведьмин приворот!
И обездоленный народ – расправы требует народ!

ДЮНУА (из толпы):
Я спасу тебя, Жанна – я и моя любовь!
Я не верю, что ты действительно любишь кровь!
Я же знаю – ночами ты не смыкала век!
Я же видел – твоя молитва чиста как снег!
КОШОН: (подхватывает мелодию Дюнуа):
Если бесам себя ты, Жанна, не отдала,
Прочитай нам молитву прямо здесь!

*Музыка играет, Жанна молчит*

ДЮНУА:
Смелее, Жанна!

ЖАННА:
...Я прочла.

КОШОН:
Коль ты невинна – вслух молись. Но ты молчишь!

ДЮНУА (закрывает лицо руками):
Она молчит!

КОШОН:
Ты – ведьма!

ХОР:
Ведьма!
Ведьма!
Ведьма! Ведьма!! Ведьма!!!
Кем ты была околдована, Франция?
Кем ты была околдована, Франция?

*Проигрыш Столетней Войны.
Появляются Карл и Изабелла*

КОШОН:
Встать! Августейшая чета! Король и матерь короля!
Прошу занять свои места по эту строну стола.
Вам слово, сир.

КАРЛ:
Там, во дворце… ее прямой и дерзкий взгляд…
И все тогда ослепли, все! Ее устами блеял ад!
Я потерял и речь, и слух, я – кролик бедный в пасти льва!
Она меня, и знать, и слуг, и армию околдова…

КОШОН:
Околдовала?.. Или нет?..
Ну! Договаривайте, сир!
От изреченный вами слов зависит наш непрочный мир.
Околдовала?

ИЗАБЕЛЛА:
Ну же, сын! Хоть раз явите нрав мужской!
(к окружающим):
Он так и в прошлый раз застыл – всю жизнь с протянутой рукой…

КОШОН:
Сомнений нет! Король сражен
Мечом любовной ворожбы

ДЕ РЕЦ:
Не только Карл. И ты, Кошон.

КОШОН:
Не только я. И вы. И вы.
Девица Жанна! Жизнь твоя
В твоих руках, и с нею – смерть.
Ответь, проклятая змея,
Твое свободно сердце?

ЖАННА (с отсутствующей улыбкой)
Нет.

   ХОР:
   В чем твоя вера, несчастная Франция?
   В чем твоя вера, несчастная Франция?
   Кто же твой пастырь, несчастная Франция?
   Кто же твой пастырь, несчастная Франция?

КОШОН:
А коли так, то ты грешна,
и всю страну ввела в соблазн,
А это страшная вина,
ее искупит только казнь!
Ужасный век, ужасный год, глухой к спасенью и мольбе!
Я проклинаю тот народ, что соблазнился о тебе!
Пред славой бренной и пустой никто не в силах устоять,
Мы под овечьей белизной не разглядели волчью стать.
Во испытание тебя послал не Бог, а Сатана,
Но наша бедная страна волкам не будет отдана!
Церковный суд – не балаган, его за горло не возьмешь!
А ты – виновна и умрешь!

ВСЕ:
А ты виновна – и умрешь!

*Далее не поют. Музыкальный гул*.


Рецензии