Фильм Ангуса МакЛахлана - Стоун
О фильме:
Фильм снят по пьесе Ангуса МакЛахлана «Junebug». Роберт Де Ниро играет офицера по досрочному освобождению в одной из американских тюрем, а Нортон - одного из заключенных ожидающего досрочного освобождения. Мила Йович играет сексапильную жену Нортона.
Перед тем, как высказать некоторые соображения, навеянные данной картиной, позвольте предложить краткое и несколько вольное описание сюжета. Хотя лучше один раз увидеть, но за неимением, да и как резюме, можно использовать ниже предложенный вариант.
О чем фильм? Фильм о судьбе нескольких типичных Американцев. Проблемы, затронутые в данной картине, актуальны для любого современно человека и для нас, Русских, в том числе. Вся картина насквозь религиозна и без осмысления данного контекста ее идея останется непонятной. Религия в нем рассматривается в традиционном смысле – как средство общения с Богом, а в качестве способа или инструмента общения предлагается звук.
Кратко поясню. Через звук в наше сознание поступает информация практически без задержки (в отличии, например, от чтения), сразу перерабатываясь в образы. Научно выражаясь, происходит прямая вербализация информации непосредственно в мозг. Поэтому издавна именно через проповедь провозглашались новые религии, из уст в уста передавались сокровенные знания.
Этот фильм о чутком отношении к самому себе, об умении слушать в первую очередь себя и, как следствие, других.
Картина двухплановая: На первом плане звук как фон, во втором, как мы уже сказали, звук как способ передачи информации или средство для установления контакта. В качестве фона предлагается непрерывные религиозные беседы. Они доносятся из приемника автомобиля, телевизора. В этих беседах обсуждаются различные вопросы, высказываются различные люди. В основе картины как раз и лежит жизнь обычных людей.
Фабула картины. Джек (Р Де Ниро) и его жена молоды. Молодость – счастливая пора для многих, но не для Джека. Он апатично, тупо смотрит телевизор, не обращая внимания на принесенный женой коктейль. Жена на гране срыва от его безразличия к ней, она спешит к заплакавшему ребенку. Уложив ребенка, она возвращается в комнату и заявляет, что больше так не может и хочет с ним развестись. Джек бежит на второй этаж, хватает малютку и угрожает выбросить ее в окно, если жена не передумает. Жена в шоке, она отменяет свое решение, Джек извиняется, жизнь продолжается.
Проходит 40 лет. Жизнь идет своим чередом, счастливая, уже престарелая чета в церкви на богослужении. Джек работает в тюрьме, его работа связана с преступниками. Джек, по сути, является душеприказчиком. Освободить досрочно или помиловать – все зависит от него. Он успешен в своей работе, да и пенсия уже на подходе.
И вот, в качестве одного из очередных клиентов, перед ним предстает Стоун. Заурядный, такой же как и большинство лузеров-обывателей, утверждающий, что больше так не будет и что очень хочет на свободу. Он осужден за то, что 8 лет назад принимал участие в ограблении и убийстве собственных бабушки с дедушкой, после чего сам поджог их дом. Может он и действовал в состоянии аффекта, но, судя по рассказу, не испытывал ни малейшего угрызения совести. Основная причина, по которой он желает свободы, в том, что он очень хочет свою жену. Не раскаяние, не что-то особо возвышенное, а просто тупое животное чувство и ничего более, он это не скрывает, да и не стесняется этого. Джеку все становится понятно и он склонен к отказу в досрочном освобождении, но вдруг в припадке истерии Стоун выкрикивает:
– Да ты не лучше меня, у тебя за душой наверняка есть грехи, будь ты на моем месте, ты бы сам ее хотел. Джек колеблется с решением по данному делу.
Мила Йовович (далее Мила) по фильму жена Стоуна просто шикарно сыграла данную роль. Она относится к типу женщин, которые готовы переспать с кем угодно и где угодно. Тем не менее, она любит своего мужа, навещает его и искренне хочет ему помочь. Стоун чувствует, что его дело проигрышное и натравливает на Джека свое секретное оружие. Как Вы догадываетесь у Милки в конце концов все получается. При этом действует она на половину по просьбе мужа, а на половину руководствуясь своей собственной жизненной философией.
Тем временем в тюрьме со Стоуном начинают происходить метаморфозы – он замечает вокруг себя религиозных людей. Почему он не замечал их раньше? Они – другие и являются как бы противоположной стороной темной тюремной жизни, с драками, ненавистью, убийствами. Стоун идет в библиотеку и откапывает там книгу, которая его сильно интригует. Автор этой книги утверждает, что бог с нами разговаривает посредством звуковых вибраций и что наша задача – научиться слушать эти вибрации, настраивать свое тело в резонанс с ними.
Тем временем, Джек также задумывается над своим бытием. Его жизнь бесплодна, в ней нет смысла. Дочь с ним не разговаривает, с женой общий язык найти так и не удалось. Утешение в телевизоре и алкоголе. Джек решается и первый раз в жизни идет на исповедь, на которой признается пастору, что является неверующим, что никогда не чувствовал божественного присутствия. Пастор, кстати, очень кроткий и смиренный человек, отвечает, что вряд ли сможет помочь ему, но просит обратить внимание на тот факт, что Господь может разговаривать с нами разными способами.
Тем временем в тюрьме Стоун начинается прислушиваться. Автор книги, которую он читает, советует начать с жужжания мухи. По началу Стоун испытывает только раздражение, но упорство берет верх. И в один момент он слышит чужеродные, неземные звуки и просветляется. Именно в буддийском смысле следует трактовать данную метаморфозу, именно так и становятся Бодхисатвами. Со Стоуном происходят быстрые перемены, он осознает, что все, что с ним происходило в этой жизни, являлось лишь путем к просветлению. Но, тем не менее, фильм все-таки христианский, в нем звучит христианская проповедь и, с этой точки зрения, данный факт можно трактовать как промыслительный.
Стоун и Джек как бы меняются местами. Стоун уже не рвется на свободу, ему хорошо везде, он обрел смысл, легко общается с Джеком, видит, что у того проблемы. Он знает, что Джек спал с его женой, и тем не менее протягивает уму руку помощи. Кто палач а кто жертва?
Милка вынуждает Джека выпустить своего мужа на свободу. Джек раздавлен. Все его принципы рухнули, его не радует торжество по поводу его ухода на пенсию, он погряз в страсти и даже предлагает своей коллеге переспать с ним, она его посылает... Джек уже давненько поигрывает своим пистолетом и в этот раз, сбежав с вечеринки, он идет по темной улице, достает пистолет и … видит Стоуна. Джек нападает на него, приставляет пистолет к лицу, на что Стоун спокойно заявляет: «А ты не сможешь нажать на курок.»
Здесь ключ!
Джек никогда не имел решимости. Решимости изменить свою жизнь, решимости развестись с женой и тем более выбросить из окна свою дочь. Дочерей из окна выбрасывать нельзя, но также нельзя и доводить до этого. А почему такое случается, что это? Малодушие, трусость или и то и другое. Джек прожил жизнь в своей скорлупе, он всегда в ней прятался (эскапизм), не имел основания, он строил на песке и его дом рухнул. Ночью Джек просыпается от тревожного чувства и обнаруживает, что горит дом. Вместе с женой они едва успевают выбежать на улицу.
– Это Стоун! - орет Джек.
Его жена очень набожная женщина отвечает:
– Нет! Это деяние Божие – это кара…
Жена уезжает к дочери, Джек один в комнате, над ухом жужжит муха!!!! THE END!
Символика фильма: Стоун – это камень. Камень, по-гречески Петр – первый апостол Христа. Петр – это камень, на котором должна быть построена будущая церковь.
В основании любой постройки лежит камень, который делает ее прочной. Без основы, без фундамента здание рушится. По ходу фильма предлагается такая интерпретация. Автор книги, которую читает Стоун, утверждает, что камень является нашей перво-сущностью в цепи инкарнаций. В Аристотелевском смысле камень – это нечто первозданное, первичная основа, неподвижная сущность, которая и есть Бог. Согласно Евангелия Христос - краеугольный камень. А здание строим мы сами, но смотрите, говорит Христос, на каком основании Вы строите?
И в завершении еще один момент. Нам зачастую не хватает честности или что одно и тоже - мужества. Если не музыка, то, по-крайней мере, внутренний голос говорит нам, предупреждает, а мы не слушаем. Не слушаем от страха или не желания менять что-либо в своей жизни. Опять же, в фильме есть момент, когда Джек выпроваживает (практически выталкивает) Стоуна в коридор, когда тот пытается достучаться. За Стоуном захлопывается дверь. Эта та дверь, которую мы захлопываем перед своим внутренним голосом.
Жена говорит Джеку, что это не Стоун поджег дом, это сделал ты сам. Мы являемся творцами своих судеб, но зачастую оказываемся на дне. Джек раздавлен, он достиг дна. Но это не конец, а возможно только начало. По мнению анонимных алкоголиков, а в этом они преуспели, только после именно этого полного краха возможно возрождение. Именно в момент тотального смирения происходит встреча с самим собой, встреча с Богом. Нет ничего невозможного и нелогичного в том, что Бог разговаривает с нами. Жужжание мухи – эта та вибрация, которую нам посылает космос. Научившись слушать, мы будем способны услышать космическую симфонию, услышать музыку сфер, услышать голос Бога.
01/11/10
Свидетельство о публикации №111053103943