Таня Добровольская из Доброполья
Татьяна Добровольская — поэт сильный, поэт яркий. Поэзия была её любовью, страстью, призванием со школьных лет. Дух творчества горел в ней неугасимо до последних дней, сжигал её, ибо не было ему выхода. Она писала и дарила стихи друзьям. И один из её старых и старших друзей Вениамин Федорович Чумиков сохранил все полученные от неё стихи, которые и составили основу этого первого сборника. При жизни стихи, одна сотая их, может быть, были напечатаны лишь в местной газете да ещё два-три в «Комсомольце Донбасса». Она была слишком независима, чтобы стучаться в глухие двери. Обладая сокровищем таланта, невозможно быть попрошайкой. Это значило бы изменить себе.
Пускай мне стихи
Принесут все земные напасти,
Пускай буду я
Несчастливее всех бедолаг,
Но я принимаю
Как самое высшее счастье —
Возможность писать
Для себя,
для друзей,
просто так.
Поэтический талант Татьяны Добровольской разносторонен. Лирика любовная, лирика пейзажная. Тема дружбы. Гражданская, историческая, патриотическая. Тема памяти… Внучка по отношению к фронтовому поколению она пишет о войне так, как будто была её свидетелем.
На высоком пьедестале
Долгий список их имён,
Словно в строй солдаты встали
Под гранит своих знамён.
Нежные и одновременно мужественные строки. И страстность, и строгий ум.
Народ себя осознаёт
В минуты высших напряжений,
Когда важнее всяких мнений —
Какие песни он споёт.
Образ Родины, который в наше время у многих дерзающих на звание поэта отсутствует (его заменяет самолюбование), в стихах Добровольской чеканен и неповторим.
Шинели и бушлаты.
Худые сапоги.
Матросы и солдаты.
Матёрые враги.
Болезни, вши и голод.
Тачанка. Пулемёт.
Казармы. Банды. Холод.
Кронштадтский горький лёд.
Москва. Парад. Всеобуч.
Надежды и порыв.
Фронты кругом, как обруч,
И в Совнаркоме взрыв.
Ильич у карты. Страны.
Идущие полки.
Эсеры. Бомбы. Раны.
Казацкие клинки.
Кровавая опека —
Антанта и Колчак…
А через четверть века —
Поверженный рейхстаг.
Стихи называются «Рождение». Я привожу его, как пример преодоления узости при взгляде на историю страны. Нет эпитетов. Есть картина. Есть единый образ страны в её «минуты роковые» и вывод как загадка, над которой надо думать. Как родина восстала из пепла и победила? А написаны эти стихи молодым поэтом. В достаточно большом наследии автора просматривается пушкинская традиция. Как наш великий поэт, она много и сердечно пишет о дружбе. Что-то я не припомню другого такого поэта в современной русской поэзии, столь много отдавшего сердца чувству дружбы. «Но сколько буду жить, о дружбе буду петь», — напишет она. А повод — через год после окончания школы первая встреча одноклассников. До конца будут ей светить, как она скажет, «глаза моих друзей в калейдоскопе лиц». До конца, «до последнего звонка», будет она хранить им верность, даже вопрошая: «Отчего друзья хуже недругов»? И так же глубоко и пылко её чувство и к родному городу, и ко всем краям, где она успела побывать. И особенная любовь — к Ленинграду, где ей так хотелось учиться на «строгом филфаке». Но окончит она горный институт.
Ленинград! Для чего ты настроил вокзалов,
И грозишь мне во сне разведённым мостом?
Покидая тебя, я ещё не страдала.
Это будет потом. Это будет потом.
(«Самой себе на девятнадцать лет»)
Для кого-то тема труда являлась дежурной. Но только не для неё. В стихотворении «Предчувствие судьбы» предстаёт шахтерский Донбасс, выписанный щедро и любовно. И понятно, что он её формировал.
Мир степной,
Где торжественно царствует уголь.
Поезда с перестуком глухими ночами.
Там несут
Свой прямой к небу вздыбленный угол
Терриконы,
Что в небо уткнулись плечами…
…Отдаваясь дороге зимою и летом,
Я всегда по Донбассу грущу и тоскую.
Лишь с его нескупыми
Землёю и небом
Я судьбу принимаю
Любую, любую.
И в другом стихотворении «Мечта о центре» она определит как человек мысли и воли свою жизненную позицию: «Я хочу быть всегда в самом центре кипящей работы» и:
«Потому не прошу ничего я у белого света,
Лишь остаться хочу в центре жизни, работы и лета».
И снова, осмысливая свой путь, скажет как мужественная дочь — по чувству и делу —Донецкого края:
Я не ищу судьбы иной:
Донбасс, ты родина навеки.
Углём припудренные веки
Да коногонок свет ночной.
Дороги разные пройду
И даже те, где к бездне клонит.
И в жёсткие твои ладони
Скупой слезинкой упаду.
(«Обещание»)
Интимная лирика Татьяны Добровольской представлена в двух разделах книги. Ранняя в «Бликах любви» и зрелая в «Прощании с «Монтоком». Дополняют её стихи раздела «Женские праздники». И на этом пути автор делает открытия, радостные и ранящие. И в этой области она сильна, мужественна и великодушна. И эта жизнь её души во всей своей полноте продолжается тоже «до последнего звонка».
Что ж ты, осень, легко отгорела?
Где твоя золотая броня?
Неужели и я отболела
Тем, что было сильнее меня?
Нет, конечно, нет. Не тот она человек. Не таково её сердце истинного поэта.
Как запыхавшись
После бега,
К тебе протаптываю след.
Идёт по небу
И по снегу
Разбушевавшийся рассвет.
«Весенних дней высокая тоска» не отпустит её, хотя:
Я так давно дала себе зарок
Не создавать душевного разлада.
Но лишь весны ударит первый ток,
Сама не знаю, что от жизни надо.
Высота её чувства запечатлена хотя бы в такой ранней строчке:
«О, как бездонно я тебя люблю!»
Власть любви сильна и над самым гордым сердцем. И оно обречено любить.
Мы виделись не раз
И расставались мирно,
Но надо мной твоя
Уже сгущалась власть.
Она была тиха,
Как часовая мина,
И тикала в груди,
Пока не взорвалась.
Последние стихи Татьяна Добровольская написала за две недели до смерти в Харьковской клинике. Стихи были о любви.
Елена Лаврентьева
Свидетельство о публикации №111053008148