Баллада о Белом Тезисе

                «Тут он достиг значительных и важных
                результатов,   из  коих   следовало,  что
                человечество буквально  купалось бы в
                не вполне представимом  счастье,  если
                бы  только  удалось  найти  сам   Белый
                Тезис, а главное – понять, что это такое
                и где его искать.»
                А. и Б. Стругацкие. «ПНВС»

                «Почему они ещё вдобавок требуют,
                чтобы мы их любили? Мы ведь никогда
                их  не  полюбим, и они это отлично зна-
                ют. И  напористо требуют, однако, что-
                бы  мы  ДЕЛАЛИ  ВИД,  что их любим.
                Мы  обязаны  делать вид, что лижем их
                жопу   и   притом  –  с   наслаждением».
                Б.Н.Стругацкий. «Поиск предназнаения»
Два великих беллетриста
Описали, как в лесу
Рома встретил программиста,
Что с очками на носу.
Незадачливо-наивный,
Чуть на «Шурика» похож,
Поселился у Наины,
Что живёт в Изнакурнож.
Удивлён был чрезвычайно
Любопытный наш герой
Воплощавшейся не тайно
«Вкругдиванной» суетой.
И подумал Саша: «Странно.
Никогда я не слыхал
В детстве сказок о диванах
И об этом не читал.
Были гусли-самогуды,
И ковёр был самолёт,
Сапожищи-скороходы,
Самобранка в счёт пойдёт,
Кладенец-меч для Ивана
Для царевича большой.
Но о чудо о диванах –
Нету сказки ни одной.
Да и кто бы вдохновился
Сказку о диване спеть?»
Чуть герой поторопился:
Есть диван кому воспеть!
М. Булгаков гениально
«Театральный» дал «роман».
И описан там детально
Старый, продранный диван.
Древен был предмет тот спальный,
На котором «спал» герой.
А в каморке театральной
Был у Ильчина – второй.
Третий – чудо из сафьяна.
Ну а рядом с ним – прибор
Из турецкого кальяна –
Где писался договор
Тот с героем. Ну и всё же:
Что это за «диван»?
Из-за них весьма похожи
«Понедельник» и «Роман».

Нам Привалов сообщает:
«Был транслятором диван».
Он, мол, в сказку превращает,
Коль предмет в натуре дан.
Но сам термин он, ребята,
Нам не формулирует.
Что же делает «транслятор»?
Правильно, «транслирует».
Камноедов продолжает
Тот диванный разговор:
«Вам известно, – вопрошает, –
Что «диван» – это прибор?»
Сплошняком всё СОЦИАЛЬНЫЙ
У Стругацких «механизм».
И применен специально
В их понятьях дуализм.
Это значит, социальным
Был прибором тот диван,
Каковым в Стамбуле дальнем
Правил в Турции султан!
Вот вам правда без обмана:
Тот транслировал диван
ВОЛЮ оного султана
На турецкий балаган.

А «конструктор» у «прибора»
Хитроумного сего –
Бецалель Лев Бен. Не скоро
Он «смонтировал» его.
Опыт разных государей
Триста лет он собирал –
И «монтировал» в ударе:
В чёткий тезис отливал.
И «деталь» была одна там –
«Белый Тезис» он назвал.
И вот ту «деталь», ребята,
Бедный Редькин и искал.
И везде интриговал он:
Он доказывал, что в нём
Счастья для людей навалом,
В Белом Тезисе самом.
И я был заинтригован
Редькиным. И много дней
К этой теме был прикован
И помучился над ней.
Выражение Романа
Мне припомнилось одно –
Всё по поводу «дивана».
Он сказал его давно.
ТДХ от Выбегало
Он в наследство получил.
И дивился он не мало,
Как прибор тот изучил:
«Что за притча в самом деле!?
Ну за что здесь ни возьми –
ВСЁ ОДИН МАКИАВЕЛЛИ!
В чём здесь проблеск новизны?»
И смекнул я за неделю:
«А! Так вот кто нужен мне!
Дайте мне Макиавелли,
Поразмыслить в тишине!»
Труд, как править государством,
Тот, что написал он встарь,
Изобиловал коварством –
Под названьем «Государь».
Средь советов средь практичных,
Там, в семнадцатой главе
«Вышит» тезис необычный
По философской канве.
Вот уж есть чему дивиться!
В нём философ говорил:
«Должен государь стремиться,
Чтоб народ его ЛЮБИЛ»!

Если власть всегда от Бога,
Как жужжит нам хитрый поп,
Почему ж от власти много
Благ имеет жадный жлоб?
Почему с «диваном» хитрым
Из бояр, князей, вельмож
Выступает царь арбитром,
Защищая часто ложь?
Почему же несовместны
Власть и честность средь людей?
Почему правитель честный
Только в сказках для детей?
И борьба за власть земную
Означает, как и встарь,
Что кормушку лишь златую
Для себя стяжает царь.
И как будто бы в насмешку,
Дав лишь власти Щедриным,
Царь даёт, чуть-чуть помешкав,
Съесть их ворам продувным!
Ну а тут – «любовь  к законам»!
Да, на фоне на таком
«Тезис» – «белая ворона».
Кто же впустит его в дом?
И вот, «Тезис» тот отличный
Был ОДИН – ни дать, ни взять –
В том труде многостраничном.
Мудрено ли затерять!

«Тезис» тот – такая малость,
Не разыщешь днём с огнём,
Ну а сила заключалась
Притягательная в нём!
И потом как оказалось,
Власть чтоб реализовать,
Множество владык пыталось
«Тезис» тот использовать.
Как же быть, чтоб пригодиться
Мог тот «Тезис» для него?
Как же им любви добиться
У народа своего?
Ведь насильно мил не будешь,
Не услужишь сразу всем.
Что ж, цари ведь умны люди,
Много есть стандартных схем.

Например, был царь великий,
Сын Давидов, Соломон.
И народ был полудикий
Его МУДРОСТЬЮ пленён.
А Иисус наш солнцеликий
Был большой оригинал:
Он сердца людей великой
ДОБРОТОЮ покорял.
Хоть царём-то здесь он не был,
Но начальником большим
Он является на небе,
Ходят многие под ним.
И в России побывал он
Дважды уж за двести лет.
Дважды рабство отменял он,
Предвещая людям свет.
Хоть считал он неудобным
Людям вслух напоминать,
Что решенье ТОЛЬКО ДОБРЫМ
Здесь должно существовать,
Но вся жизнь его большая,
Что живёт он среди нас,
Эти мысли выражает –
Хоть тогда, а хоть – сейчас.

Эти методы надёжны –
Мудрость-то и доброта,
Да не каждому возможны
К применению всегда.
И не каждому по силам
Применить тот редкий дар.
Надо, чтоб хоть что-то было –
Мудрость или доброта.
И другие ходят в дело
Здесь приёмчики не зря,
Чтоб работал «Тезис Белый»
На недоброго царя.

Людовик номер тринадцать
«Справедливый» был король.
Это значит – потягаться
С «Белым Тезисом» изволь.
И поэтому держал он
Кардинала при себе   
С «ядовито-мудрым жалом»
С той премудростью в борьбе.
И народу справедливость
Часто демонстрировал.
Проявляя свою милость,
Ловко он лавировал:
На охоту, как бывает,
«Справедливый» ускакал –
И решенье принимает
Сам жестокий кардинал.
А с охоты приезжает,
О решенье узнаёт,
С шумом, с помпой отменяет –
И ликует весь народ!
Ну а коль тому решенью
Надо дать торжествовать,
То с охоты, к исполненью,
Можно тихо припоздать.
И не важно, что «не смеет»
Он держать тот жёсткий кнут.
«Слабенького» – пожалеют,
Но зато не проклянут!

Был ещё здесь воевода,
Тоже «Белый Тезис» чтил.
Тридцать лет в любви народа
Он страной руководил.
Для того, чтоб «Тезис Белый»
Мог бы на него сыграть,
«Содержал» игрок умелый
Многочисленную рать
Из «врагов народа тайных»,
С кем эффектно воевал.
А народ, в словах похвальных
Этот подвиг воспевал.
И жестокие сатрапы
Применялись в той борьбе,
Ну а он, как добрый папа,
На уме всегда себе:
«Своевременное» слово
Сталин был сказать готов –
«Что ж, накажем ми Ежова,
Зарывается Ежов».
И горланил, прославляя
В праздник Сталина народ:
«Сталин – слава боевая,
Сталин – юности полёт!»
Тот процесс был подконтролен
Через радио, печать:
Кто, кого и в чём там волен,
И когда кому кричать.
И свидетель драгоценный –
А. Твардовский, – мысль мою
Подтверждает несомненно –
Что за гимны в сём раю:
«Мы, певцы почётной темы,
Извещали мир спроста:
И о нём самом поэмы
Лично нам вложил в уста!»

Но не только власть земная
Ценность «Тезиса» блюла.
И от Феба мы узнаем
Про божественны дела..
Престарелый Зевс-Юпитер –
Это – «Гамлета отец».
И служил у него в свите
Выдающийся мудрец.
«Ах, исчез, – сказал Юпитер, –
В людях всех Господень страх.
Что-нибудь, да предложите
Для поправки в тех делах!
Им Христос сказал: «Любите,
Люди, Бога своего!»
А вино велит: «Блудите
И не бойтесь ничего!»
Как бы сделать, чтобы Бога
Люд земной бы полюбил?
Благодарен был бы много
И услуги б не забыл!»
И мудрец, служить готовый,
«Быстро вынул из мешка»
Метод свой «научный» новый –
«Золотого Петушка»:
«Вот Вам, Отче, излучатель.
Вот – теория его.
Будет смирным обыватель,
Облучишь когда его».
Зевс включил в своей Столице
Башен ретрансляций сеть –
И «Петух» со своей «спицы»
Для народа начал петь.
И случилося там чудо:
Как «Петух» на «спицу» сел,
То народ забыл про блуды,
«Славу Господу» запел.

Но теория отравой
Оказалась: «В ухо влил
Яд» теории лукавой –
И тем Зевса «отравил».
А мудрец, коварный Некто,
Славою был обделён:
От побочных от эффектов
«С колесницы пал Дадон».
Первый зам. же враз собрался
Те эффекты устранить.
Очень скоро обещался,
Если будет он «рулить».
Ну, теперь Дадон не страшен –
За Всевышнего он здесь.
И теперь та сеть из башен
Континент покрыла весь.
Но он скуп был «хлеб насущный»
Человеку «днесь» давать.
Люди стали непослушны,
Чтоб на Бога уповать:
Ведь голодному не можно
Долго, что он сыт, внушать.
С этим делом осторожно
Всё же надо поступать.
И побочные эффекты
Продолжали нарастать.
И тогда И.О., как Некто,
Снова стал изобретать.
«Белым Тезисом» за блага
Пользоваться он не мог:
Говорят, И.О. был скряга,
Регент был он, а не Бог.
И тогда «изобретенье
Века» сделал Регент наш:
«Есть для «Тезиса» спасенье:
Бед виновник – Сатана!»
Это он – враг и отступник,
Он – командует людьми,
Предо мною он – преступник,
Ну а я – хорош вельми!
Я борюсь с ним неустанно
И победа – впереди!»
И народ запел Осанну:
«Слава Тебе, Господи!»
А сеть башен помогала,
Взбадривая ту страну:
«Славьте Господа сначала,
Проклинайте Сатану!»

Только это объясняет
Ту живучесть Сатаны:
Никогда не «побеждают»
Те, кому мы так нужны!
Он своею сделал Тенью
Сатану. И в той «Тени»
Занимался дребеденью,
Проводя свои все дни.
А когда «Мечём Руслана
Отсекли ту Бороду»,
Он пришёл к нам дым обмана
Распускать у нас в «Саду».
Рассказал такое дело:
Он свободу «Тени» дал –
Ну а «Тень» его ж и съела.
Ах, какой тот «Тень» нахал!
Да, нахал. Но почему же
Ты ему свободу дал?
Потому, что он был нужен.
Ну а тот про то смекал,
Что не может бородатый
Сам пройти свои пути.
Ну а тут – закон, ребята:
Коли нужен – то  плати!
Вот и сказано: «Покуда
«Борода» эта цела,
То изменник, сей иуда,
Не боится вовсе зла!»

Так что Редькина, беднягу,
Нынче искренне мне жаль:
Опоздал он, бедолага,
Рассекречена «деталь»
Хитроумного «дивана»,
«Сняли Тезис» уж давно,
Только счастья для Ивана
Нет. Такое вот кино.
В меркантильных интересах
Затаскали «Тезис» тот.
Инструментом злого беса
«Тезис Белый» тот идёт.
И музейным экспонатом
Почитает молодёжь
Тот замызганный транслятор –
Пусть стоит в Изнакурнож.
Ну а «Тезис» сам тот «Белый» –
Он значенья не терял.
Коль добро ты людям сделал –
То любовь завоевал.
И на нём транслятор новый
Там у Януса готов.
Этот Тезис стал основой
Отношения богов
К человеку. И покуда
Будут к нам с добром ходить –
Вот и будет счастье люду,
Будем Бога мы любить.

12.09.02г.


Рецензии