Отношение к Блоку - одним файлом

Ветер. Вьюга. Мокрый снег – Отношение к Блоку – Блок бьет женщину – Слезы, плащ, сырая ночь

====================================

ВЕТЕР. ВЬЮГА. МОКРЫЙ СНЕГ

                А. Б.

Ветер. Вьюга. Мокрый снег.
Узкие ботинки.
Чей-то мех и чей-то смех.
Вам это в новинку?

Ну а я сроднился с этим.
Пропадай, моя душа!
Пусть я пьян, но ум мой светел.
И бабенка хороша.


ОТНОШЕНИЕ К БЛОКУ

Для тех, кто еще не разобрался, не понял:
Александр Блок – поэт третьесортный,
театрально-напыщенный, вроде актера,
которого принц Гамлет поучал в третьем
акте одноименной пьесы Шекспира.

В его «Страшном мире» нет ничего страшного,
а только желание заменить юношескую позу
романтика позой повзрослевшего циника,
но так, чтобы в этой позе была все же романтика,
чтобы превращение романтика в циника
воспринималось читателем как вселенская
драма, а рестораны и бордели Питера
как преддверие Тартара.

Во всех его «могилах», «скелетах» и «мертвецах»
столько же фразерства, сколько и в далианской
готике, но Дали, в отличие от Блока, никогда
не представлялся российской публике
художником-пророком.

На самом деле художник Дали намного честнее
поэта Блока, потому что сознает, что его усы –
это что-то вроде усов рака-отшельника, который
прячет свою нежную плоть под панцирем
из полисахарида.

А поэт Блок, хотя и писал о клюквенном соке и
деревянном мече и называл себя клоуном, но
все-таки оплакивал себя как рыцаря мистической
Красоты, истекающего кровью в схватке
с уродливым миром.

Дали был нарциссом, но нарциссом беспафосным,
а Блок любил сильные чувства и считал себя
одним из Двенадцати.


БЛОК БЬЕТ ЖЕНЩИНУ

Блок то машет деревянным мечом,
то длинной тяжелой палкой,
при случае может запустить кирпичом –
женщин ему не жалко.

Готов синяки наставить
тем, кто затягивает его в черный омут
(так Блоку это представляется:
ему нравится думать,
что, развлекаясь с женщиной,
он падает в пропасть,
тонет).

Рифмуя «ад» и «яд»,
«взор – костер», «меня – меня»,
он думает, что пишет
языком огня.

Но смешны читателю все его усилия.
Может, он и был когда-то
певчею птицею, но теперь он –
поэт без крылиев.

И потому, посмеявшись
над «Черной кровью»,
отложу я в сторону
томик Блока и почитаю
стихи другого поэта –
Черного, тоже Саши
(только сейчас сообразил,
что имя-то у него –
такое, же как у Блока).

__________________________
     «Я палкой ударил ее». – А. Блок. «Черная кровь».


СЛЕЗЫ, ПЛАЩ, СЫРАЯ НОЧЬ

Чтобы повеселиться, я Блока обычно читаю.
Вот, например, цикл «Возмездие» –
с чего начинается?

Со стихотворения, которое входит
во все антологии. А ведь стих так убог,
что и печатать не стоило.

Когда я дохожу до катрена
«Я звал тебя, но ты не оглянулась...»,
внутри у меня все колыхается и улыбается.

Это четверостишие следовало бы приводить
как образец романсово-сентиментальной
безвкусицы

(долго искал рифму к последнему слову,
но ничего не попалось стоящего).

«Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла».

Смешат особенно эти строчки, если читать
стих с начала – тогда пробирает так,
будто стоишь на причале,

и тебя вдруг окатывает волна.
Можно, конечно, предположить, что Блок
здесь умышленно пишет под «жестокий романс».

Но с иронией он был не в ладах: доказательство
этому то, что школьные преподаватели берут
и катрен, и весь стих всерьез.

Впрочем, о способностях школьных словесников
(да и словесников академических)
к пониманию и оценке поэтических текстов
я кое-что знаю.

И потому умолкаю.


Рецензии