Иерей Алексий Дарашевич. Наше счастье...

Иерей Алексий Дарашевич: «Наше счастье – в терпении»
Правосл. газета. Екатеринбург. №13 (622) / 1 апреля ‘11
Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем храма Живоначальной Троицы в Поленове иереем Алексием Дарашевичем в прямом эфире телеканала «Союз»

– Дорогие друзья, сегодня мы с отцом Алексием продолжаем тему о покаянии и смирении.  Поговорим  о смиренном противостоянии искушениям. Отец Алексий, начнем, наверное, с горячей для Вас темы. Нам стало известно, что недавно у вас случилась большая беда. Сгорел ваш, насколько я понимаю, приходской дом в Поленове,  рядом с Вашим храмом.

– Это был не просто приходской дом, в нем были и моя келья, и трапезная братская, и детская воскресная школа, и братская гостиница. То есть это был дом, который обеспечивал, по сути, наше существование при храме. Дело в том, что храм находится в заповеднике. Там люди вообще не живут, там живут звери, а в древнем маленьком селе  осталось только несколько стариков и старух. Из них самостоятельно добраться до храма могут только две бабушки, бывает, только одна добирается. А храм стоит для тех, кто приезжает сюда. И если у нас не будет  возможности принимать паломников, поддерживать, хранить храм, то и храм не сможет просуществовать тогда.

Наша община состоит из молодых семей, есть маленькие дети. И каково приехать за  120-150 километров и не иметь возможности ни даже где-то присесть, ни детей покормить? Вот сейчас у нас такой возможности нет. И насколько мы сможем сохранить службу в храме, чтобы в храме горела лампада веры Христовой, зависит от того, насколько быстро сможем сейчас восстановить то, что потеряли. А это очень тяжело.

– Дорогие друзья, вы тоже можете сделать пожертвования на восстановление приходского дома. Как вы понимаете,  храм – это сердце общины, там проходит вся жизнь прихожан. Тем более что храм находится очень далеко от города. Отец Алексий, впору говорить об искушении, конечно же, но Ваше мнение:  для чего человеку, для чего Вам как священнику, как настоятелю храма посылается искушение? Ведь Господь есть любовь, а тут неприятности, потери, пожар, в конце концов...

– Такие вещи, конечно, нужно воспринимать как посещение Божие. Ведь не случайно слово «искушение» значит «испытание». Все знают  слово «искусство». А ведь это слово не имеет значения какой-то красивой жизни. Нет, оно означает – переживать искушение, переживать испытание. А испытание – это ключевое понятие жизни христианина. Без испытания невозможно нам войти в Царствие Небесное по нашей греховности. Каждый человек – это некая руда. Она в земле, она добра, но она перемешана с грязью, с какими-то ненужными абсолютно примесями. И вот есть эта руда, а из нее нужно сделать клинок. Вот какими должны мы войти в Царствие Небесное. Мы – воины, и у нас должен быть хороший клинок – Божий, совершенный, прекрасный клинок. А чтобы он получился, что с этой рудой нужно сделать? Ее нужно бросить в огонь. И вот когда готовят этот клинок,  тот материал, из которого  должна выковаться человеческая душа, должен пройти огромные, может быть, даже страшные испытания.

Что такое огонь? Это то, что сжигает тебя полностью, а не только твои вещи или то, что находится рядом. Он выжигает все внутри тебя, выжигает все ненужное и греховное, есть даже такие вещи, которые просто тебе не нужны, и они должны сгореть. Как царь Давид говорил: «Золото очищено седмерицею», то есть оно должно быть переплавлено. А чтобы ему переплавиться, нужно, чтобы огромные какие-то температуры упали на человека, и он попал бы в них и в муках мог бы все это пережить. А потом, вы знаете, что железо, которое из руды выплавляется, вынимается из огня и бросается в ледяную воду. А когда оно достается оттуда, то опять бросается в огонь, и из огня, раскаленное, бросается на наковальню. И там дальше должны быть удары, молот должен бить, бить, бить. А потом – опять в огонь, в воду, на наковальню, и опять в воду. И так до тех пор, пока не становится эта грязная руда замечательным клинком дамасской стали.

Вот такими мы должны быть. Если кто-то пришел в храм и думает, что в храме только пение, тишина, красота, нежность, то он ошибается. Настоящая духовная жизнь начинается только тогда, когда есть испытания. И они должны быть. Если не будет этих испытаний, то я не буду очищен, я так и останусь куском железа, который еще не сформирован, который еще не был в руках Божиих, не был под молотом Божиим. Поэтому человек должен даже просить испытаний, просить и входить в них. Как говорил тот же царь Давид: «Искуси меня, Боже, испытай меня, Господи», и он брал эти испытания, которые градом сыпались на него. Он ведь и терял свое царство, и царь, которого он спас и которого любил, пытался его уничтожить, и сын его восставал против него и пытался убить его, и он бежал в беде, в позоре, в потере всего – и он молился, и все равно говорил: «Господи, испытай меня». Он не говорил: «Дай мне жизнь тихую и спокойную, такую, которую я бы проводил в неге, в нежности». Нет: «Господи, испытай».

Испытание и есть, по сути, жизнь человеческая. Не бойтесь испытаний – все дело только в том, как человек принимает эти испытания. Или он ужасается и говорит: «Я не хочу, за что, почему, не нужны мне такие испытания, пускай другим, пускай грешникам будут такие испытания, только не мне», тогда он забывает, что Господь сказал: «Если ты хочешь быть  Моим, то возьми свой крест и следуй за Мной. Крест, настоящий, тяжелый, страшный крест возьми сам на себя и иди за Мной. Куда иди? На Голгофу. Я же шел на Голгофу, – говорит Господь, – и если ты Мой ученик, последователь, ты должен за Мной идти. Я иду на Голгофу, и ты иди на Голгофу со своим крестом. Принеси этот крест, поставь его и дай, чтобы тебя распяли. Вот тогда ты – Мой ученик».

– У нас звонок из Волгограда.

– Меня зовут Андрей, я хочу задать  такой вопрос. Если человеку, например, выпадают  трудные минуты, и в это время он не молится, то может ли ему Бог помочь?

– Может, конечно. Господь ведь видит все,  Он может и такому человеку помочь. Но если это случится раз, другой, третий, четвертый, пятый, то человек уже становится как будто мертвым. Он уже перестает быть даже человеком, он уже труп живой; тот человек, который не молится, не дышит, потому что молитва – это дыхание души. Это не просто слова, это мое дыхание, которое я посылаю Господу и от Господа принимаю его. И этим оживает моя душа, и я живу. И человек, который не молится, – мертвец, потому что ему уже не важно, как он живет, что он ест, что он пьет. О таких людях Господь сказал: «Оставьте мертвецам погребать своих мертвецов»

Мы должны им помогать, мы должны их поднимать, вразумлять, делиться, но если он не хочет, значит, это, действительно, добровольный мертвец. И с таким уже ничего не сделаешь.

– Отец Алексий, Вы говорите, что искушение – суть испытания. Но мы ведь зачастую сетуем на жизненные неприятности, а Церковь учит нас, что искушения даются по силам. И здесь есть какое-то несоответствие: по силам, а мы сетуем.

– Действительно, нам  почти всегда кажется, что испытания нам даются не по силам.

– Отчего?

– Мы слишком жалеем себя. А жалеем, потому что не очень понимаем, насколько грешны. Господь ведь посылает испытания для исцеления нашего и для укрепления нас в воле. Бывает, даже не столько для исцеления от грехов, сколько для того, чтобы человека сделать  более совершенным. Вот та руда, о которой мы вначале говорили, она же сама по себе вроде бы неплохая. Но она должна стать лучше, она обязана лучше стать, если она Божия. А если человек просто смотрит по сторонам и говорит: «А вот тот – грешник, но у него нет же таких испытаний, как у меня, а вот тот – еще хуже, но они  благоденствуют. А я почему-то наказан, я ведь десятой доли не делаю того, что они делают, мне-то почему?». А Господь говорит: «Милый Мой, они-то уже мертвецы, уже не слышат Меня. А ты способен еще услышать, и Я хочу, чтобы ты стал сильнее, крепче, совершеннее духом своим, чтобы ты был просто щедрее – Божиим стал человеком».

Понимаете, можно ведь кроме того, чтобы самому принимать испытания и стоять в этих испытаниях, служить Господу. И говорить: «Господи, от Тебя эти испытания, я же с Тобой, значит, эти испытания нужны мне, Ты ведь любящий. И если мне так трудно и больно от того, что Ты даешь, значит, Ты должен сделать из меня какого-то другого человека, и Ты не смотришь, что я оказался немножко лучше других». А Господь говорит: «Я тебя не по ним меряю, Я тебя по другим меряю. Вот видишь – святыня, святой человек, вот он, батюшка Сергий Радонежский, вот он, Серафим Саровский, вот матушка Матрона – посмотри на них. Ты до них-то почему не растешь? Расти, вставай, живи так, будь к себе более суров, более жесток, не жалей себя. И тогда ты станешь другим человеком».

А мы-то почему все время плачем и ужасаемся от наших испытаний? Потому что нам кажется, что они сверх наших сил, а Господь просто тянет нас, как будто за плечи, за волосы, и говорит: «Поднимайся, не спи!».  Ты взошел на десять ступеней и говоришь: «О, все остальные остались там, внизу, а я так много достиг, я сейчас отдохну». А Господь говорит: «Нет, тебе отдыхать не надо, иди дальше, смотри, кто еще есть вокруг тебя, поднимай их, веди за собой и говори: поднимайтесь, двигайтесь, это испытание не только мое, но и ваше, мы должны  взяться за руки и идти». Вот еще испытание: возьмите за руку ближнего человека, родного своего, и это испытание совершенно по-другому увидится. По-другому вы сможете их пережить и оцените эти испытания совсем по-другому. Как милость Божию.

–  Санкт-Петербург на связи.

– Отец Алексий и Михаил, передача ваша всегда очень трогает и хочется как-то отреагировать на нее. Отец Алексий, я хотела бы Вас ободрить  в связи со случившимся горем. Но я вот сейчас слушала Вас и понимаю: Вы сами кого угодно ободрите, Вы понимаете, что это послано большое и серьезное искушение. Взбодритесь и  постарайтесь быть здоровым и служить Богу, как Вы служите сейчас! Еще мне хочется  попросить Вас сказать более простой адрес, по которому можно перечислить пожертвование на восстановление приходского дома.

–  Я дам номер телефона, по которому можно со мной связаться: 8-903-686-04-40. Позвоните. Даст Бог, мы вместе, может быть, поднимемся и что-то сделаем всем миром.

– Батюшка, вопрос по Евангелию. Каково духовное значение искушения дьяволом Спасителя в пустыне? Он же – Сын Божий, неужели Господь испытывал любовь и верность Собственного Сына – они же суть Одно?

– Да, там так и сказано: «И ведом был Господь Духом в пустыню на искушение». И этим Господь показывает: настолько необходимо искушение, что без него никто, даже Сын Божий, не может служить Господу. Почему? Да потому что ведь Он тоже воплотился и стал Человеком, таким же, как мы. Ему так же было тяжело, трудно, Ему хотелось отдыхать, Он хотел пить, хотел есть. Отчего происходит множество наших грехов и слабостей? От того, что  силы  наши не беспредельны, и поэтому мы можем просто что-то забыть, просто устать и уснуть или малодушно сказать: «Нет, я уже выбился из сил, и я на службу не пойду». И Он таким же был, и вот Господь должен был нам показать, что сил человеческих достаточно для любых искушений, для любого испытания. Он для того и воплотился, чтобы все пройти вместе с нами и сказать: «Вот, Я иду с тобой, ты жаждешь, ты хочешь пить – и Я хочу пить. Ты шел со Мной целый день на солнцепеке, ты устал – и Я не меньше устал».

Но в усталости, в трудах, в боли, в болезни мы все равно должны быть Божиими. В этом и есть наш завет и наша задача. Он не просто прошел, а прошел до предела, Он пришел, чтобы принять добровольно унижения, испытания, грязь, которая на Него лилась, клевету. Он просто шел по улице с крестом на Голгофу, а стояли толпы народа, которые еще неделю назад прославляли Его, а теперь плевали в Него. И Он Сам это выбрал, Он же ведь знал все: Он мог одним движением Своим убрать все абсолютно, но Он принял все на Себя. И принял даже смерть.

Если уж Господь не только сжег дом Сына Своего, а у Господа никогда и дома-то Своего не было, если уж Отец излил всю Кровь Сына Своего за нас, то мы должны понимать, что здесь надо благоговеть даже перед испытанием. Благоговеть и участвовать в испытании,  не отстраняться, а душу свою вкладывать в него и говорить: «Господи, мне кажется, что это невыносимо больно, но это Ты делаешь, это Ты испытываешь, продолжай испытывать». Вот как мы должны жить.

– Батюшка, но зачем нам все-таки эта закалка, если Господь про нас все ведает, знает  наши мысли, знает наши сердца, видит  так, как мы не видим себя сами?

– Миша, Он –  ведает, а мы – не ведаем. Мы же не знаем себя, как правило.

– А зачем нам это знание?

– Затем,что мы должны знать, насколько не соответствуем тому образу, который  на себе носим. Смотрим в зеркало и только поправляем прическу, одежду, любуемся собой. А Господь говорит: «Разорви, войди внутрь, войди в сердце свое, войди в душу. Войди и посмотри, что делается у тебя в сердце: какая же там грязь, сколько там застарелой лукавой грязи. Войди в это во все».

А ведь это больно, даже порезаться мне больно, а мне нужно самому грудь свою разорвать, сердце свое плотское разорвать, чтобы войти и эту грязь вытащить оттуда. Вот тогда-то я увижу, насколько я грешен.

– Хорошо, батюшка, все мы грешные. А святые, те, которые любили Господа, их Он зачем искушал? Они и так шли к Нему...

– Да, это одна и та же природа – только они смогли это сделать, а мы не можем.

– Они святыми были до искушения, до противостояния греху? Или стали ими только в результате искушения?

– Давайте определимся в самом понятии «святой». Мы говорим, что святой – это просвещенный, светлый человек. А само слово «святой» обозначает «отделенный, выделенный» от Господа. И вот Господь действительно кого-то  выделяет и говорит: «Вот это Мое, Моя душа». Так оно и есть, Господь все знает про нас. Но Он-то знает, а мы нет. И если уж Сам Господь должен был не просто явиться в 33 года и не сесть сразу на Престоле, а  быть распятым, то Он ведь родился. Как у каждого маленького ребенка, у него были разные болезни, Он все абсолютно перенес, чтобы и Его Тело очистилось.

Все дело в том, что тело наше –  греховное. Когда-то мы, в Адаме еще, согрешили, и после этого наше тело все пропитано грехами. И когда мы смотрим на маленьких детей и считаем их ангелами, в которых нет греха, мы ошибаемся. Родители, родив этого маленького человечка, вложили в него грех. В нем он есть, и значит, его надо выжить оттуда. Не просто вынуть, а выжить. Кто-то сгорает в огне, кто-то кровью омывается, как мученики, а кто-то, как преподобные отцы, ежедневные мученики; они ведь себя тоже мучают, они себя очищают ежедневно, а это бывает еще труднее, чем один раз помучаться.

Поэтому все, каждый из нас, любой святой, приняв это тело и приняв все его страсти, должен их переплавить, должен их сжечь в огне.

– Батюшка, поговорим еще о смиренном противостоянии искушению. Ведь противостоять – значит «быть против», а такое противление не является ли знаком отсутствия кротости, смирения? Ведь любое искушение – это воля Божия?

– Давайте определимся, а чему здесь противиться? Искушение нужно принять, а противиться своей слабости, жалению себя. Мы должны противиться самим себе, своей мелкой душонке, которая часто навязывает нам свои мысли и поведение: «Вот, там стоит какой-то грязный бомж, я лучше обойду его, потому что запах от него неприятный... Там кого-то бьют, кто-то кричит, взывает к помощи, не побегу – а вдруг и меня тоже ударят...». И вот этому своему малодушию мы должны противиться,  должны быть воинами, так Господь нас призывал. А воин – тот, который противостоит врагу.

Ведь кто делает все эти вещи? Попускает ведь Господь испытания, но уничтожает нас сам дьявол. И как  противостоять дьяволу? Верой. Принятием воли Божией, принятием и стоянием, когда со мной случилась беда. Если у меня умерли дети, я должен это принять, должен противиться той жалости, когда буду жалеть ближних своих, жалеть себя. Я должен противиться саможалению, эгоизму своему, должен говорить: «У меня осталась жизнь, у меня остались руки, здоровье, и я могу помочь другому человеку. Инвалиду могу помочь, несчастному, забитому, тому же погорельцу. Я могу помочь – в этом и есть мое воинство, моя брань. И брань против себя, против саможаления, грехов своих, и против того, чтобы мне устраняться от трудностей мира – я должен брать их на свои плечи, когда я вижу чужую беду,то подставляю свое плечо. Вот как я противлюсь беде. Не Господу, не испытанию, а именно себе самому».

– Вопрос из Орловской области.

– Батюшка Алексий, это раба Божия Нина. Скажите, пожалуйста, как человеку можно побольше дать смирения?

– Смирения дать невозможно, его можно только получить, просить можно. Мы слышали в церкви, что смирение – «яко миро, сходящее на браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» – на главу Ааронову сходит миро, и по браде стекает, вот так и смирение опускается на человека, входит в душу, омывает ее. И лучше смирения, благоуханней, дороже в этом мире нет ничего. В смирении – любовь, покой, в смирении Господь.

Вспомните, как говорил Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». О смирении надо просить, и если вы будете просить, Господь его даст. Просить-то просите, но еще и смотрите, что в вас есть несоответствующего смирению. Ведь каждый из нас – тот скульптор, который высекает из огромной бесформенной глыбы скульптуру Божиего человека. Который из своей руды выплавляет, выжигает и выбивает молотом ненужное и делает достойное. Я сам должен это все делать – в этом и есть смирение. В чем? Когда меня укоряют, я принимаю, когда меня обличают, я принимаю. И это укорение и обличение – самое лучшее лекарство для меня. «Пей поношение, друже, как воду жизни», – когда-то сказал святой. Это вода жизни – поношение, и в этом поношении и будет твое исцеление.

– Следующий вопрос – от Оксаны с нашего интернет-форума: «Как побороть желание незамужней девушки стать немного привлекательней внешне, используя декоративную косметику, и как смириться с тем, что, решив не краситься даже немного, ты понимаешь, что мужчины на тебе обращают еще меньше внимания?».

– Знаешь, Оксаночка, мужчины действительно будут меньше обращать на тебя внимания. И это замечательно. Ведь кто обращает на тебя внимание? На тебя обращают внимание те, кто ищет легкого удовольствия. Ведь когда женщина красится, она, по сути, пишет красками: «Обратите на меня внимание, я хочу, чтобы вы увидели, какая я приятная, как я хороша собой, и меня можно взять, мной можно пользоваться». А вот если вы хотите выйти замуж, то вам другое нужно посылать. Вам нужно в мир посылать обещание, что «я буду хорошей женой. Не любовницей, не девушкой на час, на месяц, на период отдыха. Нет, я буду настоящей, хорошей, честной женой. Я не крашусь – а мне не надо лгать».

Мы же знаем, что такое приукрасить себя. «Я не столько солгала, – иногда говорит женщина, – как приукрасила». Она решила: эта правда не очень хорошо выглядит, дай-ка я ее подкрашу. Она солгала. И вот то же самое происходит, когда мы подкрашиваем себя. Мы ведь лжем,  говорим, что это лучше, чем у меня есть.

А часто женщина честно говорит, что «мне не нужно приукрашивать себя, и вот оно – то, что у меня есть, и я ни в чем не лгу». Конечно, многие женщины могут сказать: «ну, это же такая малость, это же не главное». Я тоже скажу: «да, малость, да, не главное». Но Господь ведь сказал: «Верный в малом и в великом будет верен». И мужчина говорит женщине: «ну, раз ты в этом приукрашиваешься, хочешь немного приврать, то за тем, как ты выглядишь, о чем ты говоришь, как ты себя ведешь, может быть что-то другое». Вот ведь как смотрят на тебя тогда люди.

Главное, не бойся. Это и есть малодушие, это и есть наша испорченность. Потому что мы смотрим и стараемся быть как все. И весь мир лжет, и даже в мире на сегодняшний день стало уже правилом, что без лжи  нельзя, ложь, оказывается,  уже нужна, уже люди не слышат слова Господа, что отец лжи – дьявол. Они этого не понимают. Но мы-то должны это понимать, нам нельзя лгать. Поэтому не бойся быть такой, какая ты есть, и все будет хорошо. Тот, кому нужна жена, тебя увидит.

– Отец Алексий,  благодарю Вас за беседу; благословите наших телезрителей.

– Я сегодня молился, и, наверное, мы все сейчас должны молиться, и Псалтирь, по крайней мере,  Давидову читать. Где укреплять нам силы свои? В молитве. «К Тебе, Господи, воздвигну душу мою, Боже Мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеются врази мои» – «К Тебе, Господи, я воскресил душу мою, я надеялся на Тебя, и пусть мне никогда не станет стыдно».  Мы должны терпеть Господу, и в этом терпении во всем, что происходит с нами, ради Отца нашего Небесного и есть наше счастье, наша Божественная жизнь. Большое спасибо вам за то, что вы откликнулись, мир вам и благословение Божие.

 Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54


Рецензии
"И вот есть эта руда, а из нее нужно сделать клинок" -
такие неожиданные образы использует в беседе отец Алексий...
Спасибо, Борис Иванович!

Татьяна Кожухова   27.05.2011 20:01     Заявить о нарушении
Да, Таня, - мудрый батюшка... не зря к нему за 100 км люди приезжают

Борис Пинаев   27.05.2011 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.