На маскараде
Таким представился мне главный проспект города первой половины XIX века, когда, не торопясь, подходил к дому Энгельгардта, что на Невском, 30. Он угловой и поворачивает с Невского проспекта на Екатерининский канал. Его небесно-голубой фасад в стиле барокко отмечен броской рекламой “Пепси” и арочными входами станции метро. Здесь же, справа, вход в Малый зал Петербургской филармонии. У этого дома большая и давняя история, но более памятными остались нам проводимые здесь блистательные маскарады, которые собирали высший свет и совершенно иную публику, уравнивая чины и сохраняя за масками тайну отношений. Может быть, именно поэтому, здесь и произошла драма из светской жизни “Маскарад”, описанная Лермонтовым. Бедная Нина теряет браслет, и неистовый Арбенин думает, что его обманули, ославили и унизили. Закипают роковые страсти
Поднимаясь по широкой мраморной лестнице филармонии в бальные залы, легко представить себе тысячи горящих свечей в богатых бронзовых люстрах. Их блеск усиливается еще более в зеркалах, мраморных плитах и паркете. Всюду роскошные комнаты, мебель, живопись и причудливые драпировки. В огромных зеркалах отражаются мужчины во фраках и пышные дамские туалеты, струится неуловимо тонкий запах духов. По установившейся маскарадной традиции, кавалеры и дамы здесь говорят друг другу обязательно “ты”. Дамы под масками в домино или маскарадных костюмах, стараясь заинтересовать кавалеров, часто интригуют их, намекая, что им известны какие-то их секреты. Чтобы не быть узнанными, маски часто меняли голос и манеры. Мужчины, по большей части, на этих маскарадах бывали без масок. Особую интригу придавало то, что здесь можно было встретить под маской гордую графиню или княжну – “Диану в обществе, Венеру в маскараде” – и легкомысленных жриц мимолетных наслаждений.
За спиной слышу беспечный разговор двух масок о том, что в столице нынче в большой моде поручик Лермонтов:
- Мне его Демон очень нравится, как бы я хотела опуститься с ним на дно морское и подняться в облака.
- Да, все говорят о его необыкновенном поэтическом даре, но характер совершенно несносен. Представь, что на новогоднем бале-маскараде, в зале Дворянского собрания, он позволил себе предерзкую выходку против императрицы и ее двух дочерей, бывших в масках.
- Пусть говорят, а нам, какое дело? У маски званий нет, - есть тело, ищущее наслаждения.
- С’est une idee charmante, vous en avez toujours! ( Мысль превосходная, как и все у тебя! )
Появляется дама в черной маске. Один из присутствующих мужчин насмешливо спрашивает ее:
- Beau masdue (прекрасная маска), ты приехала одна?
- Как можно, - отвечает маска, - старик мой тащится за мной. Вот он.
- Могу ли я встретить и увидеть тебя без маски?
- Изволь, завтра в Михайловском театре.
- Но как узнаю я тебя, mon amour?
- Я уроню перчатку...
Грянула веселая музыка, и началась мазурка. Затем ее сменила кадриль, и разговор уже более не возобновлялся. Дама в черной маске пользовалась успехом, и кавалеры поминутно выбирали ее. Маскарад сиял в полном блеске. Здесь было все, что называют нынче светом. Быть может, только Демон, пролетая над ночным Петербургом, разглядел бы в нем нечто иное:
Хоть смысл глубокий есть в названье этом;
Своих друзей я тут бы не узнал;
Улыбки, лица лгали так искусно,
Что даже мне чуть-чуть не стало грустно.
И все же, почему так болезненно отреагировал Арбенин на мнимую измену Нины? Почему цензура так долго не пропускала Маскарад на сцену? Суть в том, что в доме Энгельгардта творились не только маскарадные действа. На третьем этаже помещалась маленькая гостиница, или по-другому "номера". Легкий флирт в бальной зале иногда заканчивался этажом выше и прямой изменой. К тому же, получила широкую огласку некрасивая история с княгиней Долгорукой, которую государь Николай Павлович завлек в комнаты наверху. После этого отца княгини сделали сенатором, а сам император стал крестным отцом родившегося у княгини ребенка. Описанные события были восприняты как намек, и драма ”Маскарад” увидела свет только после смерти Лермонтова, в 1852 году.
Стою на Итальянском мостике Екатерининского канала и любуюсь плывущими суденышками с туристами. Вот он, вечный маскарад и вечный праздник. Северная Венеция, да и только. Не хватает лишь проникновенных звуков баркаролы рядом с этим музыкальным центром Петербурга в доме Энгельгардта. Кто же мы сегодня здесь, скрывающие свои истинные лица под шутовскими масками в костюмах новых патрициев и дожей? Быть может, все мы только гости на чужом празднике сказки о всеобщем благополучии, достигнутом страной по воле его неутомимых правителей. Вся эта нынешняя пора - внешне блестящая, но пустая и ничтожная внутри, ибо нет глубоких замыслов и стремлений. Смейся же, Демон, летящий над ночным городом с безумной улыбкой! Это твоя ночь, и финал ее уже предсказан Гением...
Свидетельство о публикации №111052605738
С уважением,
Юрий Кушнеревич 30.09.2014 18:46 Заявить о нарушении
Сергей Псарев 01.10.2014 18:57 Заявить о нарушении