О школе и временах. Заметки
Школа -это наши воспоминания на всю жизнь: сначала мы вспоминаем (чаще -с юмором)школьные события, встречаясь с друзьями, потом - разговорившись с новыми знакомыми, потом - по мере подрастания наших детей, внуков,также,бывает,некоторым доводится и в интервью отвечать на вопросы о своей школе,а еще бывает и просто самому припомнится что-то хорошее из школьного детства...
Нельзя зацикливаться на позиции типа "вот в наше время , помнится, было",но и нельзя равнодушно смотреть на то, что теряется в сегодняшних школьных реформах, например, у нас в Беларуси.
Разве может лотерейный тест заменить живое общение экзаменатора и экзаменуемого !
Разве может такое быть,чтобы учитель не имел возможности выписать для себя журналы и газеты,купить модную одежду,хороший компьютер и автомобиль.
Разве может такое быть, чтобы ученик, написавший сочинение САМ (правда, он ко мне обратился за методической помощью), получить в ответ от учителя:- "Ты списал, оценка снижена на два балла",а списавший сочинение из Интернета получил похвалу и хорошую оценку.
2.
У меня мама была учительницей руского языка и литературы.У неё в лучшие её годы (знаменитые шестидесятые!- Евтушенко,Вознесенский, открытые "закрытые",время надежд и достижений)был самый дружный и любимый класс.Бывшие ученики и сегодня приходят на мамину могилу и приносят цветы.Они стали хорошими людьми- врачами, руководителями, инженерами,журналистами, кондитерами,строителями,авиаторами...
3.
Мама почему-то не любила получать цветы 1 сентября, сравнивала эту гору цветов с похоронной какой-то обстановкой.Но всегда 1 сентября у нас в трехкомнатной квартире стояли гладиолусы и розы в вазах на столе и на подоконниках.
Мама умерла тоже 1 сентября, немного не дожив до семидесятилетия.
4.
Открываю книги, с которыми работала мама: везде пометки, пометки, закладки, закладки,ссылки на словари,толкование слов,выражений...
Словарей в доме всегда было много: орфографические,толковые, ударений,фразеологические,иностранных слов и т.д.
Помнится из детства ( и мы с папой часто это вспоминаем и теперь) как папа , получив первые большие премиальные за какой-то сданный серъезный объект ,на котором он был начальником участка, привез из Минска мне первый во дворе велосипед "Школьник" , а маме- факсимильное издание " Толковый словарь великого и живого русского языка" Владимира Даля , четыре тома.
Первый словарь в моей школьной жизни - словарь С.Ожегова пятидесятых годов издания, начинавшийся с предисловия, где утверждалось, что свой неоценимый вклад в дело развития русского языка внес великий вождь и продолжатель дела Ленина товарищ Сталин.
А сегодня открываю оксфордский Русско-английский словарь и обнаруживаю все ненормативные слова и выражения.(В словаре не пропипикаешь,как в телевизоре!).
5.
Моей настоящей первой учительницей была Анна Дмитриевна Волынец,светлая её память!,мама В.Занковца, лауреата Ленинской премии за памятник-мемориал Хатынь и за Брестскую крепость.
Анна Дмитриевна была для нас и мамой,и бабушкой,и строгой наставницей , сумела всех, независимо от способностей, выровнять и подтянуть до достаточно высокого уровня подготовки к средней школе,потому в пятом классе мы были почти все отличники и хорошисты.
6.
И все же теперь,с высоты прожитых (по-разному) лет позволю высказать: главное в школьном образовании - научить школьников самостоятельно добывать знания и стремиться понять материал, а не вызубрить.
Древнегреческий философ Карнеад( II-й век до н.э.) заметил:
" Не все, что происходит, происходит от судьбы.Кое-что находится и в нашей власти."
Спасибо школе, дала возможность и древнегреческих филосов воспринимать.
А еще я благодарен и родителям и учителям за то, что дали на всю жизнь основы понимания наук,искусства,музыки,выносливость, умение проверять свои решения.А еще - мне и сегодня нравится учиться и познавать мир.Это здорово!..
7.
Наверное, это пессимистичная позиция,но хочется ,глядя на современную школу и перефразируя известное выражение, воскликнуть: - А учителя кто?...
За давностию лет...
8.
Человеку довольно сложно перекидывать мостики в прошлое и анализировать на этой основе настоящее,потому что мы постоянно меняемся и к тому же склонны помнить о себе только хорошее.А хотелось бы видеть как школа делает всех учеников лучше, добрее, современнее.
Напитать детей знаниями и физическими кондициями и поставить их на крепкие ноги вначале длинной и трудной жизненной дороги.
9.
Говоря о школьных педагогах,очень добрыми словами характеризуя женщин-учителей, не могу не высказаться по поводу срочных мер, которые должно принимать государство для создания корпуса мужчин - учителей для будущей школы. Они стране ох как понадобятся уже очень скоро!
Вспоминаю учителя рисования (извините, но имя и отчество забылось), доброго и мягкого человека, сумевшего заставить рисовать всех в классе,пробудить скрытые в глубинах натуры ребенка способности,а мой невзрачный на вид рисунок первомайской демонстрации , где люди были счастливы и искренне праздничны,несли детей на плечах и верили в светлое будущее, отправил на республиканскую выставку и оттуда пришел неожиданный диплом.
Вспоминаю учителя физкультуры ,Николая Филлиповича,его круглосуточное пропадание в школе на уроках и секциях, на соревнованиях и спартакиадах, на зрелищных Спортландиях, где мы соревновались команда классов "А" с нашей командой "Б" и по ходу учились взаимовыручке, заботе о малышах,о девчонках, отчаянно воспитывали в себе смелость, гибкость, силу,ловкость.
Вспоминаю учителя истории, нашего классного руководителя Анатолия Александровича, при всей своей внешней простоте сумевшего показать нам и Беловежскую пущу, и Москву, и Ленинград, причем, за наши заработанные деньги (металлолом, макулатура, сельхозработы).
В школе никто не курил,девочки были девочками, никто нас не развлекал, мы сами выступали с концертами самодеятельности в сельских клубах, сами проводили тематические вечера и гордились высокими призовыми местами за литмонтаж,сценку, спортивный номер, пантомиму или музыкальный номер, танцевальный.
С людьми что-то происходит, какие-то изменения.
Мы еще не все знаем о себе.
Школа должна все это видеть, замечать и бороться за будущее.
А пока его у нас отнимают. Тихо. Не мирно...
10.
Учителя сегодня оказались один-на-один с вызовами века!
Даже реально приходится сталкиваться. Например, печально известный фонд Сороса , пытавшийся под видом финансирования талантливой молодежи навязывать американские ценности.Кто-то рьяно отстаивает это фонд (" Да мы в Словакию ездили с учениками и брали призовые места на олимпиадах по ботанике!"),кто-то озабоченно обращает внимание на то, как фонд настойчиво предлагал свой взгляд на недавнюю историю СССР, наших народов ("главное - принизить нас и нашу роль в победе над Гитлером, в послевоенных технических достижениях и т.д."). А поток информации по СМИ и по Интернету!
11.
ТВ-реклама и молодежь - это отдельный разговор.
Например, сейчас, в Беларуси идет реклама жвачки :" Поход в музей - это так скучно!Давай пожуем жвачки и сами устроим рыцарский турнир!"
Явная подмена понятий.Но ведь ежику понятно: устроить настоящий рыцарский турнир возможно лишь при условии полного изучения музеев по теме, энциклопедий, истории вопроса и т.д.!
Продолжение следует.Надеюсь.
Свидетельство о публикации №111052603493
Глубокий анализ темы.
С уважением
Тамара Степанюк 14.05.2021 06:38 Заявить о нарушении
С уважением взаимным,
Владимир Нехаев 14.05.2021 12:13 Заявить о нарушении