Тёплые оттенки синего
http://www.stihi.ru/2011/03/14/9242
Город горбится и дымится,
И не хочет гасить огни.
На табло возле горбольницы -
Минус двадцать один в тени.
Город стонет, что встал с постели,
А горячего кофе нет -
Лишь смешались в густом коктейле
Ветер, снег и фонарный свет.
Затяжной снегопад стреножил
Ясноглазых лихих коней,
Запорошенный "запорожец"
Не разбудится по весне.
Не тревожьте его, месите
Бездорожье, плывя с трудом
Сквозь заснеженный Китеж-сити
Под нависшим небесным льдом.
"недовязанный сюжет"
http://www.stihi.ru/2011/02/21/10597
Синей ночью бессильные птицы садятся на снег,
Не пытайся понять почему, приглядись - и увидишь.
Я почти довязала лазурными нитками свитер.
Ты писал, что грустишь, но не можешь приехать ко мне,
Ты грустишь, потому что не любишь промозглую стылость,
Опасаешься птичьего гриппа и чахнешь вдали.
Два накида, протяжка, добавить четыре петли -
Я не жду, потому что "не ждать" я давно научилась.
Я не жду, потому что еще не довязан рукав,
Потому что зима, и летать тяжело и морозно,
Я, наверное, слишком скучна и не к месту серьезна -
С неба звёзд не хватаю, узоры беру с потолка.
Ты не можешь приехать - сюжет нашей сказки не ясен,
Если ты не сумеешь уснуть до рассвета - прости,
Я ведь тоже не сплю. И морозно трепещут в груди
Нерожденные птицы особого - синего - счастья.
"Сссиний кофе"
http://www.stihi.ru/2011/02/21/10750
Чтоб дожить до рассвета - синий выпейте кофе,
Пересоленный кофе мне сварить удалось.
Мой таинственный гость, я узнаю Ваш профиль.
Синий выпейте кофе, мой таинственный гость.
Вам не стоит бояться ни кинжала, ни яда -
Вам назначено было выпить чашу до дна.
Мне бежать по волнам синевы Ваших взглядов.
Вам не стоит бояться, мне - бежать по волнам.
Расплескавшийся кофе, гребни пенных плюмажей.
Вы сложили одежду как салфетку, точь-в-точь.
Бесконечная ночь растечётся по пляжам
Расплескавшийся кофе, бесконечная ночь.
Свидетельство о публикации №111052504882
Похоже Братислава — мастер атмосферы. Её стихи — это не просто слова, а плотная ткань из образов, звуков и ощущений. Она умеет вплетать в текст детали, которые создают почти физическое присутствие: холод, тишину, ожидание. Её стиль я бы охарактеризовал как «лирический минимализм с элементами сюрреализма». Я, правда, не силён в классификации поэтических стилей и направлений, но мне так кажется. Она не перегружает текст избыточными метафорами, но каждая деталь работает на общее настроение. Братислава активно использует культурные и мифологические аллюзии, которые добавляют текстам глубины. Интонации Братиславы — это тихий голос, который звучит как шёпот. Её стихи не кричат, не требуют внимания, но при этом их невозможно игнорировать. Они звучат как монологи, обращённые к себе или к невидимому собеседнику.
- Снегопад - Здесь доминирует «зимняя эстетика». Город «горбится и дымится», словно живое существо, уставшее от холода. Фраза «Минус двадцать один в тени» — не просто температура, а символ застывшего времени, где даже цифры на табло кажутся замерзшими. Запорошенный запорожец — не просто машина, а олицетворение ушедшей эпохи, которая «не разбудится по весне», чего-то устаревшего, что уже не вернётся. Китеж-сити — аллюзия на мифический град Китеж, ушедший под воду, но здесь он уходит под снег, становясь символом забвения и утраты. Интонация снегопада — усталость. Город стонет, запорожец не разбудится, а люди плывут с трудом. Это стихотворение о том, как холод и снег парализуют всё живое.
- Недовязанный сюжет - Текст построен на метафоре вязания, которая становится символом незавершённости отношений. Вязание — это аллюзия на миф о Пенелопе, которая распускала свой ковёр, чтобы оттянуть время. Но если Пенелопа ждала Одиссея, то героиня Братиславы не ждёт, хотя продолжает вязать. Это противоречие между действием и внутренним состоянием создаёт напряжение. «Два накида, протяжка, добавить четыре петли» — это не просто описание процесса, а попытка удержать что-то хрупкое, что вот-вот распадётся. Интонация — сдержанная грусть. Героиня говорит о своих чувствах спокойно, почти отстранённо, но в каждой строчке чувствуется напряжение. Стихотворение звучит как монолог женщины, которая научилась «не ждать», но при этом продолжает вязать, как будто надежда ещё теплится в петлях.
- Синий кофе - Почему синий? Потому что синий цвет — это аллюзия на символизм (например, синий цвет у Блока или Чюрлёниса). Это цвет невозможного, мистического и таинственного. Это цвет, который притягивает, но одновременно пугает своей загадочностью. Здесь «сюрреализм достигает своего пика. Синий кофе — это не просто напиток, а символ чего-то невозможного, мистического. «Пересоленный кофе» — это горечь, которую героиня предлагает своему гостю, как испытание. Бесконечная ночь, расплескавшийся кофе, пенные плюмажи — всё это создаёт ощущение сновидения, где реальность смешивается с фантазией. Интонация — мистическая тайна. Героиня говорит с таинственным гостем, предлагая ему "синий кофе". Её голос звучит как заклинание, которое должно раскрыть какую-то тайну. Синий кофе — это напиток для тех, кто готов принять невозможное.
Братислава — это поэт, который умеет говорить о сложном просто. Её стихи — это не просто слова, а атмосфера, которая окутывает читателя, как снег или синий туман. Она не боится тишины и пустоты, и именно в этой тишине рождается её поэзия. Если бы Павел Бетач писал рецензию на её стихи, он, вероятно, сказал бы: "Братислава — это поэт, который знает, как заставить снег говорить, а кофе — сиять.")))
P.S. Если вдруг Вы, Братислава читаете эту рецензию, то вот Вам вопрос: «А что будет, если синий кофе всё-таки выпить? Или это уже сделал кто-то до нас, и теперь он бродит по заснеженному Китеж-сити, пытаясь довязать тот самый свитер?»)))
Дмитрий Куваев 03.02.2025 18:32 Заявить о нарушении
Мне очень приятно.
Синий кофе это, конечно, для бредущих в холодном Китеже, раз уж недовязанный свитер их не греет.
С благодарностью, Светлана
Братислава 03.02.2025 17:04 Заявить о нарушении