Игралище страстей

Мысли над строкой
(литературной газеты «Графоман», Архангельская область)

                «Дело тут даже не в том, что лучше или хуже. Своё, и больше ничего».
                (писатель Сергей Залыгин)

НАД ЧЕМ ШУМИМ, ГОСПОДА СТИХОТВОРЦЫ?

Разумеется, я не против литературной учёбы именитых, Ангелины Прудниковой, члена СП РФ со стажем, в том числе. Столько лет в гуще областной литературной жизни дают ей, видимо, право на это. (Раньше она брала его сама.) К тому же есть критиканы, которые и стихов-то сами не пишут. У Ангелины и с этим всё в порядке. Другое дело - какая-то своя, особенная логика суждений - к ней надо привыкнуть. Или не вникать.
Удивляет выбор авторов для литературного «обстрела». Ежу понятно, что раз уж они в Союзе – в писательских кругах свои в доску. Членство в рядах мастеров слова – как броня. И потому на данном этапе разборы и оценки их творчества в самиздатовской газете - бессмысленный труд и пустая трата времени, со слов самой же Ангелины - «писк какой-то там Прудниковой». Разборки предполагаются на другом, профессиональном уровне, в изданиях союзного пошиба. Возьмём Логинова. Суть «лаять на слона» - «достойного сына Отчизны», лауреата литературных премий, автора нескольких книг? В «Графомане»? Да его ж «легендарным» нарекли, портреты в музеи пишут – сама в Каргополе видела! И в Союзе писателей он аж с прошлого века! (1988). Так что… Что ни говори – «темно» ли творит «звезда пера и мысли», понятно или нет, но личность в литературе состоявшаяся: одолел литературный институт, тиражировал пять поэтических сборников: «Два света» (1984), «Голубиный колодец» (1986); «Неслучайная встреча» (1990); «Сеча» (1995); «Сквозь сумерки» (2001). Печатался в коллективных сборниках, на страницах столичных и областных журналов: «Октябрь», «Москва», «Наш современник», «Север» и «Двина», в альманахе «Белый пароход», антологиях «Прекрасны вы, брега Тавриды», «Здесь начинаются дороги», «Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков». Награжден знаком Министерства культуры «За достижения в культуре» (1998). Лауреат Всероссийской литературной премии им. Ф. Абрамова (2001). Руководитель литературной студии «Белый журавль» при районной библиотеке. Один из инициаторов и организаторов ежегодных областных литературных фестивалей в Каргополе. Теперь вот автор «Графомана», ведущий литературно-философской рубрики «Соответственно, жизнь…».
Как видим, Александр давно уже сам учит. Его самоутверждающая строка «всё объяснить людям силясь …» - и есть, собственно, не что иное, как вывод.

Все объяснить людям силясь,
Стыну, что кол в городьбе…
Мы сострадать разучились
Небу, природе, себе.

А то, что, мол, «сам в вечных вопросах» - так на то он и поэт, чтобы задаваться ими и искать на них ответы. Логинов и ищет. Сложно, мучительно. И разве волнуют его только «полёты», высокие сферы, и - ни одного взгляда на землю, на которой «гадость»?

Я плыву над землей голубой,
 как ребенок в купели небесной,
Я плыву и тяну за собой
Морок Велеса, Лелевы песни.
 
А внизу, среди мшистых болот,
Где болезненный день, как старуха,
Вместе с робкой надеждой встает,
Просыпаются нищие духом.

(последнюю строфу опускаю)
(«Братство»)

Я ещё лет десять назад в репортаже писала: «…открыла для себя имя Александра Логинова, когда голос молодого автора зазвучал со страниц СМИ. Силища-то какая усматривалась в его патриотических стихах! И всегда жила ожиданием знакомства с поэтом. Благодаря поездке на родину известного северного прозаика Ф.А. Абрамова оно состоялось. К тому же в автобусе маршрута Карпогоры-Веркола мы уселись лицом к лицу. Александр был удивлен, что я слежу за его поэтическим ростом, и не первый год, а без малого двадцать! Беседовал настороженно, завершил разговор просто: «Писать надо хорошо, вот и будешь поэтом».
И хотя в защите Александр не нуждается, вот что сказал по этому поводу Дмитрий Штепа:

Одно меня тревожит:
отдав немало сил,
за всё платить я должен,
хотя и не просил.

НЕ МЫТЬЁМ, ТАК КАТАНЬЕМ...

Инга Артеева – тоже Союзник с 2007 года. Припоминаю, припоминаю, как на литературном семинаре в Каргополе она влетела в Союз писателей буквально за несколько минут до завершения его работы. В нашей группе на рабочих занятиях никто автора в глаза не видел, а прочитанные им наспех отрывки из представленной книги оставили довольно удручающее впечатление.
После я повторно и внимательно прочла в Интернете те стихи.

РУСЬ

Это лишь ты, Русь,
Песней зовешь стон.
Тяжка твоя грусть,
Страшен души сон.
Даже слеза – яд,
Даже любовь – боль,
Жестче чужой взгляд,
В ранах – одна соль.

Все, что осталось от Родины,
Нынче идет с молотка,
Пропито, съедено, продано,
Проиграно в «дурака».

Боль ледяных глаз
Яростней стократ,
Если, где жил сказ,
Ныне царит мат.
Все, что вокруг – ложь,
Все, что в душе – хмарь.
Дай дураку грош –
Будет дурак – царь.

Это не век плох,
Это всегда так:
Каждый себе – бог,
Каждый себе – враг,
Каждый себе – друг,
Каждый себе – суд…
Лучшее все – вдруг,
Сны и мечты врут.

Ложь не всегда во спасение,
Ангелы смотрят на нас,
Все же наступит прозрение,
Судный приблизится час!

Поэт не примет...
 Поэт не примет все, как есть,
Ему бы что-нибудь «помглистей».
Ну что за доля, что за честь –
Быть рупором избитых истин?

Блазнится что-то впереди,
Какой-то Музы взгляд печальный,
И Слово буйствует в груди,
Стремится быть материальным.

Графин хрустальный со слезой
В ковре персидском утопает,
А Муза нервною рукой
Поэта плечи обнимает.

А в самом деле – все обман,
И Музы – вовсе не бывало,
Графина нет, а есть стакан,
«Ковер» - простое одеяло…

И как такое быть могло?
Куда смотрел поэт-растяпа?
В руках у Музы – помело
Вороньей костенеет лапой.

А тогда и очухаться никто не успел. Да и разнообразием книжек кандидат в содружество писателей страны всех изрядно переплюнула: «Все меняется к лучшему» (1998), «Грани» (2004), «Птица Ханавей» (2005), “Зачарована небесными высями” (2006). Дело ясное, что дело решённое. Приняли, что говорится, по звонку. Свершилось! Снова факт вопиет за себя. И тут выходит: после драки кулаками не машут. По той же причине и ответная статья Любови Царьковой из Нарьян-Мара в защиту Артеевой при всём своём необъятном объёме воспринимается не более чем письмо обиженного.
Северина в который раз из гордости за члена местного ЛИТО делает акцент на том, что Инга была принята в Союз – «единственная из съехавшихся поэтов». И «случайности здесь отпадают, ведь судьями был цвет АРО СП РФ Москвы…». И то – почему бы не порадоваться за коллегу? Только создаётся обманчивое впечатление, что среди собравшихся не было больше достойных. Ни одного.
Подметила: за Артееву в основном ратуют другие.
По поводу языковых недочётов. Любые речевые недоработки (в том числе Артеевские: неологизм «безумящий» (нет такой формы причастия); тавтологию «прошла и будто бы промчалась» (масло масленое); "слёзы падают вниз" (попробуйте представить, как они падают вверх) или неточность отражения действия («бросают сетью», подмеченная Прудниковой) можно, конечно, при желании списать на свободу поэтического полёта, размах или оригинальность мысли и образа, но всё же не стоит брать эти критерии за аксиому – подведут. Ещё как подведут! Согласитесь, при выходе на публику у автора появляется ответственность перед читателем. И потому думать о качестве произведений (а не только их количестве) всё-таки надобно до того, как очередной «шедевр» «выйдет в люди». Чтобы потом не обижаться. Народ-то в большинстве своём грамотный!
Но не члену ЛитО «Заполярье» (тем более СПРФ) об этом горевать. Ведь оно, со слов руководителя Царьковой, объединяет авторов, «владеющих литературным словом на хорошем уровне». А стихотворения Артеевой ещё и «социально значимы». Автор гимна родной тундры переводит ненецкие эпические песни, активно публикуется. И в «Графомане» вот шороху навела.
Размах впечатляет. Потому и осталась Инга Артеева в стороне от полемики. Понимает - в Союзе работать надо, а не руками размахивать:

И кажется, что нужно торопиться,
Чтоб все успеть, себя увековечить…

Лично у меня к сему игралищу страстей (куражу) преобладает любопытство. Во всяком случае, «пальцы просятся к перу» и книгам, взбудораженное сознание – к прочтению, осознанию и даже изучению произведений «избранных». Хотя…не исключаю и другие мнения.

Ольга БОТОЛИНА

*ИГР'АЛИЩЕ, игралища (книж. •устар).
1. То же, что игрушка во 2 •знач. (•ритор. •поэт. ). "Я видел твой корабль игралищем валов." Пушкин. "Игралища таинственной игры, металися смущенные народы." Пушкин. Игралище стихий, Игралише судьбы.
2. Место игры.


Рецензии
Спасибо,Ольга! Учту все замечания,очень полезно было прочитать!

Инга Артеева   25.06.2012 04:39     Заявить о нарушении
Да, по живому-то - живенько... А со временем - и горяченько! Главное в нашем журналистском деле - ничего личного. Мнение, и только. Удачи и признания! С ув.

Ольга Ботолина   24.10.2012 14:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.