3. Июль 2008 г. - май 2009 г. Россия. Обложка

Сборник «СтихиИ разных лет».
Цикл
«3. Июль 2008 г. - май 2009 г. Россия»:


# 1420-й год
# В настоящем времени
# Не разглядели сгоряча...
# Марионетки
# Художник
# Спокойная радость спокойных времён...
# Солнце. Полдень. Скорость









       В первоначальной версии авторской страницы стихи сборника были представлены только циклами, не разбитыми на отдельные произведения. (Подробнее см. в "Предисловии к сборнику", http://www.stihi.ru/2013/04/20/6833.) Далее находился сборник иллюстраций, созданных в разное время как самостоятельные работы, иллюстрациями не являющиеся (кроме картины "Художник", написанной именно как персонаж одноимённого стихотворения третьего цикла) и здесь разбросанные просто по настроению. Все иллюстрации на моей странице (компьютерные работы, рисунки, картины маслом) - только мои. Так что все рецензии до 11.04.2013 были написаны или к каждому из циклов полностью, или к отдельным иллюстрациям с указанием стиха, к которому они относятся. Сейчас структура страницы переработана, так что прежние рецензии я сохранила либо к "Обложке" каждого цикла, где его повторила, чтобы не обессмысливать прежние рецензии, либо к отдельным стихам, т.е. когда-то - только к иллюстрациям. Стихи в качестве произведений (многие из которых проиллюстрированы) следуют теперь в сборнике далее, после каждой "Обложки".
        О том, почему столь разнородные по форме и тематике стихи объединены в циклы, в "Предисловии к сборнику" можно прочитать подробнее.  В основном стихи объединены по времени их написания, но всё же связаны неким внутренним стержнем каждого цикла.










«3. Июль 2008 г. - май 2009 г. Россия»:



            1420-й год


                Договор в Труа – фактически о передаче
                Франции под власть английской короны.

В Труа торжествуют. Купаясь в вине,
предательство правит пиром
и герцог Бургундский доволен вполне
решенной судьбою мира:

«Великое дело вершится людьми
великими».
                Гомон тает…
…А девочка Жанна прядет в Домреми
и еще ничего не знает. *


     __________________________________________________

     *Жанна родилась 6 января 1412 г. в деревушке Домреми.
     1420 г. – договор в Труа, результат предательства герцога Бургундского и Изабеллы. (Жанна – еще никому не известный деревенский ребенок, помогает взрослым по хозяйству, прядет.)
     8 мая 1429 г. – французские войска под командованием семнадцатилетней Жанны сняли осаду Орлеана (первая крупная победа Франции в Столетней войне; англичанам полностью отрезан путь на юг – к полному завоеванию всей страны). Осада длилась 200 дней, а освобожден Орлеан был через 9 дней после прибытия Жанны.
     К июню 1429 г. она уговорила французского Карла объявить поход на Реймс и освободить его, чтобы Карлу, как сейчас говорят, легитимно короноваться.
     17 июня 1429 г. – торжественная коронация Карла VII в Реймсе – по старинному французскому обычаю (при участии Жанны). Договор в Труа, таким образом, полностью аннулирован.
     Через год Карл, в течение еще одного года, не решился что-либо предпринять для спасения Жанны от англичан и давно переметнувшейся к ним части французской знати, в частности, знати из клана бургундцев.
     Еще через 25 лет, уже по окончании войны, Карл, однако, не поленился организовать процесс посмертной реабилитации Жанны, чтобы отныне снять с себя самого все обвинения в свЯзи с ведьмой.
     1453 г. – окончание Столетней войны, полная независимость Франции






    В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ…


Листья опали – и души опали,
судьбы опали. Тягучий ноябрь,
вылив дожди, завершится едва ли:
чем-то заклинило наш календарь.

Месяц – навеки, тоскливо, впустую.
Выцвели краски, как не было их.
Тихо компьютер гудит вхолостую,
cам заплутав в алгоритмах своих.*


     ____________________________________________________

     * Стихотворение написано в январе.






         *  *  *


Не разглядели сгоряча,
что угасали – многие.
Живую жизнь, как саранча,
пожрАла психология.

Сгубила людям ночь и день,
сожрала всё, что теплится.
Она отбрасывает тень –
на полпланеты пала тень! –
тень Геббельса. *


     __________________________________________________

     *Комментарий к данному сихотворению представляет собой отдельное эссе (где тщательно указаны источники), которое, ввиду его большого объема, приводить здесь нецелесообразно.
     Начинается оно с приведенного рассказа Николаса Рейзмана, одноклассника Йозефа Геббельса. Рейзман рассказывает, как еще в школе Геббельс отомстил отвергшей его девочке и ее возлюбленному. Он распустил в классе непристойный и заведомо ложный слух о ней и еще об одном их однокласснике. В результате все отрицали упреки в свой адрес, но оскорбленные в лучших чувствах влюбленные расстались навсегда. Геббельс усвоил, что ложь, даже без доказательств, оставляет почти вечные следы, а клевета – опасное оружие.
     Впоследствии министр пропаганды Третьего рейха Геббельс часто использовал подобные приёмы, прибегая к дезинформации и  «черной» пропаганде. Его штат состоял из двух тысяч четырёхсот пятидесяти агентов влияния. <Из статьи С. Лекарева «Властелин кривых зеркал», «Аргументы неделi» (Информационный партнёр счетной палаты РФ), № 17 (51), 26 апреля 2007 г. То же в интернете:  http://argumenti.ru/spionage/n62/34379  . Если страница в интернете не открывается, (а здесь по ссылке почему-то не открываетя), то можно открыть новую вкладку и указать данный адрес (почему-то срабатывает лучше), или можно найти её по указанному номеру газеты - просто там же, на сайте: http://argumenti.ru/  , - откроется.>
     Далее в эссе следует упоминание о событиях 8 августа 2008 года – «08. 08. 08», когда в день начала Пекинской олимпиады Грузия напала на Южную Осетию, а все западные средства массовой информации хором сообщили о нападении России на Грузию. В конечном счете все во всем разобрались, но эмоции были уже испытаны, психологический эффект произведен, и в глазах западного общественного мнения по имиджу России был нанесен мощный удар, в какой-то мере необратимый. «Оскорбленные в лучших чувствах, влюбленные расстались…»
     В данном комментарии-эссе говорится о современных психологических методах морального и физического уничтожения людей, о способах ведения информационно-психологической войны, упоминается о нелетальных и летальных последствиях применения психофизического оружия индивидуального и массового поражения, о лжи и дискредитациях, применяемых теперь как тщательно разработанные технологии.
     Надо заметить, что в данном эссе, как оно было впервые написано и опубликовано в 2009 году, последняя тема на тот момент разработана пока еще довольно слабо…






             МАРИОНЕТКИ



                Краски стерты, лица тусклы,
                то ли люди, то ли куклы,
                взгляд похож на взгляд, как тень на тень.
                <…>
                До чего ж порой обидно,
                что хозяина не видно, –
                вверх и в темноту уходит нить.
                Куклы так ему послушны!
                И мы верим простодушно
                в то, что куклы могут говорить.
                А. Макаревич




А хозяин и не нужен.
Дело здесь гораздо хуже:
не заметив собственную нить
и того, что ей послушны,
КУКЛЫ верят простодушно
в то, что могут сами говорить.

Здесь простят, а там осудят
то ли куклы, то ли люди,
веру выбирают и мечту,
и рыдают, и смеются,
любят, ссорятся, дерутся…
Нить уходит вверх и в темноту.

Пару кукол поманили
и тихонько предложили
собственный устроить балаган.
Вот потеха происходит! –
куклы сами кукловодят,
дешево купившись на обман:

забавляются другими,
как игрушками живыми,
«мир меняют», празднуют успех,
упиваются по ходу
«властью» и своей «свободой»…
Нить уходит в темноту и вверх.

Весь сценарий жестко схвачен,
каждому свой час назначен,
а в конце спектакля – тлен и прах:
«Кукол снимут с нитки длинной
и, засыпав нафталином,
в виде тряпок сложат в сундуках».

Вроде, и спросить неловко:
как бы эту постановку
отменить, испортить, прекратить?
Если куклы – извините,
если люди – то без нити
лучше бы и умирать, и жить.






              ХУДОЖНИК


Он стоит задумчиво в простенке,
за картину браться не спешит,
на палитре пробует оттенки
цвета человеческой души.

В очень старом доме с мастерскою,
на палитре, чуткой, как эфир,
что-то зарождается другое:
он ТАКИМ еще не видел мир…





              *  *  *


Спокойная радость спокойных времён –
мираж для потомков с их вечной тоской.
Возможностью счастья подразнится он
и снова обманет. И снова – рекой

нахлынет смешенье трагедий и снов.
Отдельной судьбе – да о чём разговор! –
без разницы, право, в каком из веков
задута свеча, передёрнут затвор.

А счастье  всё ближе – вот-вот, и возьмём.
А беды – хитрей, изощрённей, страшней.
…А дождик – всё капает сумрачным днём
на грустной планете, – и шепчется с ней…





                *  *  *
                На основе стихотворения,
                написанного в 14 – 16 лет,
                когда я была еще Аллой Даниловой
                и когда еще казалось,
                что впереди – огромная жизнь…

Солнце. Полдень. Скорость.
Потеряла стремя –
лучше оба бросить.
Где-то близко – время.

Время не обгонишь,
можно только вровень.
Прикусив, проглотишь
что-то вроде крови.

Скорость опьянила, –
а её всё мало! –
сердце ритм сменило,
в резонанс попало,

вот, толчок – и льется,
обдувая плавно,
ветер, как в полете
с временем на равных.

Вороному – воли
не бывает много.
Дикий берег моря
стелется полого.

.


Рецензии
Как поэта, до этого я Вас не представлял, Алла!
Но сегодня оценил и эту сторону Вашего творчества!
Сборник поэзии получился сильный. Кроме того коментарии несут дополнительное воздействие. Это чередование прозы и поэзии, я от Вас наверное научился. Раньше так делал, но не задумывался.

Особо выделил в этом сборнике стих о Жанне д Арк
О методе Геббельса тоже сильно!

Илья Бек   05.09.2014 18:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Илья!
Несмотря на свой "филологическое происхождение", я как-то не задумываюсь о жанрах и стилях (или - почти совсем), как в стихах, так и в прозе. Вероятно, потому, что заставили чувствовать: жизнь может и не продлиться, времени может оказаться совсем мало, и "не до" формы, как собственной, так и творческой...

Но я рада, если что-то получается, во всех смыслах "несмотря на"...

Алла Тангейзер   06.09.2014 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.