В. Колесов. Свобода...

+++

с.37 ...термин "свободА" - собирательное именование
соплеменников;
оно означает людей своего РОДА,
включая и друзей, и сябров, и свояков -
совместно живущую группу родственников,
то есть всех своих.

с. 105 ...Во всех индоевропейских языках
исходное понятие "свободный" не значит
"избавленный от чего-либо".
Словом "свободный" обозначалась принадлежность
к определенной этнической группе,
которая, в свою очередь, обозначалась с помощью
растительной метафоры -
от глагольной основы с общим смыслом
"расти, развиваться" (Бенвенист).

Растёт не один человек сам по себе,
но род весь, всё племя, всё вокруг,
что является или станет твоим.
Корень *swos-  -- это возвратное или притяжательное
местоимение, НЕ ЛИЧНОЕ, оно относится
к любому члену данного коллектива и
выражает взаимно-возвратные отношения.

...целая группа лиц как бы сомкнулась
вокруг "своего",
тут важно родство ПОРОДНЕНИЯ, а не родство ПО КРОВИ.
Налицо исходный синкретизм (мы бы сказали: двуполюсность.-Б.П.)
ПОНЯТИЯ:
и принадлежность к опр. социальной группе,
и сам по себе человек как член этой группы.

Когда в "Русской Правде" говорится о холопах
"зане суть несвободни", имеется в виду отсутствие у них
имущественных прав, принадлежности к дому, роду или общине.

Их личность -- их воля -- признавалась,
но свобода..., свободы у них нет (Рожков, 1906, с.62),
они -- не "свои".

Как ясно из этимологии, у славян СВОБОДА
одного корня с местоимением СВОЙ;
слово СВОБОДА - с древним суффиксом собирательности -од(а)
- издревле обозначало совместно живущих родичей,
всех "своих", и определяло в этих границах положение
каждого отдельного, т.е. свободного,
"своего" члена рода.

с. 106  Из других однокоренных слов упомянем два:
СОБЬСТВО и ОСОБА.
"Собь" (а позднее и с суффиксом - "собьство")
обозначало настолько важное свойство, что
в философском смысле оно выступало в значении "СУЩНОСТЬ";
СОБЬСТВО -- сущность,
СОБЬЕ -- существо,
СУЩИНА -- собственность,
СОБИТИ -- присваивать себе и т.д.

Когда-то СОБЬСТВО было именованием личности,
которая входит в свободный РОД как его непременный член;
по представлениям наших предков,
это и есть СУЩЕСТВО и СУТЬ всякой жизни.

Следовательно, и "свобода" -- суть этой жизни,
одно из слагаемых в совокупности признаков
свободного члена рода.
"Собь" без "свободы" не существует,
но и "свобода" сама по себе НИЧТО,
она слагается из множества "о-соб-ей".

...Лишь с начала ХУ111 в. появляется новое слово,
сменившее старое ОСОБЬ, которое обозначало хоть и
самостоятельного человека,
но обязательно в границах РОДА.
Появилось слово ОСОБА "персона, личность", уже
в соврем. понимании -- как индивидуальность, как такая
"особь", которая может прожить и ВНЕ РОДА,
стоять сама по себе (о собе).

...от "времён собства" сохранилось и сочетание
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ (означавшее буквально: личное имя свободного
члена РОДА, которое он носил по велению этого рода
как ЛИЧНЫЙ ЗНАК своего ДОСТОИНСТВА).

с. 107 ..."Свободь" -- это ОСОБЬ в границах "собины";
свобода лица при таком понимании не выходит
за пределы рода,
сущность свободы лица и состоит
в его принадлежности данному роду.
РОД обеспечивает СВОБОДУ своему члену,
но до известных пределов.

...СВОБОДА обозначает свободное состояние, но
также только в границах своего рода, как и
НЕЗАВИСИМОСТЬ, оно соответствует греческому eleutheria
"свободное состояние", но вместе с тем и "вольность"
и даже "разнузданность".
Последние значения греч. слова перешли и в слав. язык,
но гораздо позже, уже за пределами древнерус. эпохи.

Абсолютную независимость человека от власти рода
наши предки понимали как РАЗНУЗДАННОСТЬ и своеволие,
ничего общего со СВОБОДОЙ не имевшие.

Только ИЗГОЙ, изгнанный родом,
обладает подобной свободой,
но ничего хорошего  от этого и сам он не получает.
(Изгой становится часто рабом в ЧУЖОЙ общине. - Б.П.)

с.108  ...свободу русич понимал своеобразно:
как личную ГАРАНТИЮ в границах "своего" общества.
...В самых древних текстах слово СВОБОДЬ
(полная форма СВОБОДНЫЙ) обязательно
противопоставлено словам
РАБ или РАБОТА "рабство":
"Аще кый свободь или раб..."
... "свобода" как  состояние и могла пониматься
лишь в противопоставлении РАБСКОМУ состоянию.

Всякое освобождение также воспринимается
как свобода от рабства...
во всех случаях тот же заветный смысл: что-то сделали "своим",
вернули "своих", отторгли от чужого владения,
сделав достоянием "своих".

Древнейшее значение слова ИС-КУПЛ-ЕНИЕ
"плата за свободу" содержалось в корне,
известном и сегодня в русском языке (ЦЕНА).
Древнерус. глагол ИСЦЕНИТИ значил то же,
что и ОСВОБОДИТЬ. (...)
Цена -- плата за освобождение.
Свобода всегда имела свою цену.

С другой стороны, представление о свободе устойчиво связано
с понятием о ПРАВДЕ -- т.е. о СПРАВЕДЛИВОСТИ.
сРЕДНЕВЕКОВЫЕ СЛОВАРИ, поясняя полузабытые значения
старых слов, уточняют: "оправдися -- освободися"...

Развитие представления о свободе В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
идёт по тому же проторённому пути. Стремление к гармонии
выражается по древнему образцу:
свободен тот, кто живёт в пределах собственного мира,
в своём кругу, руководствуясь своим мерилом ценности и красоты,
пусть даже этот мир и будет в каком-л. отношении
и не очень хорош. Есть по крайней мере одна
существенная примета, которая привлекает:
этот мир МОЙ, знаком мне,
и признаки этого мира выражают именно МОЁ существо.

...Понятие о свободе в границах рода уже разрушено,
но принцип свободы всё тот же:
единение с сущностью тех,
которым свойственны такие же признаки существования.

...Такое же представление складывалось и в других
европейских странах. Свобода в средние века -- не простая
противоположность ЗАВИСИМОСТИ, она сочеталась с ЗАВИСИМОСТЬЮ
(Гуревич, 1972). Чем более свободен человек,
тем более он подчинен, и это особенно верно для
средневекового быта:
законы, традиции, обычаи, ритуалы,
привычки, правила поведения и прочие категории обществ. жизни
ограничивают личную свободу человека.

с. 110 ...Не только социальное состояние человека,
но и место, свободное от каких-л. феодальных поборов,
стало называться СВОБОДОЙ/слободой.

+++

В.В.Колесов. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: ЛГУ, 1986.


 


Рецензии