Венок сонетов Левицкой-Карповой
***
«1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».
Книга Экклизиаста, или Проповедника (Гл.3. ст.1-8)
***
«Прежде всего, знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».
Деяния святых Апостолов (Второе соборное послание апостола Петра, гл. 3. ст. 3, 4, 8).
***
Поразил общий «нерв» древних библейских текстов и сонетного кольца современной поэтессы, высота постановки вопроса: «Почему мы до сих пор такие?»
Первый же сонет ставит первичный диагноз:
«Культуры нет еды и пития,
И жажда зрелищ - норма бытия,
Являясь мерой глубины греха,» -
напоминая картины Нероновского Рима, с его оргиями и кровавыми зрелищами на арене Колизея. Второй сонет уточняет моральную сторону этого диагноза:
«К пороку снисходителен свидетель,
Но чаще раздражает… добродетель,
Претит толпе - дающего рука».
Если позволить себе маленькую вольность, предположив, что наша Стихира – в какой-то степени миниатюрное подобие нашего общества, то можно вспомнить забавно частое безразличие к халтуре или смешную по наивности яростную отповедь замечаниям о её наличии. Однако воинствующая серость в масштабах страны уже делается страшненьким феноменом, в котором ссылка Овидия Назона на берега Понта Эвксинского лишь частный эпизод.
Естественно, сонеты гораздо глубже по своему содержанию, в чём возможный читатель легко сможет убедиться сам.
Вызвала восхищение мысль в пятом и шестом сонетах:
«Но есть гнев праведный, что защитит подчас
Невинного. Он тоже зреет в нас,
Сим противлением - спасение неся…
Защита - не насилие, отнюдь,
Здесь к добродетели стремится суть,
Но путается логики стезя.
Но путается логики стезя:
В последствиях намерений прекрасных,
Гармонию рождая и контрасты.
Как ни стремись - все просчитать нельзя».
Ведь заповедь «Не убий», слова о непротивлении злу насилием, практически разоружали «защитников невинного»! Мысль о том, что сопротивление насилию суть пути к добродетели, очень порадовала рецензента. Хотя нельзя не согласиться со сложностью оценки возможных последствий от защитных действий.
Великолепен седьмой сонет контрастным сопоставлением Эго и Социума.
Если восьмой сонет только уточняет и развивает положения сонета седьмого, то свежести девятого сонета читатель обрадуется:
«Труд над собой тяжёлой дань работе!»
Десятый сонет несомненно написан под тягостным впечатлением беспардонного «творчества» ряда передач на каналах ТВ, оболванивающего нас.
«Лишая мысли вдохновенных крыл,
Ты неизменно каждого манил,
О призрак легкой жизни без мытарства!» - эти слова – визитная карточка автора. Суть её: только в борьбе с потоком воздуха крыло обретает подъёмную силу!
Поразила неожиданной свежестью мысль:
«При жизни не дано быть беспристрастным
Осознанным и совершенно разным
Быть может и понятие Креста».
В самом деле, ведь креста при Христе не было! Орудие пытки и казни Сына Божьего чернью и фарисейством вдруг стало предметом поклонения в храмах потом.
Прекрасен катрен 14-го сонета:
«И разум занимает не казна,
Не совершенство в технике и моде,
А полная гармония с Природой,
И самоосознанья глубина».
Воистину, «время собирать камни!»
Редко приходится встречать венок сонетов на философскую тему. В наши дни излома эволюционного трека, когда дробятся и рассыпаются камни прошлого, и, одновременно, собираются камни новой структуры Человечества, приходится поражаться рождению такого произведения на клавиатуре под пальцами хрупкой женщины. Это не стишки на затёртые любовные темы, это пробный камень твоей эрудиции и способности думать, читатель.
Свидетельство о публикации №111052308695
Хотелось самой разобраться в человеческой сути.
Я рада взаимопониманию и общению.
С благодарностью и неизменным уважением, Тоня.
Антонина Левицкая-Карпова 24.05.2011 13:10 Заявить о нарушении
Духовные проблемы несовершенства Человечества, затронутые вами, опасно уравнять с интрижками из любовных романов. Это будет попыткой стереть разницу между проблемой излечимости рака и банальной терапией простудных заболеваний.
Искренне рад Вашей работе
Сергей
:))
Сергей Таллако 24.05.2011 21:21 Заявить о нарушении