глава 12 Из записок Оли продолжение
Тепло слева
Это единственное неприятное для меня состояние. Оно связывается с чувством тревоги, опасности, мобилизации внимания. Это устойчивое состояние поддерживает само себя, сопровождается яркими навязчивыми видениями с сюжетами, напоминающими приключенческие боевики, - перестрелки, погони, быстрая смена событий. Характерные образы – саблезубый тигр, рычащий громко и страшно, кондоры – противные и алчные, акулы, гоняющиеся за кем-то.
Ощущения при этом достаточно киношные, т.е. все эти страсти воспринимаются как постороннее действие, не относящееся прямо ко мне. Основной цвет видений – красный. Как будто эти сцены подсвечены красным прожектором.
Одним словом, хорошего в этом мало, но и опасности тоже нет.
При выходе из медитации нет такого мощного эффекта, как от остальных опытов с головой, но и безрезультативных занятий у меня не бывает. Это обычно связано с обидчивым, раздраженным настроением. В таких случаях легче всего лечиться холодом справа.
Тепло справа
Очень редко удавалось застать себя врасплох с теплом справа, хотя иногда намёк на это удаётся поймать. Обычно с усилием, и не всегда успешно, вызывается ощущение тепла.
Это для меня наиболее приятное эмоциональное состояние.
Первое ощущение – приподнятость настроения, душу как бы распирает радость, лёгкость. Почему-то вижу обычно крыши домов. Дома – необычные, с крутыми черепичными красными крышами. Бывает, что сначала вижу внутренность помещения (например, собора без всяких украшений с чистыми белыми стенами), и снизу вверх взгляд устремляется через потолок на крышу. Даже, пожалуй, не взгляд, а меня саму тащит вверх. Я становлюсь совершенно бестелесная, прозрачная, лёгкая. На крыше меня охватывает восторг, я легко прогуливаюсь по конькам крутых крыш, ничего не боюсь. Всё вокруг кажется фантастичным, нереальным. Воздух – какой-то блестящий. Причём, удивительно, что эти признаки – крыши, блестящий воздух, движение вверх к небу - сопровождают каждую медитацию с теплом справа. Следующая фаза – меня начинает тянуть вверх в небо. Лечу лицом вверх, глядя на спокойную голубизну и на солнце, которое не слепит глаза. Воздух – упругий. Во время полёта я могу покачиваться, переворачиваться, подпрыгивать на облаках, как на упругой мягкой сетке. Мне тепло и уютно от солнечных лучей. Полная свобода и лёгкость. Всё это сопровождается чувством восторга, необыкновенно повышается настроение.
К сожалению, это удовольствие длится не очень долго (трудно оценить, но, кажется, не больше 10 минут). То есть тепло справа – неустойчивое состояние.
После выхода из М – самое роскошное самоощущение. Подъём настроения, лёгкость на душе и жизнерадостность.
Холод слева
У меня это состояние наиболее часто наступает само собой при занятиях М. Оно характеризуется, главным образом, непоколебимой уверенностью в себе, мудрым неподвижным спокойствием. Такое чувство, что знаю ВСЁ, могу ответить на любой вопрос. Я выше любой проблемы. Меня ничто не тревожит и не беспокоит. При этом, к сожалению, не могу гарантировать, что на вопрос, сколько будет дважды два, смогу ответить правильно. Интересно, что в этом состоянии собственное воображение как бы выключается. Если мне задано увидеть что-нибудь, то я вижу это не в живом виде, а как абстрактный символ или именно как картину, нарисованную художником. Иногда картины напоминают мне Пикассо или Фалька. Изредка получаются реалистические видения. Наиболее характерно такое: ощущение морозной зимней ночи, белый снег светится – очень тихое, сосредоточенное настроение. Я вижу снежное поле с ледяными торосами, по которым бегут белые медведи – мамаша с ребёночком-медвежонком. Я их вижу издалека, но этот «кадр» чем-то привлёк моё внимание. Затем я начинаю уже вживаться в этот сюжет и дальше перевоплощаюсь в медведицу и вижу себя из её шкуры. Эта картина приближается. Разглядываю лёд, снег, других медведей. После мгновенной оценки выбираю себе роль медведицы и вижу себя из её шкуры, то есть только свои лапы, и появляются специфические ощущения – я уже не человек, и заботы, и повадки – зверушечьи.
Некоторое время приятно внимательно изучать изнутри себя медведицей, а затем начинается развитие сюжета. Медведица куда-то бежит, что-то делает, у неё непростые побуждения, но, в основном, сюжет логичный. Естественно, что возникают проблемы, связанные с тем, что мои знания о предмете сюжета довольно приблизительные. Например, когда медведице надо залезть в воду, я затрудняюсь в выборе: спрыгнуть вперёд мордой или повернуться спиной к воде и аккуратно, пробуя задней лапой, не холодная ли вода, сползти в воду на брюхе.
Такие «развлечения» при холоде слева, скорее всего, можно назвать перевоплощениями. Я очень отчётливо всё вижу в эти моменты. Могу поворачиваться вокруг себя, и панорама не прерывается. Моё внутреннее ощущение очень реально, я полностью отрешаюсь от своего тела и особенностей своего настоящего характера, хотя не могу сказать, что вообще отключаюсь от действительности. Могу совершенно без помех смотреть «кино», участвовать в нём самым активным образом и в то же время попутно рассказывать, что со мной происходит. Скорость развития сюжета синхронизируется с моим общением с внешним миром.
Перевоплощения могут быть самыми разнообразными: это и животные, и люди. Бывала мужчиной - например, монахом, йогом, Сезанном, Л.Толстым. Бывала женщиной -японкой, древней египтянкой, спортсменкой, волейболисткой и т.п. Выбор, в кого перевоплотиться, зависит от внутренних потребностей. Мне приятнее всего превращаться в животных – жизнь проще и веселее. Наиболее интересные, живые сюжеты получаются о том, что я знаю НЕ очень хорошо.
Я пробовала перевоплощаться в людей, биографии которых совсем не знаю, но хорошо знакома с их творчеством, – особенно меня интересовали Сезанн, Матисс, Пикассо, Л.Толстой, И.С.Бах.
Получилась общая картина этих опытов такая: сначала я вспоминала ощущения от картин художников или ощущения при чтении книг Л.Толстого. Затем сформировывался портрет, то есть я видела человека, которого хочу понять. А затем «застревала» на стадии «ползания» по его характеру. До динамичного сюжета с логической последовательностью дело не доходило. Получалось, что в этих перевоплощениях значительно интереснее понять характер «объекта», чем гонять его по разным жизненным ситуациям.
Холод справа
У меня это состояние часто наступало само собой при занятиях М. Оно также характеризуется, главным образом, спокойствием. Иногда возникают сложные картины, но всегда небогатые по цвету и с упрощёнными формами. Причём, это именно картины – как бы написанные художником, совершенно статичные. Их можно разглядывать или не обращать на них внимания – настроение при этом устойчивое, не требующее дополнительных усилий для поддержания этих образов. Это может продолжаться очень долго и не будет скучно.
Изредка получаются реалистические видения. Наиболее характерное такое: морозная зимняя ночь, и на белом снегу чёткие тени деревьев. Очень тихое, сосредоточенное и торжественное настроение.
Но, в основном, видения-картины, напоминающие мне абстрактную живопись в кубизме. Больше всего это похоже на Пикассо. Часто я просто вижу его картины. Особенно из Эрмитажа - коричневые кубические женщины, и из Пушкинского музея – серо-зелёные «Дама с веером» и «Королева».
Те картины, которые рисует мне моё воображение, пожалуй, напоминают Фалька, но по цвету получается более скупо. Преимущественны сочетания цветов – чёрный, серый, белый и немного красного. Серо-чёрный колорит даёт более пассивное спокойствие. Присутствие коричнево-красноватых оттенков обеспечивает энергичное мощное состояние.
Не могу похвастаться, что «картины» мои отличаются изысканной красотой, но они великолепно рассеивают внимание таким образом, что никакая мысль не отвлекает голову от величественного созерцания.
При выходе из М надолго сохраняется ощущение силы, спокойной энергии и бодрости. По отношению к окружающим появляется очень ценное качество - добродушная, терпеливая снисходительность.
В.А. посоветовал нам с Серёжей попробовать поискать в центре головы «центр приятного настроения». Оказалось, что найти это место очень легко: оно, действительно, в центре головы, но немного правее. Достаточно немного поблуждать вниманием в этом месте, как входишь в ощущение необыкновенного подъёма настроения. Но оно очень нестойко. Обычно я его задерживаю на несколько минут, а потом его необходимо опять инициировать, т.к. ощущение несколько спадает.
Так вот, мне кажется, что тепло справа каким-то образом возбуждает этот «центр удовольствия». И напротив, тепло слева, может быть, создаёт противоположный эффект – захватывает какой-нибудь «центр тревоги». В дальнейшем я попробую разобраться с «центром приятности». Подробные отчёты об этих опытах описаны в тетрадях с рассуждениями об искусстве.
От автора
Другие описания Олиных медитаций я опускаю, потому что, по-моему, ясно и из этих, какие они бывают.
Основываясь на анатомо-физиологических данных, я исходил из умозрительного предположения, что "согревание" полушария активизирует его, а "замораживание" - тормозит. Моя пациентка по глазу и по руке, а также по своему эстетически-художественному типу личности, по-видимому, относилась к людям с доминирующим правым полушарием.
К сожалению, я не располагал техническими возможностями, чтобы уточнить и вычислить индекс её (и других пациентов) межполушарной асимметрии. Может быть, если бы Оля по всем показателям была правшой с доминирующим левым полушарием, то и эффекты воздействия были бы иными. Может быть, поэтому разные люди по-разному видят, переживают и чувствуют природу, музыку, живопись и т. п.
Меня заинтересовал вопрос о частичной гипнотизации мозга. Этот факт ставил проблему об изучении при помощи гипноза ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АНАТОМИИ мозга. Я проделал несколько опытов с гипнотизацией отдельно правого и левого полушарий. Известно, что, в основном, правое - эмоционально-эстетическое полушарие, и способствует хорошему настроению. Левое (опять-таки, в основном) - логически-речевое, и «заведует» плохим настроением. Но, к сожалению, никто из моих пациентов не умел или не хотел трудиться над подробным описанием своих состояний. Поэтому я лишь задавал в гипнозе задания и конспективно записывал их лаконичные ответы.
В основном, у них воспроизводились те эффекты, которые описаны в записях Оли, но в некоторых случаях были иные результаты, иногда зеркально противоположные Олиным. Возможно, эти люди были «левшами». Но исследование функциональной анатомии мозга с помощью гипноза принадлежит будущим исследователям.
Однажды несколько профессоров, членов АН СССР, интересующихся проблемами сознания и бессознательного, попросили меня «показать им гипноз». Я не мог им в этом отказать и пригласил для демонстрации одну свою пациентку, которая, как я это знал, легко погружается в довольно глубокий гипноз. Я вызвал у неё картину, будто она идёт по узкой лесной тропинке. Она легко пошла по полу кабинета, а я поставил на её пути стул. Она обошла его и пошла дальше. Я спросил её, почему она не пошла прямо.
«Там стоял не то большой куст, не то дерево. Я обошла эту помеху», - объяснила пациентка.
Один из присутствующих выразил сомнение в правдивости её объяснений, сказав, что она притворялась, что видела препятствие, а на самом деле просто подыгрывала мне, симулируя гипнотическое состояние, и этим обидел мою пациентку (и чуть не испортил мою демонстрацию).
Далее я задал ей такую ситуацию. «Таня, - сказал я, - сегодня у Вас день рождения. Собрались друзья и хотят выпить за Ваше здоровье». Я скрутил несколько бумажных салфеток в виде бокалов и раздал их присутствующим. Все хвалили «вино» и поздравляли Таню. Она была радостна и «чокалась» со всеми, кроме человека, который в предыдущей сцене выразил сомнение в её искренности.
«А с этим человеком, - сказала она, - я пить не буду».
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №111052105275
Хорошего самочувствия и творческих сил!
С уважением, Ваш
Иван Боруто 25.05.2011 15:46 Заявить о нарушении
Владимир Файвишевский 26.05.2011 14:39 Заявить о нарушении