О стихотворной публицистике и не только...
Ага! Небось вспомнили кинофильм «Джентльмены удачи»?
Так то были джентльмены…
А мой знакомый, критиканул меня поначалу вполне прилично: «…не могу принять ваших слов о том, что стихи могут быть публицистикой», а затем, насмерть обидевшись на мою серость, написал о том же самом, но в грубой форме.
Потому цитировать далее того писателя не буду.
Вот и обратился я к интернету в поисках существования стихотворной публицистики.
И открылось мне там множество сайтов, касающихся этой темы.
Чтоб излишне не загружать внимание читателей, привожу только первый десяток из обнаруженных:
История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград. «Наука». ЛО 1984, СТР.7-15 (Выдержки. ЯК)
ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941—1945)
СТИХОТВОРНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА — наиболее развитая, наиболее широко распространённая разновидность литературной работы в годы Великой Отечественной войны. Многие поэты целиком посвятили ей свой талант. Евг. Долматовский в воспоминаниях о Джеке Алтаузене пишет, что поэт печатался в каждом номере своей газеты и с гордостью называл себя рядовым газетного полка.
«Война нас научила, — замечал М. Шолохов, — говорить очень прямо». (5) Литература, в том числе и поэзия, очень долго работала почти исключительно, так сказать, на двух красках: белой и чёрной, без полутонов, потому что лишь два чувства владели тогда поэтом — любовь и ненависть. В соответствии с этим душевным (и эстетическим) настроением, впервые с большой силой выразившимся в песне Вас. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война», быстро сформировался тот отмеченный заметным своеобразием призывно-агитационный колорит СТИХОТВОРНОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ, что впоследствии был даже назван «стилем 1941 года». Многим стихотворным произведениям первых месяцев войны были действительно присущи и широкое использование газетных фразеологизмов, и тех стилистических клише, что обычно бывают свойственны торопливой и энергичной ораторской речи, лаконизм, импровизационность, плакатная наглядность и т. д.
То действительно были стихи-солдаты, рядовые труженики войны, не чуравшиеся никакой черновой работы, самоотверженно бросавшиеся в самое пекло боев и тысячами погибшие, навсегда оставшись неизвестными для далёких потомков своих военных читателей.
Но, разумеется, в области ПОЭТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ, наряду со стихотворениями, не прожившими долгой жизни, было и немало произведений, которые смело можно отнести к шедеврам советской ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ, сохраняющим своё эстетическое значение и по сегодняшний день. Надо полагать, что У КАЖДОГО ПОЭТА – А ТОГДА, КАК СКАЗАНО, ВСЕ РАБОТАЛИ В ЖАНРЕ ПУБЛИЦИСТИКИ, исключений из этого правила не было, — у каждого поэта найдётся произведение, перешагнувшее рамки того непосредственного момента, которым оно когда-то было вызвано к жизни на газетной полосе.
Большое агитационное значение имели, например, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ К.СИМОНОВА, плодотворно работавшего все годы войны во всех литературных жанрах. Наибольшей известностью среди них имело появившееся в 1942 г. стихотворение «Убей его!» Оно тесно перекликается со многими произведениями других поэтов, посвящёнными теме возмездия, однако его исключительная популярность объясняется тем, что поэт насытил свой стихотворный плакат эмоциональной гражданской страстью, придав ему поистине плакатную, ударную, афористическую чёткость и графическую ясность.
Как видим, стихотворения ПУБЛИЦИСТИКО-ПРИЗЫВНОГО характера, носившие поначалу несколько общий характер чисто агитационно-пропагандистского свойства, начали постепенно по ходу войны и накопления живых наблюдений всё интенсивнее вбирать в себя конкретные факты, дольше и подробнее останавливаться на героических событиях войны, на отдельных характерах и т. д. Такая сосредоточенность внимания на событийно-конкретной и психологической стороне жизни, на поступках, на лицах, на эпизодах потребовала известной повествовательности. Наряду с приказывающей, повелительной интонацией, сопровождающей фразеологию призыва («Ни шагу назад!», «Отстоим Родину!», «Вперёд на врага!» и т. д.), появилась интонация рассказа, повествования, что свидетельствовало о вызревании в сфере публицистики различных свойственных ей жанров и жанровых разновидностей, например стихотворной корреспонденции, очерка, рассказа, сюжетного стихотворения, а затем и баллады.
СТИХОТВОРНЫЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ, обычно основывавшиеся на реальных фактах, писали почти все поэты, работавшие в военных газетах. Несколько подобных произведений написал А. Твардовский. Некоторым из них (например, в «Песне о полковом знамени», в стихотворении «Отец и сын») он предпосыл эпиграфы из газетных сообщений. Например, «Песне о полковом знамени» предшествует несколько строк «Из боевого донесения»: «Красноармеец 3-й пулемётной роты Ноского полка Степан Валенко спас полковое знамя, бросившись за ним на машину, подожжённую снарядом противника». В стихотворении «Сержант Василий Мысенков» А. Твардовский обстоятельно, но динамично, отчасти невольно повторяя давний тихоновский сюжет («Баллада о пакете»), рассказывает, как в срок и по назначению, ценою неимоверных усилий был доставлен пакет.
СТИХОТВОРНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ПЕРИОДА ВОЙНЫ — явление по своему размаху почти необозримое. Масштабы газетной работы (а в газетах первоначально и публиковались все ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ были поистине грандиозны. Достаточно сказать, что, например, в 1944 г. печаталась 821 военная газета, а общий разовый тираж их составлял 3195 000 экземпляров.
«С полос газетных, свёрстанных ночами,
Ещё пропахших дымом фронтовым,
Сатирой, песней, лозунгом, стихами
Я прихожу к читателям моим»,
— писал Николай Браун.
И так могли бы сказать все поэты-публицисты.
Поэтическая публицистика была непременным и боевым участником каждого дня военной страды. В лучших своих произведениях она сочетала острую отточенность публицистической формы, глубочайшую ненависть к врагу с горячим гуманизмом, пролетарским интернационализмом, с глубочайшей верой в торжество человечности. Этот великолепный и сложный сплав и придал поэтической публицистике периода Великой Отечественной войны колоссальную агитационную силу воздействия.
----------------------------------------- --------------------------------
Из сообщения Марины Тимашевой, обозревателя РАДИО СВОБОДА об Андрее Вознесенском. 01.06.2010 г
В Москве на семьдесят восьмом году жизни скончался Андрей Вознесенский.
Андрей Андреевич Вознесенский, по происхождению – из духовного сословия, по образованию – архитектор. По воле Божьей – Поэт.
Младший друг Бориса Пастернака, друг Аллена Гинзберга. Конечно, родом из 60-х – с выступлениями в Политехническом, с эстрадной манерой чтения стихов, С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМИ, ЯРОСТНЫМИ СТИХАМИ, с обрушившимся на него гневом Никиты Хрущева: "Убирайтесь вон, господин Вознесенский", с первым появлением в его "Антимирах"; на сцене Театра на Таганке Владимира Высоцкого с гитарой, потом – с альманахом "Метрополь"; . И в то же время - лауреат Государственной премии СССР (1978 год), член различных международных академий, лауреат Гонкуровской премии.
----------------------------------------- ---------------------------------------
Выдержки из статьи Валентина Блажеса, литературоведа, доктора филологических наук, о поэтессе Е.Хоринской, опубликованной в журнале «Урал» 2009 №1, которая так и называется «Поэтическая публицистика Елены Хоринской».
Елена Хоринская — автор десятков сборников, адресованных детям и взрослым, автор сотен стихов, опубликованных в сибирских, уральских, столичных газетах и журналах. Эту статью ей будут читать Ида Власьевна Очеретина, или Людмила Александровна Каминская, или еще кто-нибудь из друзей, потому что Елена Евгеньевна давно потеряла зрение. При подготовке статьи я позвонил ей, чтобы уточнить некоторые биографические детали, и услышал: “Пожалуйста, перезвоните позже, ко мне только что пришел редактор” — эта мужественная писательница продолжает трудиться. Она, родившаяся в январе 1909 года, вошла в двадцать первое столетие своими поэтически сборниками “Прощай, мой век!” (2001 г.), “Вечер” (2004 г.) и осталась участницей современного литературного процесса.
О ее творчестве в разные годы писали Г. Устинов, Е. Долинова, Л. Татьяничева, И. Дергачев, Л. Сорокин, и еще можно назвать до десятка авторов, но все без исключения писали о ее сборниках лирических и детских стихов, а она начинала и много десятилетий выступала в жанре ПОЭТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ, которая, конечно, осталась в своем времени и лишилась эстетической ценности. Зато приобрела значение документа своей эпохи, приобрела историческую ценность. Речь идет о ситуативных стихах, т. е. стихах, посвященных какой-либо общественно-политической ситуации общегосударственного, республиканского или местного, локального значения. Ситуативные стихи всегда затрагивали актуальную, даже злободневную тему и были основным жанром ПОЭТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ Елены Хоринской. Без этой публицистики ее творчество выглядит каким-то дистиллированным, адаптированным к началу девяностых годов, когда рухнул Советский Союз и некоторые известные личности начали публично сжигать свои партийные билеты и демонстративно плевать в свое прошлое. Я не собираюсь защищать коммунистические идеи, мне было просто интересно объективно взглянуть на творческий путь писательницы, которая своими глазами видела живого жандарма и солдата в красных революционных штанах, слушала Максима Горького, общалась с Верой Инбер, Павлом Бажовым, да мало ли чего она не видела за сто лет земной жизни. И ее стихи всегда звучали актуально, остро, по-настоящему публицистично.
С началом Великой Отечественной войны в ПОЭТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ Елены Хоринской главной темой стала борьба с захватчиком до полной победы.
----------------------------------------- -------------------------------------
Из множества биографий Агнии Барто:
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита», 1945 и др.) носят в основном ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. За сборник «Стихи детям» (1949) Агнии Барто была присуждена Государственная премия (1950).
----------------------------------------- ---------------------------------------
Из биографии ныне весьма популярного журналиста Дмитрия Быкова:
Быков Дмитрий Львович родился в 1967 году в Москве. Окончил журфак МГУ. Журналист. Обозреватель еженедельника "Собеседник& quot;. Преподает литературу в школе. Автор книг"Декларация независимости" (1992),"Послание к юноше" (1994), "Военный переворот". Печатался в "Знамени", в "Октябре". Живет в Москве. Ныне еженедельно публикует страницу ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ СТИХОВ в журнале "Огонёк".
----------------------------------------- ---------------------------------------
Перечень сочинений поэта Луговского
• Сполохи, 1926
• Мускул, 1929 (сборник исполнен рацио¬нального пафоса самоотдачи массам)
• Страда¬ния моих друзей, 1930
• Европа, 1932 (СБОРНИК ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ СТИХОВ)
Из статьи в Литературной энциклопедии 11 т (М) 1929-1939 г.
----------------------------------------- ---------------------------------------
Из биографии В. Маяковского:
Большое внимание Маяковский уделяет литературной борьбе. Он отстаивает свои позиции — поэзии публицистической и политической и одновременно глубоко лирической, борется за публицистическую песню, политический фельетон, агит-стихотворение. Поэт прекрасно понимал, что всякая революция, а социалистическая тем более, в поэзии вызывает к жизни политическую лирику и сатиру, выдвигает на первый план ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ.
----------------------------------------- -----------------------------
«Большой энциклопедический словарь».
Депестр – гаитянский поэт.
(Depestre) Рене (р. 1926) - гаитянский поэт. Пишет на французскоми испанском языках. СБОРНИКИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ СТИХОВ "Искры" (1945),"Чер ная руда" (1956), "О ктябрьска я кантата Че Геваре" (1968), "В состоянии поэзии" (1980). Драматическая поэма-мистерия "Радуга для христианского Запада" (1967) направлена против расизма в США. Роман "М ачта с призами"(1979).
Региональный сайт детских библиотек.
----------------------------------------- ---------------------------------------
Из биографии Токмаковой Ирины Петровны (р.1929) - русской поэтессы, переводчика.
Приход поэтессы в детскую литературу произошел достаточно случайно. Токмакова увлекалась лингвистикой, занималась переводами, когда её маленькому сыну подарили книжку шведских песенок. Она перевела их, сохранив форму первоисточника (сочинять стихи начала ещё в школе). Муж (художник Лев Токмаков) одобрил перевод и проиллюстрировал его. В 1958г. перевод был опубликован в "Мурзилке".
Большое внимание уделяет Токмакова созданию игровых произведений, близких фольклорной традиции и по форме и по содержанию.
Среди используемых ею поэтических форм - колыбельные, считалки, подписи к картинкам, игровые, лирические и ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ, сказки, поэмы.
----------------------------------------- -------------------------
Вот выдержка критика Г.Хлебникова о творчестве чувашского поэта А. Канаша:
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ А. Канаша своим неподдельным гражданским пафосом захватывают и обжигают душу читателя. Они отличаются от рассудочных и ритмических «виршей» наличием «души», отпечатка индивидуальной личности. Поэт жил мыслями и чувствами своих современников, дышал воздухом эпохи. Его стихи глубоко музыкальны и выразительны. Критик точно отметил, что сердцу А.Канаша доступны многие порывы человеческой души: в его стихах открытая ПУБЛИЦИЧНОСТЬ и ораторский пафос
----------------------------------------- ---------------------------------------
Вот отрывки из публикации в «Санкт-Петербургских Ведомостях» №065 от 11.04.2007 г. А.Рубашкина о книге Александра Городницкого и его творчестве.
Книга Александра Городницкого «Гадание на ладони» (СПб, 2006) многое прибавит к восприятию его поэзии, хотя уже больше четырех с половиной десятилетий мы слышим его песни, читаем стихи и половину этого срока видим выступления на телеэкране, где он предстает и как поэт, и как ученый-геофизик. За плечами автора 26 книг.
Как и раньше, А. Городницкого питают самые разные впечатления – от плавания по морям на кораблях, исследующих мировые глубины, до поездок с выступлениями перед слушателями, отечественными и зарубежными. Стихи и песни поэта отражают перемещения во времени и пространстве, включая события собственной жизни и знание мировой истории. Все это приводит к глубоким выводам о смысле человеческого существования.
Поэт пишет о Люксембургском саде в Париже, вспоминая свои студенческие годы, для него Итака и Олимп не просто страницы истории, а нечто весьма важное для раскрытия своего внутреннего мира. «Не позабыть Одиссею любимой Итаки», – говорит поэт, обращаясь к известной легенде, и звучит это столь убедительно, что вопрос выглядит как утверждение: «Кто бы мы были без этой легенды о доме, Горстки камней, что наивно считаем своими?» («Итака»).
Со временем становится ясней органическая связь песен поэта с произведениями иного склада, очевидно присутствие автора, искренняя интонация, объединяющая разножанровые отдельности в единое целое. Сейчас с одинаковым вниманием слушают Городницкого-барда и его же лирические и ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ. И уже по-новому звучат слова в песне о родном доме: «Колыбельная на три такта /Возвращает меня назад, /На родную мою Итаку, /В мой покинутый Ленинград» («Колыбельная на три такта»).
*****
Мне кажется, что моему литературному визави приведённых примеров будет достаточно, чтобы убедиться в моей правоте и понять наконец, что он - "редиска"...
P.S. Нет, братцы, эта статья не убедила Дзигурко Сергея... Самолюбие не позволило.
Свидетельство о публикации №111052105242
Михаил Гуськов 11.12.2019 20:03 Заявить о нарушении