А. П. Чехов - триединый сенсуалист

А.П. Чехов - триединый "сенсуалист"
                Душа Писателя – темна и не прозрачна....
                И не открыта никому...

Гений Антона Чехова  проявил себя и как Пахарь и как Сеятель
на ТРЁХ нивах: самая «многогектарная» - это основа МНОГОТОМЬЯ
Чеховских сочинений – рассказики и рассказы, повести и пьесы...
Вторая «нива» - ЭПИСТОЛЯРИЙ А.П. Чехова – сотни и сотни  приватных сообщений, адресованных  сравнительно ограниченному, корпоративному или семейному  Кругам..
 Третья «НИВА» - это маленькие, рукописные, «Записные Книжки».
Абсолютно личные заметки или черновые наброски идей и «текстовых формул» будущих сочинений (иногда и несостоявшихся)...
И лишь на этой, маленькой делянке  мы обнаруживаем всего ОДНОГО
читателя – это САМ  Писатель Чехов...
Но как неодинаков Чеховский «ИМИДЖ» на каждом из полей творчества...
Розно всё!!! И стиль, и лексика и этика и даже философия...
«Сенсуализм» Чехова – примат Чувств над Разумом – достаточно тонок и ироничен, но именно он и привлекает к Чехову и русских и зарубежных Читателей более ста лет...
И текстовое «оформление» этого примата целиком предопределено конкретным жанром произведения...Как минимум ТРИ РАЗНЫХ ЧЕХОВА
и ВСЕ ОНИ – «ТРИЕДИНЫ» ...
          
  «ПЕЧАЛЬНЫЕ ЗЁРНА  ИСКРЕННОСТИ»
 «ПО  ЗАПИСНЫМ  КНИЖКАМ  А.П. ЧЕХОВА)


А.П. ЧЕХОВ   (Выбранные места из Записных Книжек
   
     - 1 -      И С К У С С Т В О   И  ЛИТЕРАТУРА
000
Публика в искусстве любит больше всего то, что банально и ей давно известно,
к чему она привыкла.
000
вы должны иметь приличных, хорошо одетых детей, а ваши дети
тоже должны иметь хорошую квартиру и детей, а их дети тоже детей
и хорошие квартиры, а для чего это - черт его знает.
000
Россия - громадная равнина, по которой носится лихой 
человек. И мы хлопочем, чтобы изменить жизнь, чтобы 
потомки были счастливы, а потомки скажут по обыкновению: 
прежде лучше было, теперешняя жизнь хуже прежней.
000
Разговор в компании начинается так:
- Господа, все мы когда-то были бедны и возмущались, теперь мы богаты^ но сделали ли мы что-нибудь для бедных?
000
во что человек верит, то и есть.
000
Мой девиз: мне ничего не нужно.
000
Презрения достоин мой меркантильный  путь.
000
честны и не лгут, пока не нужно.
000
При нашей несерьезности, при неумении и непривычке большинства вглядываться и вдумываться в явления жизни, нигде, как у нас, так часто не говорят:  «Какая пошлость!», нигде не относятся так слегка, часто насмешливо к чужим заслугам, к серьезным вопросам.
000
И, с другой стороны, нигде так не давит авторитет, как у нас,
русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы…
000
Мы переутомились от раболепства и лицемерия.
000
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
000
Порочность - это мешок, с к(ото)рым человек родится.
000
Как люди охотно обманываются, как они любят пророков, вещателей,
какое это стадо!
000
Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай. 5
000
самолюбие и самомнение у нас европейские,   
а развитие и поступки азиатские.
000
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему,
каков он есть...
000
У плохого поэта был стих: как саранча летел он на свиданье.
000
....говорят: в конце концов правда восторжествует;
по это неправда.
000
Когда хочется пить, то кажется, что выпьешь целое море
- это вера; а когда станешь пить, 95 то выпьешь всего стакана
два - это наука.
000
  Умный говорит:  «это ложь,
но так как народ жить без этой лжи не может, так как она исторически освящена, то искоренять
сразу  ее опасно; пусть она существует пока,
лишь с некоторыми  поправками».
А гений: «это ложь, стало быть, это не должно существовать».
000
нет ничего такого, чего бы история не освящала
000
...бездарный, долго пишущий писатель важностью своей   
    напоминает первосвященника.
000
N. N. литератор-критик, обстоятельный, уве ренный, очень 
либеральный, говорит о стихах; он признает, он снисходит,-
      и я вижу, что это бездарнейший человек (я не читал его)
000
наша постоянная ложь (например) школа) есть ли постоянная
борьба, которая закаляет и в конце концов приведет к чему-
нибудь, даст что- нибудь в будущем, или же она развращает
только, ослабляет и в конце концов губит?
000
....поэзия и художественные произведения содержат не то,
что нужно, а то, что хочется; они не идут дальше толпы и  выражают только то, что хотят лучшие из толпы.
000
N. не говорил ни на одном языке, потому что  за 10 лет
свой родной забыл, а по-русски но научился. 
Когда этот либерал, пообедав без сюртука, шел к себе в спальню и я увидел на его спине помочи, то так было понятно, что этот либерал - обыватель, безнадежный мещанин.
000
Каждый идет в театр, чтобы, глядя на мою пьесу,  научиться чему-нибудь тотчас же, по- черпнуть какую-  нибудь пользу,
а я вам скажу: некогда мне возиться с  этой сволочью.
000
Опыт показал, что артисту надо обходиться без вина, без брака, без бльшого живота. Сцена станет искусством лишь в будущем, теперь же она лишь борьба за будущее.
000
(сердито и наставительно) — отчего ты не даешь мне читать писем твоей жены? ведь мы родственники.
000   
Боже, не позволяй мне осуждать или говорить о том, чего я не знаю и не понимаю.
000
Зачем изображают одних слабых, кислых и грешных, и каждый, советуя брать только сильных, здоровых, интересных, разумеет самого себя.
000
Раздражительное племя поэтов (лат.).
000
...хороший ребенок безобразно плачет,
...так иногда в плохих  стихах узнаешь хорошего автора - человека.
000
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

            - 2 -
   СТАРОСТЬ – НЕ РАДОСТЬ!!!
000
Бранят наше поколение, говорят, что никуда оно нe годится,
но и отцы наши тоже хороши!
000
Старческая важность, старческое ненавистничество.
И сколько я знал презренных стариков!
000
все, чего не могут старики, запрещено или считается предосудительным.
000
Старики прожорливы
000
он оставил все  //т.е. богатство   // на добрые дела, чтобы 
ничего не досталось родственникам и детям, которых он
ненавидел.
000
Один старик богач, почувствовав приближение смерти, приказал подать тарелку меду и вместе с медом съел свои деньги.
000
Со слов старика выходило так, что жену и ее родню он осчастливил, детей наградил, приказчиков и служащих облагодетельствовал и всю улицу заставил за себя бога молить.
000
Мать его вышла за отца 17 лет, когда ему было уже 42 года,
она трепетала перед ним.....У отца ни тени раскаяния. Строг, несправедлив.Его бог любит, а других нет. У людей плохо идут дела, потому что не хотят посоветоваться с ним. Без его совета никакое дело не удается. Что он делает, все хорошо.
Она хотела наставить старика на путь истинный, намекала на то, что он скоро умрет, что надо каяться, но все это разбивалось о самообожание.
000
Он не может простить старику прошлого. А ей жаль старика.
000
У N. страсть к шпионству с детства до глубокой старости.
000
...от стариков я слышу ...только ... или глупость или клевету.
Но однажды, проходя в 12 часов ночи мимо, взглянул в окно:
отец сгорбившись сидит за книгой. Узнал себя, свои манеры…
000
Он сам иногда ловил себя на самодурстве.
000
...я матери своей боюсь. Боюсь, как бы меня не прокляла. И мыслей своих насчет неЁ боюсь. У меня насчет неё ужасные мысли.
000
В народе страдают от свекровей, а у нас в интеллигенции от невесток.
000
либеральная старуха одевается как молодая, курит, не может без общества, симпатична...

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ОТ  СОСТАВИТЕЛЯ
Казалось бы – нет писателя более искреннего и чуткого,
нежели НАШ Антон Павлович Чехов!
Вся стилистика, вся тематика его рассказов и рассказиков, повестей и пьес – замешаны на ИСКРЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ Автора с нами – публикой, Его читателями и Его  почитателями...
Обращение к «Записным Книжкам» открыло мне ИНОГО Антона Павловича ЧЕХОВА, говорящего С САМИМ СОБОЙ  без «самоконтроля»,
без оглядки на «ОБЩЕСТВЕННОЕ», «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ», «КОРПОРАТИВНОЕ» мнения, и даже мнения своих РОДНЫХ!!!

Да – нередко те же сюжеты, те же остроты, те же образы, что и в
«Собраниях Сочинений», но сколько ЛИЧНОЙ ОТКРОВЕННОСТИ
выглядывает из-за каждой фразы!

И самое ДЛЯ МЕНЯ очевидное – в черновиках присутствует лишь ОДИН читатель – это сам АВТОР! И никто иной!!!
Можно ли, в таком случае, заподозрить Писателя в «самообмане»? Потрафлении чьему-то вкусу,  КРОМЕ СВОЕГО, собственного?!
Я принял это своё «ИЗМЫШЛЕНИЕ» за аксиому – и сам поверил ему...
И решил «пропахать» весь текст знаменитых «Записных Книжек»
И выписать из него – НЕ ИЗМЕНЯЯ!!! – всё афористичное, отражающее СИСТЕМУ  Идей и Чувствований Антона Павловича Чехова...
Выбрав всё, что смог,  я распределил тексты по очевидно проявленным темам: «Искусство»-«Семья»-«Любовь»-«Женский Вопрос».и иные...
 Кому не понравится – сможет перечесть Чехова «по-своему!»
Это ныне очень стало модным – особенно на сценических площадках ...

«Печальные Зёрна Искренности» – по-моему – разъясняют внутренние причины Чеховской дисгармонии... Они заложены в его Детстве, его Семейном диссонансе, в его Болезни, в его поражающей ответственности,
в его стремлении «вырваться в обеспеченные люди»...
И в его гениальном видении- диагностировании  патологии современного ему социального мира...

       (СМОТРИТЕ ТАКЖЕ И УЖЕ ОПУБЛИКОВАННОЕ НА "СТИХИРЕ")


Рецензии