По ком звонит рында 86. Послание из прошлого
РУССКИЕ ВОПЛОЩАЮТ В СЕБЕ СТРАШНЫЙ СУД
* * *
БУДУЩИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ 2-й. 1985г.
"Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачёву
Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!
В развитие нашей короткой беседы по случаю 68-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции позвольте мне высказать несколько соображений по вопросу отношений между государством и церковью.
Закон об отделении церкви от государства - основополагающий принцип, на котором строятся наши отношения, - отнюдь не означает, что церковь находится вне государства, а верующие граждане - вне советского общества.
Напротив, тысячами видимых и невидимых нитей церковь связана с государством, а верующие нашей страны заняты практически во всех сферах экономической и социальной жизни.
Одним словом, отделение церкви от государства не исключает сотрудничества между ними и даже, более того, только при отделении и возможно подлинное сотрудничество.
В этой связи интересно вспомнить о позиции по данному вопросу первого советского правительства.
14 марта 1918 года по поручению В. И. Ленина нарком юстиции Гурский, нарком страхования Елизаров и управляющий делами СНК Бонч-Бруевич приняли депутацию Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В ходе состоявшейся беседы они заявили, что, издавая декрет от 23 января, Совет Народных Комиссаров не стремился нанести ущерба церкви или в чём-то стеснить её деятельность, но имел в виду лишь отделить её от государства.
То есть устранить то ненормальное положение, при котором церковь являлась государственным ведомством.
От имени правительства было заявлено даже о готовности рассмотреть вопрос внесения, в соответствии с пожеланиями Русской Православной Церкви, изменений в декрет при условии, что они не будут противоречить принципу отделения.
К сожалению, слишком жёсткая позиция представителей церкви того периода не позволила продолжить начавшийся диалог с советским правительством.
Но если последнее занимало столь конструктивную позицию по отношению к церкви, возглавляемой людьми, которые не в состоянии были правильно оценить исторические события 1917 года, то я убеждён, что в настоящее время, незыблемо соблюдая принцип отделения церкви от государства, существует гораздо более основания для плодотворного сотрудничества между ними.
Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!
Русская Православная церковь всегда жила чаяниями и интересами своего народа. С ним она была и в радости, и в годину испытаний.
В прошлом она содействовала становлению и единству нашего государства.
Её патриотическое служение в суровые годы Великой Отечественной войны не требует доказательств...
В связи с проектом новой Программы КПСС, который предоставлен на обсуждение не только членов партии, но и всего советского народа, разрешите мне обратиться к Вам с конкретным предложением.
Почему бы в этом документе, который на многие годы будет определять поступательное движение нашего общества, не отразить готовности КПСС сотрудничать с верующими различных религий в укреплении международного мира, предотвращении угрозы ядерной катастрофы, как об этом было сказано в обращении, принятом коммунистическими и рабочими партиями несколько лет тому назад, а также в решении задач экономического и социального развития?
Это, будучи отражением реально существующего положения, дало бы мощный стимул для более активного участия верующих различных стран в общечеловеческой задаче сохранения международного мира. А верующих нашей страны побудило бы к более активному участию также и в общесозидательном труде.
Нет сомнений, что включение такого положения в Программу произвело бы чрезвычайно выгодное впечатление за рубежом, показав, что свобода совести реально существует в нашей стране, пользуется признанием государственного и партийного руководства. Что нанесло бы сильный удар попыткам враждебной нам пропаганды в извращённом свете представить положение верующих в Советском Союзе.
Это оказало бы помощь и многим компартиям, для которых проблема взаимоотношений с верующими имеет весьма актуальный характер..."
С глубоким уважением АЛЕКСИЙ, Митрополит Таллинский и Эстонский, Управляющий делами Московской Патриархии.
1985 г.
* * *
ВАЛЕРИЙ ЛЕГОСТАЕВ:
- ... Пользующиеся очевидным расположением патриарха "перестройщики" и "реформаторы" разорвали вековые связи между Россией и Украиной, чем нанесли жесточайший, чтобы не сказать гибельный, урон жизненным интересам РПЦ.
Ведь на самом деле за внешними признаками нынешнего православного бума в России скрывается глубокая зияющая рана, имя которой - отторжение Украины вместе с оставшимся на её территории абсолютным большинством наиболее крупных приходов и главных святынь Русской Православной Церкви.
* * *
РЕЧЬ АЛЕКСИЯ 1 /Симанского/, Патриарха Московского и всея Руси, ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В.СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)
- Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.
Упразднилась сила великая, нравственная, общественная.
Сила, в которой народ наш ощущал собственную силу. Которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях. Которою он утешался в течение многих лет.
Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники.
Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам.
Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы.
И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна.
И наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога.
Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом.
И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3
* * *
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ:
- Отношение к западному миру изменилось давно. События в Косово просто добавили новый материал.
Лишь для незначительной части людей стало открытием, что западный мир, возглавляемый "глобальным сверхобществом", которое сложилось над западными странами - оно включает более 50 миллионов человек, контролирует более 50 процентов мировых ресурсов, - западный мир полностью, цинично, без всякого прикрытия обнаружил свои истинные намерения:
Мировое господство и полное уничтожение всяких попыток сопротивления.
Чем "успешнее" мы движемся в нынешнем направлении, тем дальше мы от истины.
Чем больше будет поверхностных успехов существующего ныне общественного строя, тем хуже для России, тем ближе будет Россия к полному историческому уничтожению".
* * *
АЛЕКСАНДР ДУГИН:
- Русский патриотизм есть великий мистический, геополитический, исторический, сотериологический ПРОЕКТ, доверенный избранному народу великороссов.
Как особый Завет, сформировавший для этого специальный этнос, отличающийся чертами и свойствами, не имеющими аналогов нигде больше...
В многомерных физических и гиперфизических мирах есть регионы, где структура сбивается в непредвиденную сторону: таково избранничество русских.
Непредсказуемое, неожиданное, обрушившееся без предупреждения из самых запретных и безумных сфер.
Русский патриотизм начинает с требований небывалого и заканчивает диктатурой невозможного.
Поэтому он не длится, а разверзается...
Русские - единственный народ, в который можно войти /но из которого нельзя выйти без глубинных и необратимых травм/.
Каждый порядочный человек на земле - русский...
Русские не подчиняются законам физики, биологии и психологии. Все приборы при измерении русского человека ломаются. Русские мерят всё своей собственной мерой, которая бесконечна...
Русские воплощают в себе Страшный Суд.
Те, кто живёт рядом в ними, подвергаются метафзическому испытанию - их дико отталкивает и дико притягивает.
Глупо пытаться формализовать нашу тайну. Мы можем остаться собой, уйдя от себя на тысячи километров....
В русском всё никогда не окончательно.
Это всех бесит, но это абсолютная вопросительная пристань духа.
РУССКИЕ ВОПЛОЩАЮТ В СЕБЕ СТРАШНЫЙ СУД
* * *
БУДУЩИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ 2-й. 1985г.
"Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачёву
Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!
В развитие нашей короткой беседы по случаю 68-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции позвольте мне высказать несколько соображений по вопросу отношений между государством и церковью.
Закон об отделении церкви от государства - основополагающий принцип, на котором строятся наши отношения, - отнюдь не означает, что церковь находится вне государства, а верующие граждане - вне советского общества.
Напротив, тысячами видимых и невидимых нитей церковь связана с государством, а верующие нашей страны заняты практически во всех сферах экономической и социальной жизни.
Одним словом, отделение церкви от государства не исключает сотрудничества между ними и даже, более того, только при отделении и возможно подлинное сотрудничество.
В этой связи интересно вспомнить о позиции по данному вопросу первого советского правительства.
14 марта 1918 года по поручению В. И. Ленина нарком юстиции Гурский, нарком страхования Елизаров и управляющий делами СНК Бонч-Бруевич приняли депутацию Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В ходе состоявшейся беседы они заявили, что, издавая декрет от 23 января, Совет Народных Комиссаров не стремился нанести ущерба церкви или в чём-то стеснить её деятельность, но имел в виду лишь отделить её от государства.
То есть устранить то ненормальное положение, при котором церковь являлась государственным ведомством.
От имени правительства было заявлено даже о готовности рассмотреть вопрос внесения, в соответствии с пожеланиями Русской Православной Церкви, изменений в декрет при условии, что они не будут противоречить принципу отделения.
К сожалению, слишком жёсткая позиция представителей церкви того периода не позволила продолжить начавшийся диалог с советским правительством.
Но если последнее занимало столь конструктивную позицию по отношению к церкви, возглавляемой людьми, которые не в состоянии были правильно оценить исторические события 1917 года, то я убеждён, что в настоящее время, незыблемо соблюдая принцип отделения церкви от государства, существует гораздо более основания для плодотворного сотрудничества между ними.
Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!
Русская Православная церковь всегда жила чаяниями и интересами своего народа. С ним она была и в радости, и в годину испытаний.
В прошлом она содействовала становлению и единству нашего государства.
Её патриотическое служение в суровые годы Великой Отечественной войны не требует доказательств...
В связи с проектом новой Программы КПСС, который предоставлен на обсуждение не только членов партии, но и всего советского народа, разрешите мне обратиться к Вам с конкретным предложением.
Почему бы в этом документе, который на многие годы будет определять поступательное движение нашего общества, не отразить готовности КПСС сотрудничать с верующими различных религий в укреплении международного мира, предотвращении угрозы ядерной катастрофы, как об этом было сказано в обращении, принятом коммунистическими и рабочими партиями несколько лет тому назад, а также в решении задач экономического и социального развития?
Это, будучи отражением реально существующего положения, дало бы мощный стимул для более активного участия верующих различных стран в общечеловеческой задаче сохранения международного мира. А верующих нашей страны побудило бы к более активному участию также и в общесозидательном труде.
Нет сомнений, что включение такого положения в Программу произвело бы чрезвычайно выгодное впечатление за рубежом, показав, что свобода совести реально существует в нашей стране, пользуется признанием государственного и партийного руководства. Что нанесло бы сильный удар попыткам враждебной нам пропаганды в извращённом свете представить положение верующих в Советском Союзе.
Это оказало бы помощь и многим компартиям, для которых проблема взаимоотношений с верующими имеет весьма актуальный характер..."
С глубоким уважением АЛЕКСИЙ, Митрополит Таллинский и Эстонский, Управляющий делами Московской Патриархии.
1985 г.
* * *
ВАЛЕРИЙ ЛЕГОСТАЕВ:
- ... Пользующиеся очевидным расположением патриарха "перестройщики" и "реформаторы" разорвали вековые связи между Россией и Украиной, чем нанесли жесточайший, чтобы не сказать гибельный, урон жизненным интересам РПЦ.
Ведь на самом деле за внешними признаками нынешнего православного бума в России скрывается глубокая зияющая рана, имя которой - отторжение Украины вместе с оставшимся на её территории абсолютным большинством наиболее крупных приходов и главных святынь Русской Православной Церкви.
* * *
РЕЧЬ АЛЕКСИЯ 1 /Симанского/, Патриарха Московского и всея Руси, ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В.СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)
- Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.
Упразднилась сила великая, нравственная, общественная.
Сила, в которой народ наш ощущал собственную силу. Которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях. Которою он утешался в течение многих лет.
Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники.
Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам.
Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы.
И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна.
И наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога.
Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом.
И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3
* * *
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ:
- Отношение к западному миру изменилось давно. События в Косово просто добавили новый материал.
Лишь для незначительной части людей стало открытием, что западный мир, возглавляемый "глобальным сверхобществом", которое сложилось над западными странами - оно включает более 50 миллионов человек, контролирует более 50 процентов мировых ресурсов, - западный мир полностью, цинично, без всякого прикрытия обнаружил свои истинные намерения:
Мировое господство и полное уничтожение всяких попыток сопротивления.
Чем "успешнее" мы движемся в нынешнем направлении, тем дальше мы от истины.
Чем больше будет поверхностных успехов существующего ныне общественного строя, тем хуже для России, тем ближе будет Россия к полному историческому уничтожению".
* * *
АЛЕКСАНДР ДУГИН:
- Русский патриотизм есть великий мистический, геополитический, исторический, сотериологический ПРОЕКТ, доверенный избранному народу великороссов.
Как особый Завет, сформировавший для этого специальный этнос, отличающийся чертами и свойствами, не имеющими аналогов нигде больше...
В многомерных физических и гиперфизических мирах есть регионы, где структура сбивается в непредвиденную сторону: таково избранничество русских.
Непредсказуемое, неожиданное, обрушившееся без предупреждения из самых запретных и безумных сфер.
Русский патриотизм начинает с требований небывалого и заканчивает диктатурой невозможного.
Поэтому он не длится, а разверзается...
Русские - единственный народ, в который можно войти /но из которого нельзя выйти без глубинных и необратимых травм/.
Каждый порядочный человек на земле - русский...
Русские не подчиняются законам физики, биологии и психологии. Все приборы при измерении русского человека ломаются. Русские мерят всё своей собственной мерой, которая бесконечна...
Русские воплощают в себе Страшный Суд.
Те, кто живёт рядом в ними, подвергаются метафзическому испытанию - их дико отталкивает и дико притягивает.
Глупо пытаться формализовать нашу тайну. Мы можем остаться собой, уйдя от себя на тысячи километров....
В русском всё никогда не окончательно.
Это всех бесит, но это абсолютная вопросительная пристань духа.
Свидетельство о публикации №111052004198
Письмо к советским коммунистам
Уважаемые советские коммунисты! Я не уполномочен говорить за всех. Возможно, кому-то в СССР не хватало бандитов, проституток, ментов-палачей, безработицы, чиновников-коррупционеров, терактов, инфляции, межнациональных конфликтов и беженцев. Не хватало платного образования и платной медицины, тупых сериалов по телевизору, церквей, наркомании, педофилов, Куршавелей для одних и помоек для других. Я могу говорить только за себя самого. Потому что лично мне все вышеперечисленное было совершенно не нужно.
Между нами говоря, не все при социализме получалось хорошо, а кое-что не получалось совсем, но, посмотрев на то, что получилось после того, как коммунисты ушли, у меня к коммунистам никаких претензий больше нет. Официально заявляю, что я их все, которые у меня тогда были, снимаю. Потому что все плохое, что было и при вас, оно так с нами и осталось, только прибавилось и выросло многократно. И даже шамкающий «наш дорогой Леонид Ильич» мне теперь милее, чем бодрячок Дмитрий Анатольевич. Первый воевал, поднимал целину и строил БАМ, а второй съел гамбургер и получил ай-фон. Еще у него есть все пластинки группы «Dee Purple». Вот, собственно, и все, что он сделал в своей жизни. А почему он правит русским народом, я, хоть убей, не понимаю. КПСС, при всем при том, что от партии Ленина в ней уже мало что оставалось, кажется каким-то ареопагом мудрецов и высоконравственных личностей. В том случае если посмотреть на «Единую Россию». (Про «наших» и про «молодую гвардию» я вообще, кроме мата, ничего сказать не способен). Зато прибавилось все то, о чем я написал во первых строках. А вот того хорошего, что при вас было, больше нет и не будет. Так что спасибо вам за то, что вы были. За улыбку Юрия Гагарина, за красный флаг над Берлином, за Советскую Армию, оснащенную первоклассными танками и самолетами, за уверенность в том, что никто никогда не нападет на мою страну, потому что получит так, что мало не покажется. Спасибо за атомные ледоколы, за то, что хранили великую русскую классическую культуру и культуру других народов Союза от пошлости и законов рынка. Спасибо за науку, за обсерватории, за синхрофазотроны, за журнал «Астрономический календарь школьника» ценой пять копеек и журнал «Квант» ценой в десять копеек. За горы Северного Кавказа, где можно было отдыхать и кататься на лыжах, не боясь получить пулю от бородатого фанатика. За бесплатный радиокружок, в котором я собрал свой первый транзисторный приемник, за врачей, которые бесплатно сделали операцию моей маленькой дочке. За гордость необъятностью страны, в которой живешь, за то, что мы все были своими - русские, украинцы, азербайджанцы, армяне, евреи, чукчи и еще 150 разных народов и народностей. За невероятное чувство равенства между людьми - вещь, которую просто не понять тем, кто тогда не жил. А самое главное - за то, что мы строили самый лучший и самый гуманный строй в истории.
А теперь только или стать упырем-буржуем и сосать из своих работников кровушку, или паразитом-чиновником. Это и есть тот горизонт вонючей мечты, который нам и следующим поколениям остается. Погано все стало без вас, уважаемые советские коммунисты, очень погано. И, главное, что станет еще поганее. Ведь когда все окончательно рухнет, начнутся проблемы всерьез. Начальство ведь все побежит. Как крысы. Потому что им есть куда бежать. Наша страна сегодня вообще не предназначена для того, чтобы в ней жить простому человеку. Пусть и скромно. Как при вас. Вот и все, что я хотел бы вам, товарищи советские коммунисты, передать. Где бы вы ни находились, надеюсь, что вы меня услышите.
Александр Коммари,
1/260-миллионная часть бывшего советского народа
Кириллов Саша 26.05.2011 08:58 Заявить о нарушении
Юля.
Юлия Иоаннова-Иванова 26.05.2011 16:07 Заявить о нарушении