Литературные практики - 2
Тема: Учитель рыб, учитель птиц.
Участники:
1. автор: Простой Работяга(Фёдор) http://www.stihi.ru/avtor/tfedor4 - отсутствует
2. автор: Элен Смит http://www.stihi.ru/avtor/goodkova
3. автор: Натэлла Климанова http://www.stihi.ru/avtor/kaliostrov - отсутствует
4. автор: Вербенна (Анна) http://www.stihi.ru/avtor/verbanna
5. автор: Скьюрел http://www.stihi.ru/avtor/squirrel0
6. автор: Твой Грей (Сергей) http://www.stihi.ru/avtor/almaz1
7. автор: Жаноль Алексанж Виовит http://www.stihi.ru/avtor/sledangela
8. автор: Жук Юля http://www.stihi.ru/avtor/yuliazuk
9. автор: Марина Дорих http://www.stihi.ru/avtor/doriha
Участие в практиках может принять любой автор. Записаться можно до 21-00 (мскв.врмн.) 22-го мая 2011 года. Два требования: быть к собеседнику благожелательным, дойти до конца (взялся за гуж, не говори что не интересно). Максимальное число участников 8-мь.
Ведущий: Анатолий Страхов: http://www.stihi.ru/avtor/astra11
План практики:
1.Построчная ренга (игра)
2.Трёхстрочный тропник (игра)
3.Сонетный верлибр (основы техники совмещения/растворения в стихотворении)
4.Прозаическая миниатюра (основы техники совмещения/растворения в прозе)
------------------------
с уважением, А.С.
------------------------
ПОСТ ОБНОВЛЯЕМЫЙ все новые задания и результаты выполненных заданий в конце поста.
------------------------
I. Вводная часть (для создания настроения и начального раскрытия темы)
*** Отрывок из книги Ричарда Баха Иллюзии, или приключения Мессии, который Мессией быть не хотел
….............Когда-то на дне одной большой хрустальной реки стояла деревня, и жили в ней некие существа. "Река безмолвно текла над ними всеми - молодыми и старыми, богатыми и бедными, хорошими и плохими, текла своей дорогой и знала лишь о своем собственном хрустальном "Я". И все эти существа, каждый по своему, цеплялись за камни и тонкие стебли, росших на дне реки растений, ибо умение цепляться было у них основой жизни, а сопротивляться течению реки они учились с самого рождения. Но одно существо наконец сказало: "Я устал цепляться. И хоть я не вижу этого своими глазами, я верю, что течение знает, куда оно направляется". Сейчас я отпущу камень, и пусть оно унесет меня с собой. Иначе, я умру от скуки". Другие существа засмеялись и сказали: "Дурак! Только отпусти свой камень, и твое обожаемое течение так тебя перекувырнет да шмякнет о камни, что от этого ты быстрее помрешь, чем от скуки! Но он не послушался их и, набрав побольше воздуха, разжал руки, и в тот же миг течение перекувырнуло его и ударило о камни. Однако, существо все же не стало ни за что цепляться, и тогда поток поднял его высоко надо дном, и о камни его больше не било. А существа, жившие ниже по реке, для которых он был незнакомцем, закричали: "Глядите, чудо! Он такой же как мы, однако он летит! Смотрите, Мессия пришел, чтобы спасти нас! И тогда тот, которого несло течение, сказал: "Я такой же Мессия, как и вы. Река с радостью освободит нас и поднимет вверх, если мы только осмелимся отцепиться от камней. Наше истинное предназначение заключается в этом странствии, в этом отважном путешествии. Но они лишь громче закричали: "Спаситель!", все также цепляясь за камни, а когда они снова взглянули наверх, его уже не было, и они остались одни и начали слагать легенды о Спасителе.
*** Вдоль берега (автор: Юрий Беликов)
Вилория Глухова
Учитель! Уже отрасли те ветви ивы, которые ты срезал под удилища,
уже обнажила красные десны река…
Снасти готовы, Учитель. Иди и буди леща.
Один ведь бреду по берегу — ни Учителя, ни ученика.
Заветы твои затвержены: тюль на окне,
если на что и пригоден — живца ловить для щурят,
женский чулок, хлебом набитый, вполне
рыбам на прикорм подходит — чулок даже будет рад
чувственным прикосновеньям язей, голавлей,
словно поползновеньям князей, королей.
Рыбы подыхают на берегу реки,
они раздувают жабры, как розы.
На берегу реки не умрут рыбаки —
без берега подыхают, но смысл последней просьбы
пыльного, берестяного, русского мужика,
коего зона не съела, но тихо больница списала, —
по батарее холодной стук — истошней сигнала
нет! — чтобы баба снизу вынырнула, легка,
и не заговорила, видя, как очи меркнут,
а загородила, рыбонька, зеркала.
И когда баба снизу окажется сверху,
небо войдет под ногти: «Вот и вся жизнь прошла!»
Так умереть, Учитель, если воздух шипит из нимба,
если поэта, как рыбу, жизнь завернула в газету.
Лучше не разворачивать! Чего тебе надобно, рыба?!
«Старче, в России рыбой надобно быть поэту,
чтоб укрупнять молчанья синюю чешую:
чья тишина протяжней? И разыграть ничью
с каждой челябой, то бишь ямой речной: молчите!
И на поминках звука молвить: «Прощай, Учитель!»
*** Учитель птиц (Анатолий Страхов)
Зарядил холодный мелкий ситник, а вместе с ним снова пришла осень. Сентябрь. Пора ловить птенцов, окрепших и уже уверенно вставших на крыло. В который раз, уезжая из города в полузабытую деревушку своего детства, я изменяю свойства времени. В который раз я вижу мокнущую кладь обмолоченной соломы, засохшую кривую сосну у края поля и тонущую в серо-сизых репьях, в который раз я слышу в высоких ступенчатых елях уиканье дрозда: иди иди-ка.. И я иду лесной тропой, петляющей к заброшенной пашне-кулиге, наглухо затянутой осинником; к большим гарям, исчерченным тонкими стволами молодых берёз; к непролазно заросшим порубьям, в чьих тлеющих вечерних тенетниках мерцают чёрные слепые звёзды покинутых гнёзд.. В который раз я возвращаюсь к пению птиц, когда первогодки уже научились раскладывать строфы на слова и в их песенных коленах можно услышать и журчащий ручеёк, и звенящий милостью божьей церковный колокольчик.
Я очень хорошо помню заветное, странное место - две лесные поляны, похожие сверху на цифру восемь, выписанную на листе тетради неуверенной рукой ребёнка. Это необъяснимое соседство непаханой целинной крепи и с полвека возделываемой земли с ведьминым домиком и соломенными сдувами вокруг конусообразных стогов. Это место - на несколько мгновений - моя страна. Именно там, где соприкасаются два круга, из года в год я ставлю большие сети, высыпаю под них знатную приваду из мелких зёрен, мучных червей и солнечного света, пробившегося в час заката сквозь серую пелену низко плывущих туч, и жду моих будущих учеников.
Цвинь, цвинь уже суетятся синицы-кузнечики и снежные подорожники.. Ижжж-ж-ж садится рядом зеленушка с жёлтым зеркальцем на крыле.. Цыре-цыре торопится занять очередь в школу камышовка, а луговой чекан, как будто чихает чхи-чхек и тут же сам себе желает здоровья, незаметно бочком отодвигая рассеянного реполова. Пройдёт всего несколько часов и класс будет собран. Здание школы заменит невзрачный ведьмин домик со скрипучей кривою дверью и маленьким окошком. Он прогрет ещё с утра, а в бревенчатые стены вбиты огромные кривые гвозди. Такое ощущение, что на них висят, как куклы, чьи-то тени, поэтому они заблаговременно прикрыты длинными немецкими клетками с мягким верхом. На учительском столе стоит только одна свеча, оставшаяся от прежних хозяев, и всё. Мне кажется, что я когда-то знал не только язык птиц, но и совершенно непохожую на него латынь “sufficit unum lumen in tenebris...”* но какой смысл об этом вспоминать, если мой первый и единственный урок - молчание.
Чё-и чё, первой освоившись в неволе, начинает задавать вопросы чечевица, успевая приводить в порядок карминово-красные пёрышки, а хулиган-сорокопут вызывающе стучать клювом по сосновым жёрдочкам. Джурбаи, как-будто вспомнив сурчины диких степей, заладили тиви-тиви, а варакушка затоковала-затосковала «ивара-квраки... ива-рак-враки», и вот уже птичий гомон заполняет всё внутреннее пространство этого мира. Страх, настороженность, озлобление, желание свободы переходят в спор, перекличку, передразнивание друг друга, и в это время я задуваю свечу, и ночь успокаивает всех. Звуки замолкают. Моё молчание сливается с тишиной, а с первыми лучами солнца ученики видят открытые дверцы, а за ними сухую мелколесную гряду, глубоко вдающуюся в торфяное болото. Весенний ветер колышет тонкие ветви молодых деревьев, и каждый вправе лететь туда, куда захочет.
-------------------------
Отложив книгу Брема “Жизнь животных”, подумал: какой смысл мне что-то объяснять читателю. Всё однажды сказанное - ложь. Пусть читатель наивно полагает, что певчие птицы зимой мигрируют на юг. Голуби, вороны, воробьи... Кыш! Не улетают. Наверное, они привыкли не бояться холода человеческих сердец. Сытые зимние птицы сытых зимних читателей.
* Горящая свеча и девиз "Sufficit unum (lumen) in tenebris" [лат. - "Во мраке достаточно одной (свечи)"] составили эмблему (impresa) Изабеллы д'Эсте в 1525 году. Эмблема эта указывает на одиночество Изабеллы при мантуанском дворе после того, как ее сын Федериго оставил ее ради своей возлюбленной. Ее треугольный канделябр напоминает тот, что используется римской католической Церковью во время служения Утрени и часов Обедни на Страстной неделе, во время которых свечи гасятся одна за другой и в конце концов остается гореть только та, которая тушится последней: аллюзия на разбежавшихся при распятии Христа апостолов.
I. Вводная часть (Игра построчная ренга) начало 22 мая в 15-00 (по мскв врмн)
Позднеримский философ Боэций в «Утешении философией» описывает то, как в темнице, где он писал своё произведение ему явилась величественная женщина во цвете лет, облик который менялся... Надпись «Causarum cognitio”на свитке, который она несла, является определением философии как «знания вещей по их высшим причинам». Одеяние философии может быть украшено внизу цветами, в средней части рыбой, а вверху - звёздами. Это аллюзия на три ветви философии — мораль, естественная природа и созерцание. Обращаясь к восточной тематике мы на время исключим мораль.
Правила: Ведущий оставляет в рецензиях на страницах участников по одной начальной строчке. Каждый автор должен написать вторую строчку итак по очереди до 10-ти строк. Потом начинает автор. Задача написать по две миниатюры в японском стиле.
Обязательные условия: строчки чередуются только пяти и семи-сложные по схеме (5-7-5(хайка)) + (5-7-5(хайка)) +7-5-7-5 ((катрен)), применяется только ямб: ударение в короткой строке на 2, 4 слоги в длинной строке на 2, 4, 6 слоги.
Примеры можно посмотреть в первых практиках:
***
Столы и стулья (1) - вводная строка
Давно не ждут хозяев (вмн) - ответ участника
На стёклах - небо (ps) - ответ ведущего
Портовый город (вмн)
Прибой, привоз, приметы (ps)
нет постоянства (вмн)
Чернильница и ручка (ps)
Альбом этюдов (вмн)
Всё то о чём сказали (ps)
Дождливый вечер (вмн)
***
Кривые тени (1)
Наполнен дом дыханьем (вя)
Свечи погасшей (ps)
Часов молчанье (вя)
На циферблате муха (ps)
Пора, быть может...(вя)
Качнулась стрелка влево (ps)
Дрожащий голос (вя)
Рисунок акварелью (ps)
вода живая (вя)
***
в остывшей чашке (1)
кофейной гущи знаки (ns)
пион с изнанки (ps)
затёрта скатерть (ns)
созвездья хлебных крошек (ps)
темнеет небо (ns)
гадалка - кукла - Вера (ps)
разбитый веер (ns)
к её руке привязан (ps)
цветок увядший (ns)
Кратко о том, чего не стоит делать при написании данных миниатюр стилизованных под хайку:
.
1. Не пишите в рифму, она дает чувство ложной завершенности, а в хайку всегда есть приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
4. Не пытайтесь объяснить что-то в хайку, а лишь покажите это.
5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
6. Не пишите дневник или рассказ на тему «Как я провел лето».
7. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
8. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
9. Прием ради приема, красивость ради красивости и т.п. делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.
---------------------------------------- и ещё немного подсказок:
***
кусты сирени.
вновь аромат знакомый
подарит встречу
Минусы:
1) «аромат» в хайку не может дарить, нужно стараться избегать даже косвенной персонификации; поэтому это трехстишие;
2) «подарит» - будущее время лучше не использовать, действие в хайку – настоящее;
3) дарить в хайку можно лишь предметы, а не «встречу»;
4) хайку – композиция материальных (желательно отстоящих друг от друга) явлений; здесь же аромат является следствием «сирени».
Другие примеры:
1) «томится роза» - выражение не для хайку. Роза – не более чем просто цветок. Цветок может качаться, может цвести и т. д., но не томиться. Авторское олицетворение цветка нужно исключить.
2) «душа наверх летит» - строчка не для хайку. Душа – понятие невещественное, нематериальное. В хайку оперируют лишь тем, что можно осязать, что объективно существует. Поэтому невозможно в хайку увидеть слова: «вечность», «бесконечность», «добро», «душа» и т. д.
3) «желанье прячет» - не для хайку. «Желанье» - невещественное понятие. Оперировать им в хайку нельзя.
4) «замки не прочны» - утверждение. В хайку показывают, а не утверждают. Попробуйте нарисовать эту фразу.
5) «в огне прекрасней роза» - утверждение. Можно нарисовать «розу в огне», но не утверждение «в огне прекрасней роза».
6) «я не страшусь» - субъективное утверждение, делать которые не принято в хайку.
Другие тонкости:
в хайку лучше избегать отрицаний
в хайку надо стараться не возвращаться к предметам, о которых уже шла речь.
Желательно допустить минимум ошибок.
ИГРА построчная ренга:
==================================================+ Твой Грей (Сергей) - Дина Ясная.
немного душно (1)
закрыты двери, окна(тг)
геранью пахнет(дя)
собака рядом(тг)
свеча горит на блюдце(дя)
кудрявой девой(тг)
крадутся тени тихо(дя)
ночник мигает(тг)
на лист ложатся строчки(дя)
пером гусиным(тг)
==================================================+ Вербенна
по тонким росам (1)
скользят лучи заката (в-на)
смычок и скрипка (ps)
поёт овсянка (в-на)
открыта дверца клетки (ps)
лежит приманка (в-на)
семь нот. и звёзды в небе (ps)
и зёрна в блюдце (в-на)
не прорастут, смахни их (ps)
пока не поздно (в-на)
==================================================+ Жаноль Алексанж Виовит
под белый танец (1) - вводная строка
в окно ворвался ветер (жав)
пух тополиный (ps)
в углу лачуги (жав)
ведро, совок и веник (ps)
немая сцена (жав)
от фотографий к двери (ps)
не повернуться (жав)
свет лампы жарче солнца (ps)
на этом снимке (жав)
==================================================+ Элен Смит
в траве пожухлой (1)
кузнечик длинноногий (эс)
над тучей месяц (ps)
темно и тихо (эс)
собака у калитки (ps)
кусты сирени (эс)
на фоне жёлтых окон (ps)
цветок горшечный (эс)
не шелохнётся. ветер (ps)
крылатый демон (эс)
==================================================+ Жук Юля
В оконных стеклах (1) -
воды прозрачность, холод (жю)
тюль белый в ромбик (ps)
на стенах блики (жю)
рисунок детский. солнце (ps)
смеется в луже (жю)
за радугой в пол-неба (ps)
корабль бумажный (жю)
но штиль три года. скоро (ps)
отец вернётся (жю)
==================================================++ Жаноль Алексанж Виовит
стен не касаясь (жав)
летят снежинки в марте (ps)
последний выдох (жав)
"копейка" в парке (ps)
свет фар и две тропинки (жав)
хрип радиолы (ps)
мой остров исчезает(жав)
с луной-беседкой (ps)
фонарь в конце аллеи (жав)
качает ветер (ps)
==================================================+ Скьюрел
мосты ночные (1)
врубился я и комп ас (с)
под чашку с кофе (ps)
верченье стрелок (с)
от клавы с мышкой справа (ps)
распахнут мир snow (с)
но время в нём обратно (ps)
с-вернуться можно (c)
до розовой улитки (ps)
до рожки бога (c)
==================================================++ Элен Смит
Цветок пиона (эс)
пиала с крепким чаем (ps)
пятно на солнце (эс)
миндаль на блюдце(ps)
кружок лимонной цедры (эс)
гость улыбнулся (ps)
собака хвост поджала (эс)
лежит у двери (ps)
письмо из прошлой жизни (эс)
возвратный штемпель (ps)
==================================================++ Твой Грей (Сергей) - Дина Ясная.
сиренью пахнет(тг)
в саду кустов пятнадцать(дя)
окно открыто(тг)
забор высокий(дя)
спит девушка в кровати(тг)
ей воры снятся(дя)
качает ветви ветер(тг)
озноб по коже(дя)
летят с порывом листья(тг)
пером намокшим(дя)
==================================================+ Марина Дорих
Цветут каштаны (1)
Пушистый белый локон (мд)
Свечи огарок (ps)
В ладони ладан (мд)
Садится солнце в тучи (ps)
Луна толстеет(мд)
Андрей Рублёв с афиши (ps)
искусство инков (мд)
Учитель младших классов (ps)
Урок на клумбе(мд)
==================================================++ Вербенна
кривые гвозди (в-на)
на дне колодца. в вёдрах (ps)
вопросов знаки (в-на)
журавль кивает (ps)
не там лягушек ищет (в-на)
нога в колодке (ps)
хлебну воды с пригоршни (в-на)
вьюнку три капли (ps)
а золотая рыбка (в-на)
старуха в доме (ps)
==================================================++ Марина Дорих
Квартал Парижа (мд)
У Ботиньоль три вербы (ps)
Листок в ладони (мд)
Письмо? Молитва? (ps)
На старой башне Лувра (мд)
Снял угол ворон (ps)
"Мадонна" Леонардо (мд)
не помнить неба (ps)
У Триумфальной арки (мд)
свиданье с прошлым (ps)
==================================================++ Жук Юля
на мягких лапах (жю)
крадётся кошка. вспышка (ps)
в глазах зеленых (жю)
латаний листья (ps)
на рисовой бумаге (жю)
рассказ о крыльях (ps)
живая хищность линий(жю)
три капли красным(ps)
неспешный танец кисти (жю)
пера сутулость (ps)
===========================
продолжение первого шага:
После двух ренг у каждого участника есть десять строчек, используя только пять из них (любых) попробуйте дописать сначала до японского сонета (и показать что получилось), а потом получившийся яс дописать до сонетного верлибра, стихотворения в 14-ть одиннадцатисложных строк, ямб.
Пример (по построению, строчки яса желательно распологать последовательно в началах строк сонетного верлибра с третьей по 12-ую строку):
невысказаный свет расколот болью.
стена к стене. огонь к огню. молитва
О ДЫМЕ УТРОМ - серые осколки.
У СТРАХА ТЫ НЕ СПРОСИШЬ о прошедшем
НЕТ СЛОВ У ВЕТРА. платье незнакомки
ему ловить губами интересней.
ОКНО ОТКРЫТО. приглашенье к небу.
ТЫ ПОДОЙДИ ПОБЛИЖЕ и танцуя
УСПЕЙ СТАТЬ ПТИЦЕЙ - тенью серафима
ТВОЙ ГОЛОС - ВРЕМЯ НОЧИ, сумрак речи
МОЛЧАНЬЕ - ВЕЧЕР, поцелуи, плечи,
АБСТРАКТНОЕ НАЧАЛО песни песен,
ЗАБЫТОЙ ВСТРЕЧИ и игра в наречья
назло, нарочно, спьяну, сдуру, в шутку.
==================================================+++ Жаноль Алексанж Виовит
тюльпан согнулся
под почерневшим настом
не повернуться (жав)
метель ночная
отяжелила ношу
последний выдох (жав)
свет фар и две тропинки (жав)
немая сцена (жав)
фонарь в конце аллеи (жав)
потух, зажегся
==================================================++++ Жаноль Алексанж Виовит
в какой молитве нет твоей печали
наверно в той, что о тебе? светает
тюльпан согнулся, приподняв бездушность
под почерневшим настом воздух спертый
не повернуться, холодно и сыро
метель ночная, завершая песню
отяжелила ношу воскрешенным
последний выдох шебуршит травою
свет фар и две тропинки. утро в парке
немая сцена. где-то что-то каплет
фонарь в конце аллеи, словно в море
потух, зажегся. я иду на встречу
с тюльпаном под пальто и улыбаюсь
==================================================+++ Вербенна
По партитуре
Скользят лучи заката
Поёт овсянка
На блюде зёрна
Значки на нотном стане
Лежит приманка
Над грифом промелькнула
Взлетела птица
Скрипичный ключ рисую
Пока не поздно
==================================================++++ Вербенна
По партитуре, и красней, и горше,
Скользят лучи заката, как по коже...
Поёт овсянка, звуками тревожа
Уютно спящих на ступенях кошек.
На блюде зёрна склёваны вороной -
Не та подсуетилась клиентура.
Значки на нотном стане цепью вздорной
Слагают ритмы гимнов Эпикура.
Лежит приманка: на корявой дэке
Смычок, тоскуя, просится к ладони!
Над грифом промелькнула в прошлом веке -
Взлетела птица музой Альбиони...
Скрипичный ключ рисую, как попало,
Пока не поздно, кровью тёмно алой.
==================================================+++ Марина Дорих
Цветок жасмина,
Пушистый белый локон,
Перо над Сеной.
Луна и звёзды
На старой башне Лувра,
Искусство инков.
"Мадонна" Леонардо –
Квартал Парижа,
А выпуклая надпись
Лишь указатель.
==================================================++++ Марина Дорих
Цветок жасмина. Tendre Chanel’ю пахнет
Пушистый белый локон. Среди ночи
Перо над Сеной чайка уронила.
Луна и звёзды… В чай лимон и сахар.
На старой башне Лувра встреча с прошлым.
Искусство инков – тоже пирамиды.
"Мадонна" Леонардо. Мама. Мальчик.
Квартал Парижа в стиле Ренессанса.
А выпуклая надпись ветки клёна –
Лишь указатель. Но дорога к храму
Не видима со старого отеля,
Глаза закрыла чёрная повязка.
Молюсь. Считаю тени на сутане,
Пока не поздно, свечи не погасли.
==================================================+++ Жук Юля
в ручье весеннем
воды прзрачность, холод
корабль бумажный
теченье быстро
пустынный берег. слезы
в глазах зеленых
неспешный танец кисти
неповторимость
на рисовой бумаге
потеки туши
==================================================++++ Жук Юля
На сердце осень, несмотря на солнце.
Что толку видеть радостные блики
в ручье весеннем. В мир не вносит ясность
воды прозрачность. Холод студит ноги.
Корабль бумажный жизненных желаний
теченье быстро разрушает, бросив.
Пустынный берег. Слезы не увидишь
в глазах зеленых - не о чем им литься.
Неспешный танец кисти не способен
Неповторимость возродить мгновений
на рисовой бумаге. Заблужденье.
Потеки туши в черно-белой гамме -
всего лишь незначительные тени
полученных когда-то впечатлений.
==================================================+-- Скьюрел (выпоненное задание не принято)
распахнут мир snow
ночей гудки. черно. пепл
модем мигает
гранитный ключ губ
в замке висячем. комп ас
завис на время
содом камней. спирит сфинкс
загадкой бог стрел
пролом. дыра в гортань неб
лавина букв. звезд
==================================================+--- Скьюрел (выпоненное задание не принято)
*** (автор: Deus ex machina (ассоциативный перевод со словариком витгенштейна)
круги планет. синергий сум-ма. знаки...................................... до розовой улитки синерги'я
вселенной с-четки. Близость alma – mater................................ не доведёт свет фонаря-пророка.
распахнут мир snow. deus ex machina....................................... мосты ночные вспучены, а реки
ночей гудки. черно. пепл на ладонях........................................впадают в бесконечные закаты.
модем мигает. красн глаз-ок циклопа.......................................
чашку с кофе спрятал я когда-то
гранитный ключ губ. сон-м шифровый вечерн........................фарфорового сфинкса обереги,
в замке висячем. комп ас - ветр у-г-розой................................улики преступлений alma-mater,
завис на время. целкость. ноль безродства...............................пароли слов не брошенных на ветер
содом камней. спирит сфинкс. глаз хрусталя...........................мой город в забытьи, как под наркозом
загадкой бог стрел. боль жизнь без наркоза..............................в нём всё разбито, всё не так как прежде
пролом. дыра в гортань неб. alma мир-ра..................................в нём в тупике «бог из машины» встретил
лавина букв. звезд. рос-t сферичность ma ter............................парад планет, мир snow, того кто светел..
технолог логик. альф боль-ш-ого взрыва..................................кто знает: пепел скроет на ладонях
систем ад мин. вскор ми собой до бога.....................................то время, что обратно воскрешенью
Синерги;я - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов
А;льма-ма;тер (букв. «кормящая, благодетельная мать») — старинное неформальное студенческое название учебных заведений (университетов, которые изначально давали в основном теологическое и философское образование
«Deus ex machina» (лат. «Бог из машины») — выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора.
ИГРА Трёхстрочный тропник
тема : Архитектоника (композиция) - Повторы
Игра в три хода для двух участников.
1-ый ход (первый участник) пишет три 11-ти сложные строчки ямбом 6-ти строчного стихотворения (1,2,6-ю) при этом в 6-ой строке должно быть изменено какое-то свойство из 1-2-ой строки.
2-ой ход (второй участник) пишет три (серединные) 11-ти сложные строчки ямбом (3-4-5-ю) при этом одно (или несколько) слов из 1,2,6-ой строки должны быть взяты для усиления смыслового акцента измененныого свойства(перевоплощения)
дальше участники делают тоже самое поменявшись местами
после этого каждый свои части превращает в сонетный верлибр. Из шести строчек отказаться можно только от одной
первая пара: Жаноль Алексанж Виовит и Вербенна начинает Жаноль (напишите пжст новую рецензию под любым постом на этой странице)
вторая пара: Марина Дорих и Жук Юля начинает Марина (напишите пжст новую рецензию под любым постом на этой странице)
примеры архитектоники (повторов) из поэзии Николая Рубцова:
*** Маленькие Лили
Две маленькие Лили-лилипуты
Увидели на иве желтый прутик.
Его спросили Лили: "Почему ты
Не зеленеешь, прутик-лилипутик?"
Пошли за лейкой маленькие Лили,
На шалости не тратя и минуты,
И так усердно, как дожди не лили,
На прутик лили Лили лилипуты.
*** Осенние этюды (фрагмент)
И вот среди осеннего безлюдья
Раздался бодрый голос человека:
— Как много нынче клюквы на болоте!
— Как много нынче клюквы на болоте!
..................................
От всех чудес всемирного потопа
Досталось нам безбрежное болото,
На сотни верст усыпанное клюквой,
Овеянное сказками и былью
Прошедших здесь крестьянских поколений...
Зовешь, зовешь... Никто не отзовется...
И вдруг уснет могучее сознанье,
И вдруг уснут мучительные страсти...
.................................
И в этом сне картины нашей жизни,
Одна другой туманнее, толпятся,
Покрытые миражной поволокой...
=======================================================++++++ Марина Дорих и Жук Юля
1. Размыты краски. Ночь и летний ливень. (мр)
2. Дороги, птицы, кедры. Все промокли. (мр)
3. Песчаный пляж взрывается от капель (жю)
4. Омытый воздух как хрусталь прозрачен (жю)
5. Над фонарями мокнущей кафешки (жю)
6. Зонты считаю. Их сейчас немного.(мр)
=======================================================++++++-+ Марина Дорих
***
Размыты краски,
Луна за чёрной тучей
На акварели.
Пустеет площадь,
Усталый дворник рядом,
Не помню имя.
Сегодня окна небо
Разбили клювом
В одной шеренге ели,
Зонты считаю.
***
Размыты краски. Ночь и летний ливень.
Луна за чёрной тучей прячет сердце.
На акварели нет совсем контраста.
Пустеет площадь. А охапки листьев
Усталый дворник рядом подметает.
Не помню имя ветра, его адрес.
Сегодня окна небо заслонили,
Разбили клювом стёкла в атмосфере
Большие птицы. В парке у фонтана
В одной шеренге ели. Все промокли.
Зонты считаю. Их сейчас немного.
От непогоды каждый убегает
В уютный дом. Улитка под ромашкой
Спокойно дожидается рассвета.
=======================================================++++++-+ Жук Юля
***
в ручье весеннем
воды прзрачность, холод
корабль бумажный
теченье быстро
пустынный берег. слезы
в глазах зеленых
неспешный танец кисти
неповторимость
на рисовой бумаге
потеки туши
***
На сердце осень, несмотря на солнце.
Что толку видеть радостные блики
в ручье весеннем. В мир не вносит ясность
воды прозрачность. Холод студит ноги.
Корабль бумажный жизненных желаний
теченье быстро разрушает, бросив.
Пустынный берег. Слезы не увидишь
в глазах зеленых - не о чем им литься.
Неспешный танец кисти не способен
Неповторимость возродить мгновений
на рисовой бумаге. Заблужденье.
Потеки туши в черно-белой гамме -
всего лишь незначительные тени
полученных когда-то впечатлений.
***
Никак не может разродиться плачем
Осенний день, пронизанный ветрами,
Панически сметающими мусор
Как в ожиданьи дорогого гостя.
Песчаный пляж взрывается от капель.
Нервозность ожиданья отступает
И дождь идет уверенно и мощно
По лежакам, по брошенным скамейкам.
Бродяга ветер гнев сменил на милость
И зонт не рвет, а нежно дует в спину,
Над фонарями мокнущей кафешки
Неся тончайший шлейф тепла и кофе,
Подталкивая к жаркому камину,
Неуловимой нежности ванили.
=======================================================++++++ Жаноль Алексанж Виовит и Вербенна
1. ни дуновенья, мир как будто замер (жав)
2. над выгоревшим полем бездна неба, (жав)
3. и жар спустился на планету прямо - (в-на)
4. обдав собой, как колесницей Фэба, (в-на)
5. луга, что распростерлись черной дланью... (в-на)
6. завис стервятник над убитой ланью (жав)
Вербенна и Жаноль Алексанж Виовит
там стаи птиц стремятся к водопою, (в-на)
взлетают ввысь, не ведая покоя (в-на)
и где-то в небе, в эпицентре выси (жав)
его ладони, дрогнув, разошлись и (жав)
земля воспряла, что дождю внимая (жав)
сперва родит, а после – умирает (в-на)
=======================================================+++++++ Вербенна
Земное лето, видно, повзрослело:
Сперва родит, а после – умирает.
Вакханка не даёт хмельному телу
Вскормить младенца на пороге Рая.
Где на равнинах высыхают реки,
Там стаи птиц стремятся к водопою –
На поиск ими вожделённой Мекки –
Взлетают ввысь, не ведая покоя.
И жар спустился на планету прямо,
Обдав собой, как колесницей Фэба,
Луга, что распростерлись черной дланью.,
Себя подставив под удары неба.
Но Бог спасёт голодных и гонимых,
Их превращая в нежных херувимов.
Алексанж Виовит
ни дуновенья, мир как будто замер
над выгоревшим полем бездна неба
завис стервятник над убитой ланью
дрожащий воздух, рябь смешала краски
вода, деревья, птицы… показались
картины лета, но, на лето раньше
но вспомнить мало! забывать не надо
тогда и не придется быть просящим
о том, чтоб эти краски не затерлись
и где-то в небе, в эпицентре выси
в какой-нибудь замшелой галерее
его ладони, дрогнув, разошлись и
земля воспряла, что дождю внимая
свои картины детства вспоминала
=======================================================+++++++ Твой Грей
желтеет солнце. лето обжигает.
скользит по небу облако неслышно.
горячий воздух. пылью пахнет. душно.
домов нагреты крыши. птицы смолкли.
окно открыто. розовые шторы.
темнеет небо. молния сверкнула.
качает ветки ветер утомленный
скрипит калитка. пёс бредёт уныло
спит девушка в кровати. сны печальны.
фонарь зажегся. блики в подворотне
над волнами, на волнах белый парус
мост Вздохов виден. грот далёкий в скалах.
звезда на низком небе. время внемлет
заката полоса. стихают звуки.
горячий воздух / домов нагрелись крыши / окно открыто
темнеет небо / качает ветви ветер / скрипит калитка
спит девушка в кровати / фонарь зажёгся
над волнами, на волнах / мост Вздохов виден
======================================================= гость игры: Владэмир Ярыш
***
Скрипят качели
Раскрытый мокрый зонтик
Под блики молний
Промокло платье
Шагает важно ворон
Туман на окнах
Стихи о нашем прошлом
Тетрадь в линейку
Икона в нише, крестик
Очки, газета
***
Сегодня дождь, лишь изредка, не к месту,
Пробьется луч полуденного солнца.
Скрипят качели. Уплывет по луже
Раскрытый мокрый "зонтик – каравелла",
Под блики молний, громыхая пушкой.
Промокло платье. Глупая девчонка!
Шагает важно ворон "сумачечий",
Туман на окнах, склевывая жадно.
Стихи о нашем прошлом не ложатся,
Тетрадь в линейку только перепачкал.
Икона в нише, крестик закоптился,
Очки, газета – скучно все и глупо…
Смотрю в окно бессмысленно и тупо
О, Господи, зачем же я влюбился?
======================================================= гость игры: Здравствуй (Инна)
***
хозяин дома
закат под кроной липы
рисует тушью
за шелком ширмы
в углу светлеет ниша
смеется нецке
один прибор в столовой
санкай китайский
дрожит плавник гурами
в стеклянном шаре
***
тревожит память многолетней ношей.
там чьи-то слезы, чей-то смех веселый.
хозяин дома мак и матиолу,
закат под кроной липы перецвёвшей
рисует тушью по привычке черной.
за шелком ширмы сто стежков иголкой,
в углу светлеет ниша, в ней на полке
смеется нецке как-то обреченно.
один прибор в столовой, вязь узоров,
санкай китайский из послушной глины.
дрожит плавник гурами у камина,
в стеклянном шаре каждый под надзором,
где плен стал до предела нестерпимым,
а слабость - поражением... позором...
======================================================= гость игры: Дина Ясная
чуть в стороне от слободы Стрелецкой
уютный домик замер в лунном свете.
немного душно. Пётр пьёт квас из кружки
в саду геранью пахнет. раздражает.
забор высокий не уймёт тревоги.
ночь. в доме тихо. словно пчёлы-думы.
свеча горит на блюдце ровно, ярко
спит кошка в кресле мячиком пушистым.
.
на лист ложатся строчки-мелкий бисер,
паучьи лапки в белой паутинке.
конверт, чернила, марка наготове
с письмом к любимой будет послан Сашка.
вздыхает государь. в делах любовных
он как медведь немного неуклюжий.
немного душно/ в саду геранью пахнет/забор высокий
ночь. в доме тихо/ свеча горит на блюдце/ спит кошка в кресле
на лист ложатся строчки/ паучьи лапки
конверт, чернила, марка/ с письмом к любимой
Свидетельство о публикации №111051907917
Сейчас загляну к Вам на страничку.
:) Анатолий,
Психоделика Или Три Де Поэзия 23.05.2011 18:54 Заявить о нарушении
и с кем мне играть в трехстрочный тропник?
с меня три строчки или мне подкинут...)
Скьюрел 27.05.2011 19:47 Заявить о нарушении
Анатолий,
Психоделика Или Три Де Поэзия 27.05.2011 20:17 Заявить о нарушении
до конца, так до конца.
так что не тяните и не дрейфьте)
обещаю без вы-крут-ас))
тема учитель рыб, мои три строчки:
1. подбрасывает лихо веер струйный
2. желанья рыбки вверх всплывают грузом
6. сознанье тихо с-тонет. день без солнца
Скьюрел 27.05.2011 20:31 Заявить о нарушении
да же вставить мои сверх-тексты в пост - нужно геройстро!!!!!!!!!!!
-
но
альф всегда прав:
значит, у вас все авторы д.б. под гребенку...)
-
амбиции рулят
игра на сотом месте
а х как хотелось до играть...
Скьюрел 28.05.2011 11:47 Заявить о нарушении
я и сам ходячий ПСИХОИГР!
http://www.stihi.ru/2011/05/28/3581
Скьюрел 28.05.2011 14:30 Заявить о нарушении
* * *
песок размыт. гуляет ветер в дюнах
ракушка перламутром взор ласкает
пронзает крик небесные просторы
парит, сопротивляясь ветру птица
над волнами, спешащими на берег
По правилом одну строчку можно заменить, я заменил. Остальные дописал.
* * *
песок размыт. гуляет ветер в дюнах
ракушка перламутром взор ласкает
прибой шуршащий в пирс негромко бьётся
облеплен киль шаланды мидей гроздью
блестит янтарный бисер в травах мокрых
синеет море под молочным небом
Нептун шевелит бородой лохматой
дельфинов созывает он на праздник
своим трезубцем бьёт в хрустальный гребень.
пронзает крик небесные просторы
парит, сопротивляясь ветру, птица
в воде прозрачной рыбок плещут стаи
народ морской танцует, веселится
до марева багряного заката
* * *
Спасибо)
Твой Грей 05.06.2011 22:47 Заявить о нарушении