Сказка сказок

....................... По мотивам норштейновского мультфильма. *



Языку листопада не нужны переводы,
Яблок розовых мякоть вберёт зарю...
Пары кружатся в танце в тусклом свете фонарном,
Богу хочется плакать
На том краю.

Ярко-солнечный Моцарт тихо шепчется с Богом,
Утомлённое солнце ложится спать...
Вожделенная рыба встанет к берегу боком,
Сон боится бессонниц
И катит вспять.

Бах и Моцарт - как зима и лето,
Листья чьи-то лица обретут...

Языку листопада тяжелей год от года,
В зыбкой лодке Харона
Царит уют.



В глубине листопада сновиденья зачаты,
Колыбельку качает твоя рука...
И заснёт в колыбельке утомлённое чадо,
И уносит печали
Угрюм-река.

Даже серенький волкик превратится в поэта:
Баю-бай, не ложися ты на краю!..
Освещён серый волкик ослепительным светом,
Детство круг замыкает
В своём раю.

Серый волк младенчика утащит -
И качает в люльке под кустом...

Утомлённое солнце любит реже и реже,
Снится чаще и чаще
Нам отчий дом.


              8 мая 2011 г.


* Стихотворение ПОЁТСЯ - на мотив "Утомлённого солнца", так пронзительно звучащего в мультфильме "СКАЗКА СКАЗОК", сделавшем этот лейтмотив поистине архетипическим...
http://music.privet.ru/community/retroclub/file/220730494


Ссылка на сам МУЛЬТФИЛЬМ Норштейна "СКАЗКА СКАЗОК":

Приятного прослушивания и просмотра!


Рецензии
В детстве это мультфильм казался мне очень-очень страшным, но и чарующим одновременно. Со временем осталось только очарование. Даже понять долго не могла - откуда бралась эта детская жуть - ведь на экране всё было исключительно тепло, мило и отчаянно грустно, но никак не страшно. Сейчас, прочитав Вас, понимаю: "Сказка сказок" - это и есть царство теней , в которое отвозит небезызвестная уютная лодочка. И серое (как гумилевское чёрное) солнце этой страны теней для меня неизменно - наш серый друг) даже не колыбелька, от которой идёт свет, а именно он.

Я когда-то услышала от приятеля (пусть и горожанина, но во многом продукта сельской цивилизации) из бывшей союзной, а ныне не слишком дружественной республики, что бабушка его пела колыбельную про волчка исключительно на русском языке. Хотя их местный язык от нашего сильно отличен. И перед глазами у меня, конечно, замелькали кадры Норштейна. Вот что в итоге написалось, но "Сказку Сказок" здесь вообще не узнать http://stihi.ru/2013/10/11/9392 .

В заключение огромнейшее Вам спасибо, что показали (и написали, конечно же) это стихотворение! Такое в самом уютном (повторяюсь) смысле хорошее, согревающее. И дающее ясность.

Вот вспомнила - мир теней в некоторых мифах это ещё и мир, из которого рождаются на наш свет новые души. Не от этого ли так тепло?

Ирина Гет Мудриченко   30.08.2024 10:33     Заявить о нарушении
Вы очень тонко чувствующий человек.
А ребёнок ведь чувствует удесятерённо тоньше и глубже;
соответственно, ребёнком Вы в своём восприятии докапывались до самых потаённых смыслов, до сути, скрытой от миллионов зрителей и слушателей, от миллионов взрослых (ведь мультфильм-то взрослый). Хотя, по сути, это мультфильм ни для кого, мультфильм для н и к о г о,
мультфильм для жителей пограничья, для тех, кто завис в небесах и лесах нейтральной полосы и чувствует этот воздух всей кожей и дыханием.
Конечно, это мультфильм об иномирии, но и о двоемирии: об их соприкосновении, наложении одного на другой, когда края плывут и не всегда совпадают.
У Макса Фрая был эпизод в путешествии в Кеттари, когда купленные в тамошнем магазинчике карты города не совпадали: на одной одна́ улица отсутствовала, на другой — другая;
на одной мостов через реку семь, на другой девять...
Я думаю, именно зыбкость (очертаний, почвы под ногами, летучесть очертаний, контуров и реальности как таковой, когда всё двоится, меняется на глазах и не за что уцепиться, изменчивость и текучесть одномоментной картины мира) и приводили ребёнка-Вас в замешательство.
Ребёнку необходимо чувство стабильности, и возвращаться из любых путешествий и сказочных приключений он хочет в незыблемый прежний мир.
И в то же время именно ребёнок (и старик; только они) ощущают (в себе и извне) присутствие другого б л и з к о г о мира, из которого они только что вышли и куда неминуемо возвращение; и именно этот мир родной; потому что в одномоментной картине мира реального, обыденного (в котором всё не так, как на самом деле) — тенью присутствует мир иной, подлинный, где в каждом м г н о в е н и и заключена В е ч н о с т ь.
И где корни всего и колыбель всего и вся.
И где смерти нет, а есть лишь жизнь безначальная и бесконечная.
И Вы ребёнком чувствовали это, и перехватывало дыхание, как будто выходишь в открытый космос.

Мультфильм Норштейна выстроен из архетипов.
И он будит, активирует коллективное бессознательное, у обычного человека дремлющее в спящем режиме, а у ребёнка бодрствующее и настроенное на приём всеми своими антеннами.
И, ребёнком, Вы ощущали внутреннее расслоение (мира и самоидентификации), нащупывая свою
в т о р у ю_ и д е н т и ч н о с т ь.

Кто-то пришлый тут, в Стихире, спорил со мной, утверждая, что программный мультфильм Норштейна вовсе не "Сказка сказок", а "Ёжик в тумане".
Остаётся с улыбкой ждать и надеяться, что человек (неизбежно??) достигнет той точки бытия, когда его антенны обретут нездешнюю восприимчивость и станет ему доступно восприятие двоемирия.

Огромное спасибо за отклик, Ирина, он в высшей степени конструктивен, даёт хорошую встряску мыслям и очень мне полезен.

Забирова Ольга   02.09.2024 16:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 52 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.