Колесо времени. Травень
КОЛЕСО ВРЕМЕНИ перекатилось со страницы Ноева Ковчега к нам на Красный Рояль. Продолжаем этот конкурс и приглашаем вас принять в участие в новом конкурсе КОЛЕСО ВРЕМЕНИ, темой которого становятся ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ.
В мае деревья покрываются листвой, а поля - травой, за это и называли его наши предки ТРАВЕНЬ. Весна вступает в свои права окончательно и бесповоротно.Месяц этот считался самым тяжелым в году - работать приходилось много, каждый день в мае важен для урожая. Не случайно именно в мае праздновался и День Хлеба, и День Земли, и Кладовест - день, когда ищут клады в земле, и Стрибога в этом месяце величают, и Велеса. Занимается предлетье. Благодатное время сочных трав, цветущих садов и долгожданной теплыни. Отпрянули ознобные сиверы - холодные ветры, устанавливаются ведренные дни. Напоенная влагой, обласканная теплом и светом земля щедра и обильна. Дни в мае - одни другого краше, так и просятся на холст художника и в строку поэта. Вот мы и торопимся открыть этап ТРАВЕНЬ на Колесе Времени!
************
Правила конкурса Колесо Времени таковы: весь год делится на 12 этапов, каждый из которых соответствует определенному месяцу по славянскому калнедарю. Обязательное условие конкурса: КАЖДЫЙ МЕСЯЦ ПРИНИМАЮТСЯ СТИХИ, НАПИСАННЫЕ (ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА СТИХИРЕ) В ЭТОМ ЖЕ МЕСЯЦЕ (по современному календарю) ЛЮБОГО ГОДА. ТЕМАТИКА конкурсных стихотворений должна быть связана с ПРЕДАНИЯМИ СТАРИНЫ.
Познакомиться с предыдущими этапами этого конкурса можно здесь:
ПРОСИНЕЦ (Январь) http://www.stihi.ru/2011/01/26/6667
СЕЧЕНЬ (Февраль) http://www.stihi.ru/2011/02/15/10394
ПРОТАЛЬНИК (Март) http://www.stihi.ru/2011/03/22/3363
БЕРЕЗЕНЬ (Апрель) http://www.stihi.ru/2011/04/28/668
************
Под стихотворением нужно дать подпись в следующем порядке ( очень прошу порядок не менять!) автор, название стихотворения, ссылка на страницу стихотворения на стихире.
Каждое стихотворение размещается отдельной рецензией, за его участие автор вносит в копилку Красного Рояля 100 баллов. Один автор может выставить (разными рецензиями и с указанием своего основного имени) несколько стихотворений, соответственно внеся за каждое такой же взнос.
*************
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПА ТРАВЕНЬ - 17- 31 мая. Принимаются стихи, написанные (опубликованные) в МАЕ любого года, так или иначе связанные с ПРЕДАНИЯМИ СТАРИНЫ.
*********
*******
*****
Каждый месяц будет выбираться ОДИН победитель. Победитель определяется голосованием участников конкурса, а также читателей и почитателей, при этом для участников конкурса голосование является обязательным.
КООРДИНАТОР КОНКУРСА — Юлия Белохвостова
На каждый этап будет приглашаться один ЗНАТОК, от которого мы будем ждать обзор стихотворений, принятых на конкурс, а также комментарии по наиболее интересным с его точки зрения стихам.
Знаток на этапе ТРАВЕНЬ - Юлия Белохвостова (филолог со специализацией древнерусская литература и фольклор)
***
В конце года все победители участвуют в БОЛЬШОМ ТУРНИРЕ У НОВОГОДНЕГО КОСТРА, по итогам которого будет выбираться Самый Поэтический Месяц Года и Лучший Поэт Года!
ПРИЗОВОЙ ФОНД конкурса: Поэт месяца получает 500 баллов.
**************************************Май леса наряжает, поэтов в гости ожидает!***********************************
Свидетельство о публикации №111051703257
1-е место:
Юлия Белохвостова, Ручьи - 8 голосов
Спасибо все, конечно, огромное, но на этом этапе, по моему глубокому убеждению, это не самое сильное стихотворение, а потому 500 призовых баллов я оставлю Красному роялю на настройку.
2-е место:
Клавдия Смирягина Дмитриева и её Стрельчиха, набравшая 7 голосов - мой личный фаворит на этом этапе. Спасибо, Клавдия!
3-е место, 6 голосов:
Сразу группа стихов, стихи из которой, собственно, составляют основу и тематическую, и концептуальную этого этапа:
Марта Синельникова, Сказка о рыбаке и рыбке
Сергей Богомолов, Пусть
Репин В, Лоции Атлантиды
Спасибо Вам огромное!
Остальные голоса распределились так:
Мадам Невари, Знак старинный - 5 голосов
Ольга Королева, Незабудки - 4 голоса
Наталия Юрьевна Иванова, Пятая стихия - 3 голоса
Галина Ольховик, Май-травень - 3 голоса
Наталия Юрьевна Иванова, Набросок - 2 голоса
Александра Инина, На границе прошлого и лета - 2 голоса
Виктор Авин, Когда вспорхнут из моря НЛО - 1 голос
Я искренне благодарю всех, кто поддержал конкурс на новой площадке, кто поделился своими преданиями и знаниями, кто рассказал нам что-то новое и давно знакомое. Поздравляю всех участников!!! Надеюсь всех увидеть на следующем этапе - КРЕСЕНЕ.
Обзор Знатока ждите в ближайшее время!!!
Красный Рояль 07.06.2011 22:41 Заявить о нарушении
Клавдия Смирягина Дмитриева Стрельчиха http://stihi.ru/2010/05/01/2953
Я это стихотворение для себя выделила особо сразу, впрочем, еще до конкурса. Тема, выбранная автором, - это одна из ярких и трагических страниц русской истории, дополненная многочисленными домыслами, рассказами, романами и картинами. За полгода в 1698 году казнили больше тысячи стрельцов, причем пятерым Петр отрубил головы лично. Следствие и казни продолжались еще почти десять лет, общее число казненных достигло 2000 человек. Вот так заглянешь в историю, и начинаешь понимать – это не мы виноваты, и не правители даже наши, это всё гены, предки, прямо как у короля в «Обыкновенном чуде». Интересно, что событие подано не с точки зрения главного, собирательного героя – стрельца. Главная героиня – Стрельчиха, и ее переживания далеки и от судьбы государства, и от разогретого недовольства стрельцов, и от этого всё стихотворение получает характер глубоко лирический, почти интимный. И её стремление обвинить кого-то другого, пусть даже в обход исторической правды (разве был он виноват? Опутали царевнины посулы – ан, нет, сначала-то стрельцы к царевне пришли, кто кого еще погубил) так понятно и так органично вплетается в образ. А дальше происходит перенесение этой же лиричности на двух других героев – на Петра и Софью, и само событие уже становится семейной драмой. Рассказанное неторопливым, легко стилизованным, певучим языком ( что, кстати, делает вполне оправданным формат А4), стихотворение по форме напоминает не то плач, не то чьи-то письма или записки, с интонацией особой достоверности участника события.
Юлия Белохвостова 08.06.2011 13:58 Заявить о нарушении
Я говорила уже, что есть такая точка зрения, что НЛО – это никакое не будущее для нас, а глубокое наше прошлое, и в таком случае – конечно, вот они, предания. Больше всего рассказывают о пришельцах в связи с цивилизацией древних ацтеков. Интересно, что в стихотворении Виктора просыпались семечки подсолнуха, а в преданиях древних ацтеков особое внимание уделяется этому цветку. В стране ацтеков жила девочка с красивым именем – Шочитль, что на языке ацтеков означало «цветок». Девочка обожала солнце и с рассвета до заката любовалась им. Так случилось, что целый год солнце появлялось каждый день, и ни разу, ни на миг облака не закрыли его. Для Шочитль это было невероятным счастьем. Однако то, что было радостью для нее, обернулось страшной бедой для маисовых посевов: перестали тянуться вверх стебли, не тяжелели початки. Засуха привела к тому, что от голода начали погибать люди. Ацтеки ежедневно молились богам, прося дождь. Увидев все это, Шочитль отправилась в храм Тонатиу - бога Солнца и обратилась к нему с мольбой. Она просила его спрятаться за тучи и спасти ее народ.. И вот уже все небо закрылось ковром из облаков. Пошел долгожданный дождь. Воды вылилось столько, что совсем было согнувшийся маис начал весело подниматься и все его початки набухли от крупных, полновесных зерен. Всех вокруг охватила радость. Только бедная Шочитль загрустила: она медленно угасала, но тут яркий луч пробился сквозь облака и повелел Шочитль идти в священное селение, где никогда не исчезает солнце, где всегда цветут цветы. Там ее будут звать не Шочитль, а Шочитль-Тонатиу (что по-ацтекски значит «цветок солнца»). Так девочка превратилась в цветок солнечного цвета, с темной - совсем как ее волосы и глаза - сердцевинкой. Каждый день этот цветок раскрывается навстречу солнцу на рассвете и поворачивается за ним в его каждодневном пути по небу до самого заката...
Юлия Белохвостова 08.06.2011 14:28 Заявить о нарушении
Об особой, почти былинной интонации Марты Синельниковой, я говорила уже не раз. Она и представляется мне такой сказительницей, как, например, знаменитая Аграфена Матвеевна Крюкова, благодаря которой было записано и сохранено огромное количество народных баллад, былин, духовных стихов. За Мартой Ефимовной тоже хочется записывать – так, чтобы ни одна картинка из истории нашей, ни одна человеческая история не пропала бесследно. Вот и в этом стихотворении – человеческая история, рассказанная по всем правилам сказки, есть здесь и волшебный помощник – икряной таймень ( хотя в русской сказочной традиции желания старика исполняет чудесное дерево; святой, живущий в дереве; чудесный грош и т. д., а сказки о рыбках восходят к литературному, пушкинскому источнику), и несносная старуха, хотя тут уж старухе в пору воскликнуть: смилуйся, государыня рыбка! Для этого стихотворения ( впрочем, как и вообще для творчества Марты Синельниковой) характерна почти фольклорная общность принципов народной эстетики — простота, краткость, экономность, сюжетность... И то, что эта именно история изложена в стихотворной форме, тоже весьма органично для сказки, которая тяготеет к рифму и ритму, отличается живостью и простотой языка. Вот еще что вспомнила, читая сказку Марты Ефимовны – если сравнивать русские сказки с преданиями и сказаниями других народов, можно сказать, что в ней гораздо меньше героического, больше внимания к частным переживаниям, в ней больше лирики. Вот только финал этого стихотворения больше напоминает мне не сказку, в которой всегда всё заканчивалось хорошо, а народную песню – бесконечную и безнадежную в своей печали и в своём глубоком знании жизни, в которой счастливые сказочные финалы такая редкость.
Юлия Белохвостова 08.06.2011 15:00 Заявить о нарушении
Я вот тут подумала, что возвращаться к стихотворению, о котором однажды уже высказывалась, трудно. Но я попробую. Сергей в комментариях к стиховторению пишет, что здесь две линии. Но я бы их не разделяла. Точнее так - в стихотворении он совершенно не разделяет их.
В Древней Руси "калика" или "калека" -это не искалеченный человек, а человек, много странствовавший и побывавший во святых местах. Позже так стали называть слепых певцов, исполняющих духовные стихи и тем самым зарабатывающих себе на пропитание. Вот отсюда и вьётся веревочка - духовные песни ( ну, не только - еще и былины и другие "старины") и - за деньги. И любой, подающий, - это улов. Вот и ЛГ - это их улов. Их? или того, о чем они поют? А поют они о подвигах, о жертвах, о грехах. И, может быть, не стертые дальним странствием ноги коверкают слова болью, а само содержание этих слов? Или содержание мыслей ЛГ. Он и сам играет в слова, не пытаясь, мне кажется, всерьёз разобраться в своих крестиках-ноликах, а просто принимая этих попутчиков как знак - пусть за деньги, но ведь помолятся, так? А он и сам помолится - как можно дальше, выше оторвавшись от своих и подвигов, и грехов, на звоннице - вот там он может помолится о том человеке, которого нельзя даже случайно коснутся пылью с башмаков странников - тех самых башмаков, название которых и стало названием самих странников (уже у игумена Даниила в 12 в это слово используется и как название обуви, и в значении странника, паломника). Это не совершенный стих. Но он, действительно, один из лучших у тебя, Серёжа. Спасибо, что принёс.
Юлия Белохвостова 08.06.2011 21:02 Заявить о нарушении
Мягкое стихотворение, как тот клевер, о котором в нем пишется.
Юлия Белохвостова 08.06.2011 22:53 Заявить о нарушении
Юлия Белохвостова 08.06.2011 22:57 Заявить о нарушении
Когда я говорила о личных преданиях, воспоминаниях - я прежде всего вот это стихотворение Ольги Королевой вспоминала. Тон стихотворения, его образы ( как хорош конь с длинной шеей!) - всё уносит в прошлое, всё идёт в сравнении с прошлым, и в то же время быстрый взгляд ловит настоящее - мальчика на велосипеде. Такая путаница во временах, кстати, тоже для фольклора не редкость. Среди общих для читателя, хотя и очень памятных для ЛГ, деталей и описаний природы - очень точное указание места ( речка обмелевшая Шелонь) - это, скорее всего, еще до плотины, недалеко от Новгородской области где-то. Шелонь известна, прежде всего, Шелонской битвой - той самой, которая стала поражением Новгородской республики. Так, через одно слово, в стихотворение, вместе с водой этой реки, втекает куда более старое предание, чем то, о котором говорит автор. Интересно и название - Шелона, солёная. Может быть, солена она именно от тех слез восхищения? Хороша последняя строчка - на высоком эмоциональном уровне, хотя, может, и самая тихая из всего стихотворения. Или от слез из другого предания - о незабудках. Спокойное, раздумчивое стиховторение, очень хорошо природа выписана и настроение чувствуется в каждой строчке, и передаётся читателю. Мне передалось.
Юлия Белохвостова 08.06.2011 23:09 Заявить о нарушении
Виктор Авин Въ Пути 09.06.2011 18:57 Заявить о нарушении
Наталия Юрьевна Иванова Пятая стихия http://stihi.ru/2008/05/26/2524
Стихотворение Наталии с первых строчек вызывает некоторые ассоциации с апокрифическими преданиями - не признанными за богодухновенные и запрещенными в какое-то время Церковью, но бесконечно популярными среди народа рассказами из Библейской жизни, подробно дополняющими чисто сказочными чертами историю миротворения, продолжающими судьбы Библейских персонажей.Причиной того огромного интереса, который вызывали апокрифы, является то, что они, впитывая в себя в разных странах элементы сказочно-мифологические, представляли собой своего рода христианскую мифологию, изложенную если не письменно, то устно,теми самыми каликами перехожими, в былинной или песенной формах, оказывавшихся еще более доступными и легко запоминающимися для народа. Стихотворение "Пятая стихия" в духе апокрифа можно было бы назвать "Хождение души по реке памяти". С такой вот песенной традицией исплнения роднит стихотворение и звукопись, которая очень обращает на себя внимание, сплавдяя между собой строчки в один поток.
Юлия Белохвостова 14.06.2011 11:30 Заявить о нарушении
А вот это стихотворение - совсем иного плана. Здесь можно говорить о традициях пасторальной, буколической поэзии, воспевающей мирную жизнь людей и природы. Восходит такое воспевание к античным временам, интересно, что основным жанром для пасторальной поэзии является идиллия - а что, разве не идиллия описана в этом стихотворении?
Юлия Белохвостова 14.06.2011 11:37 Заявить о нарушении
И снова от античной высокой поэзии - к мифам и персонажам фольклорным. Не мудрено, что у Аса получилось такое противоречивое создание - ведь у них у самих, у этих скандинавских богов, весьма совеобразными были представления о добре и зле. Интересно, что для создания своей куклы Ас использует лён всклокоченный - очень это напоминает мне способ, которым вредили строители жадным хозяевам: они "подпускали" в новый дом кикимору, сворачивая из тряпок и ветоши куклу и закладывая ее где-то между балок дома. А уж та потом резвилась - что там один дом, точно Александра пишет - от её проделок могла и целая деревня разбежаться. А ведь поначалу у древних славян кикимора была ночным божеством сонных мечтаний - то есть куда более романитичным существом, которое легко могло поймать в свои сети любого Аса)))
Юлия Белохвостова 14.06.2011 11:56 Заявить о нарушении
Писать какие-либо комментарии к стихам Владимира - труд не очень благодарный прежде всего потому, что интересней чем само стихотворение, а главное - информативней, чем комментарии самого автора к этому стихотворению, наверняка, не получится. Поэтому я могу сказать только, что я бесконечно рада участию Владимира в этом этапе и, конечно, жду его на всех следующих, что я обязательно уговорю его выступить знатоком еще не раз на нашем Колесе времени, чтобы он поделился своими знаниями со всеми нами, и, наконец, главное, еще раз могу всем предложить внимательно прочесть его стихотворение и авторские комментарии к нему, обязательно сходить по всем ссылкам и, возможно, читатель тоже сможет открыть для себя свою Атлантиду.
Юлия Белохвостова 14.06.2011 12:17 Заявить о нарушении
Легенды об аистах есть в славянской, индийской и во многих европейских мифологиях. Аист - это особо почитаемая славянами птица, с которой связано множество преданий и легенд. По одной из легенд, аист — это превращенный в птицу человек, наказанный Богом за непослушание. Будто бы Бог собрал всех гадов земли (лягушек, ящериц, змей) в мешок и велел человеку уничтожить его. Но человек не выполнил приказа. Из любопытства он развязал мешок и заглянул в него. Гады вырвались на свободу и снова расползлись по всей земле. Превратив ослушника в аиста, Бог наказал ему очищать от них землю. (так что молоко точно без жабы))) От пережитого стыда ноги и нос аиста покраснели.
Добрым знаком, указывающим на то, что в семье скоро появится ребенок, считался прилет аистов в гнездо, расположенное на крыше дома. По свидетельству Плутарха, в Тессалии того, кто убил аиста, карали смертью. Со времен Аристофана и Софокла в Греции аист был олицетворением заботы о родителях. Считалось, что когда старые птицы становились слабыми и теряли оперение, молодые выщипывали у себя перья и "одевали" родителей. Если же аисты строили гнездо на крыше, то считалось, что такой дом защищен от пожара и удара молнии.
Известный орнитолог Р.Т. Петерсон называл белых аистов "часовыми крыш". Неизменно сидящие на верхушках построек птицы действительно напоминают пернатую стражу. Не удивительно, что в европейской геральдике аист нередко олицетворял бдительность в борьбе с врагами. Отношение к этой птице у самых разных народов можно кратко передать двумя словами - защитник и благодетель.
Юлия Белохвостова 14.06.2011 12:34 Заявить о нарушении
Ну, наконец-то добралась и до своего стихотворения. Это сознательная стилизация на заговор-отсушку (Ручей с ручьем сбегается, гора с горой не сходится, лес с лесом срастается, цвет с цветом слипается, трава развивается. От той травы цвет сорву, с собой возьму... ну, и так далее ), отсюда и форма такая, и образный ряд. Если знахарку просили "отшептать" или "отсушить" - ясно было сразу, о чем просят. Считалось, что остудные заговоры особенно "зловредны", если обращены на кого-то другого. Если же человек просил отшептать себя от иссушающей страсти - такой заговор вреда не приносил.
Юлия Белохвостова 14.06.2011 13:00 Заявить о нарушении
своими меня не давят, не бьют по чайнику, а берут меня под ручку, да
и вводят в них, в знания свои. И эту их "подручку" всегда принимаю я с удовольствием восторга ;-).
Есть ещё и М.Микаэль, тот тоже всегда обстоятельно и по делу, но с им я могу поругаться там, поспорить за что-то, а с этими даже и спорить не тянет :-))).
Спас ибо, Юльчка.
Сергей Богомолов 15.06.2011 20:02 Заявить о нарушении
Александра Инина 16.06.2011 22:47 Заявить о нарушении
Жду следующего этапа
Марта Синельникова 18.06.2011 20:20 Заявить о нарушении
Красный Рояль 21.06.2011 09:26 Заявить о нарушении