Физика, или страницы из моей школьной жизни
Листая учебник,нам все никак не удавалось понять закон Архимеда.Дело в том,что по книге была формулировка такая,что тавтология просто отдыхает.И каждый раз трактуя проклятый закон Архимеда,который гласил о погружении ,мы путались в формулировке,и как оказалось в последствии доказывали обратное-ВЫТАЛКИВАЮЩУЮ СИЛУ.Объясню в двух словах.Говоря о погружении,мы говорили о выталкивающей силе.И наоборот.И это стало очевидно вскоре.В один из дней опросив восьмерых человек и удостоверившись,что все они ошибаются ,наш учитель наконец не вытерпев мучений,подошел к умывальнику.Набрав воды в тазик, и подведя самого нерадивого ученика на его примере объяснил нам все коротко и ясно,повторяя при этом.
-На тело погруженное в жидкость действуют Архимедова сила.........Потом окунул голову ученика в воду.А затем заговорил о выталкивающей силе и вытащил за вихры.Затем было рассказано и о РАЗНИЦЕ между этими двумя силами.Как оказалось разница была лишь в степенях сопротивления ученика учителю.Смеху было море.Но результат был обалденный.Таким образом мы на опыте подвели черту между этими двумя силами.Понемногу наше общение с физиком и физикой приобретали теперь сплошь через практические занятия.Дальше больше.В один из дней мы уяснили,что СКОРОСТЬ и УСКОРЕНИЕ,это величины отличные друг от друга.Подняв ученика,учитель попросил его показать пример как он понимает эти величины.И не получив достойного ответа ,учитель показал такое,что ответчик вряд ли забудет эту разницу когда-нибудь.А его пример был прост.Показав пролетающий в небе самолет он объяснил ,что скорость самолета в данный момент не меняется,а значит-ПОСТОЯННА. А вот про ускорение был пример ошеломительный.Ведя мел по воздуху,он ускорил движение руки до тех пор,пока его рука не запустила этот самый мел в голову сидящего ученика на дальней парте.И на доске тут же автоматически появилась запись в виде формулы данного опыта.А у объекта не было никаких сомнений в том,что ускорение-это величина ,которая имеет способность возрастать.Точнее прогрессировать,а значит величина квадратичная.
И поскольку физика это наука ,которая включает в себя не только закон Архимеда,скорость и ускорение,но и многое другое.То примеров было хоть отбавляй.Достаточно вспомнить как был представлен нам "закон сохранения импульса". Поясню.На нитях подвешены пять-шесть шаров.Первый при ударе о второй передает свою энергию третьему,.......,пятому,и.т.д Отскочив,последний возвращается обратно, и отбрасывает по очереди один за другим.И под конец первый.Но поскольку в нашей школе как вы уже наверняка поняли,с наглядными принадлежностями было туго,то учитель обходился головами провинившихся учеников.Построив в ряд пять-шесть учеников,он демонстрировал свой пример на наших головах так наглядно,что самый глупый ученик вдруг стал понимать закон сохранения энергии лучше чем сами открыватели закона- Клайперон и Джоуль.И таких примеров и опытов было предостаточно.
Достаточно лишь вспомнить случай когда мы дошли до раздела "Оптика". Объясняя нам закон о отражении,который гласил-УГОЛ ПАДЕНИЯ = УГЛУ ОТРАЖЕНИЯ.Где разницей между средой называлось -ДЕЛЬТОЙ УГЛА АЛЬФА.В тот день на урок было принесено из дома каждым учеником по маленькому зеркальцу.Наконец объяснив эту тему,учитель спросил все ли нам ясно?И один из учеников не постеснялся спросить,за что и удостоился чести быть использованным в данном опыте как вы уже наверное догадались в качестве наглядного пособия
Учитель привел много разных доводов,законов и примеров.Но бедняге все не удавалось понять до тех пор ,пока учитель не произнес такую фразу.Сейчас,вспомню дословно.
- Кадыров!Бездельник!Я тебе ставлю три двойки за то,что ты не законспектировал эту тему!
Причем это было сказано так,что от негодования бедняга Кадыров, аж покраснел и встал с места.И принялся доказывать и кричать о том,что учитель не прав.Что у него все законспектировано.И если учитель не верит,то он может продемонстрировать учителю свою тетрадь.Каково же было его удивление,когда учитель улыбаясь ответил ему -Вот,о чем гласит вышеприведенный закон.С каким тоном и настроением обратился к тебе я ,таким тоном ты и мне ответил.Так вот,это и есть то самое понятие-"угол падения равен углу отражения". На что понявший наконец Кадыров не желая оставаться в долгу привел и свой пример,который произвел на учителя большой фурор.
-Короче!Я понял.Что посеешь,то и пожнешь!
Тут уж теперь сдался учитель и вынужден был поставить "пятерку" понятливому ученику.
Честно скажу.Вы можете подумать ,что наверное мы были глупыми,что не понимали элементарного.Но скажу вам,что это не так.Просто нам нравился наш учитель.Который объяснял нам доходчиво и понятно.Пускай не совсем обычно.Но мы на него не обижались и зачастую делали это специально.И через эти примеры он привил нам если не любовь,то хотя-бы простое представление об этой как оказалось интересной,а подчас и смешной науке.И которая как оказалось настолько элементарна.Он дал нам эту возможность "пощупать" ее "нашими" руками .Пусть даже не совсем обычным способом.Почему я вдруг сегодня пишу об этом?Наверное потому что ко мне сегодня обратился соседский сын,который не мог понять разницу между конденсатором и аккумулятором.И которому я объяснил по примеру моего учителя.Уверяю вас.Никто при этом не
пострадал.И я уверен в том,что приведенный мною пример он не забудет никогда.Потому что вот уже прошло двадцать два года,а пример приведенный моим учителем я помню до сих пор.А значит я могу быть уверен,что этого не забудет и соседский мальчишка.И еще!Я уверен .Он обратится ко мне еще не раз. Потому что следующей темой по программе идет такой раздел физики как "Электрическое поле и взаимодействие электрических полей ".И можете быть уверены.Я готов.Не подведу!
Свидетельство о публикации №111051408687
Александр Ерофеев 19.01.2012 08:36 Заявить о нарушении
Мурад Якубжанов 19.01.2012 14:17 Заявить о нарушении