Алексей Лосев. Эстетика Возрождения. Петрарка

+++

...Нельзя усомниться в том, что Петрарка уже здесь,
у истоков европейского индивидуализма,
вполне понимает ограниченность этого индивидуализма
и невозможность для человека базироваться
только на субъективизме
индивидуальных переживаний.

Если их взять в чистом виде,
изолированно и самостоятельно,
взять как последнюю опору мировоззрения,
то они обязательно должны приводить
к безысходным противоречиям, к ТОСКЕ,
если не прямо к УНЫНИЮ.

Эту чисто возрожденческую тоску,
уже не античную и не средневековую,
тоску человеческого субъекта,
объявившего себя богом,
но тут же увидевшего,
что такое обожествление есть ВЗДОР,
мы находим в таком сонете (СХХХ11) Петрарки:

Коль не любовь сей жар, какой недуг
Меня знобит? Коль он - любовь, то что же
Любовь? Добро ль?.. Но эти муки, Боже!
Так злой огонь?.. А сладость этих мук?..

На что ропщу, коль сам вступил в сей круг?
Коль им пленен, напрасны стоны. То же,
Что в жизни смерть, - любовь. На боль похоже
Блаженство. "Страсть", "Страданье" - тот же звук.

Призвал ли я иль принял поневоле
Чужую власть?.. Блуждает разум мой.
Я - утлый чёлн в стихийном произволе,

И кормщика над праздной нет кормой.
Чего хочу - с самим собой в расколе -
Не знаю. В зной - дрожу, горю - зимой.
                (Пер. Вяч.Иванов)

Здесь точно формулированы
все главнейшие антиномии НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ души:
любви и болезненного состояния;
благих элементов любви и её мучительных сторон;
злых элементов любви и её сладости;
сознания собственной свободы и в то же время
недовольства собою,
а также ропота на другие, объективные причины;
жизни и смерти, страдания и блаженства;
самоутверждения и самоотрицания в расколе с самим же собою.

Это чисто возрожденческая тоска,
которую европейский субъективизм и гуманизм
чувствовали уже с самого начала.

А дальше мы увидим,
что и вообще ВСЯ возрожденческая эстетика
именно такая.

+++


Рецензии