В ситуации повседневности - одним файлом
======================================
ЗАПОЛНЯЙТЕ БЛАНКИ
они хотят заменить искусство зрелищами
они хотят превратить всех нас в пассивных потребителей
они хотят усадить нас на конвейер который называется «работай потребляй умри»
они хотят того же и для себя хотя не подозревают об этом
вся эта машина держится на ошибочном искаженном понимании жизни
индустриальное общество держится на иллюзиях
это верно и в отношении постиндустриального общества
главная иллюзия заключается в разделении людей на потребителей и творцов
творцов очень мало и они творят для потребителей
а потребители которых очень много потребляют созданное творцами
при этом действительное положение дел искажается дважды
искажается суть и творчества и потребления
подлинное творчество есть спонтанное проявление творческих способностей имеющихся у каждого человека
а подлинное потребление содержит элемент творчества
поэтому в расхожей теории мы имеем с одной стороны насильственное соединение творчества и потребления
а с другой их насильственное разъединение
вот почему необходима социальная революция которая освободит творческий потенциал каждого человека
подлинная свобода эта свобода для творчества
а то чем нас соблазняют власти это призрак свободы
это свобода спать и видеть чудесные сны
вроде тех которые снятся герою фильма «Призрак свободы»
для начала устраним иллюзию из сознания спящих
а потом путем социальной революции устраним условия порождающие эту иллюзию
в каждом человеке живет большой или маленький Луис Бунюэль
и мы должны выпустить его на свободу
мир населенный луисами бунюэлями будет самым свободным из всех миров
и лозунгом его будет «твори и помогай творить другим»
если кто-то решит что он будет сальвадором дали а не луисом бунюэлем ему не станут в этом препятствовать
а если кто-то назовет себя не «сальвадором дали» а именем какого никогда не бывало то и в этом он не встретит помех
ясно что имя «луис бунюэль» и «сальвадор дали» употребляется здесь в качестве бланка пустой именной формы которую каждый волен заполнить по своему желанию
главное чтобы это желание у него появилось
в том-то и состоит цель будущей революции чтобы каждый человек стал наконец самим собой
______________________________
1. «О творчестве говорят, упоминая шедевры искусства. Но что они значат по сравнению с творческой энергией, выказываемой любым человеком тысячу раз в день, в кипении неудовлетворенных желаний, грез, стремящихся к реальности, беспорядочных и иногда кристально ясных ощущений, идей и действий, несущих в себе безымянные восстания». – Р. Ванегем. «Революция повседневной жизни» (1967).
2. «Призрак свободы» (1974) – сюрреалистический фильм Луиса Бунюэля.
ПОБЕГ ИЗ АТЛАНТИДЫ
1
это было какое-то русалочье царство
государство живых утопленников
люди погруженные в повседневность
как в океан
работа дом работа дом работа дом
и редкие праздники когда тоска
делается еще сильнее
лица искаженные заботой как лица
киноактеров когда по ходу фильма
их сбрасывают вместе с машиной
в воду и они напрасно пытаются
открыть заклинившую дверь
граница этого океана
его поверхность
кажется недостижимой
там наверху светит солнце
гуляет ветер кричат птицы
плывут корабли
а здесь безжизненное колыхание
водорослей жизнь экономящая
на воздухе и даже не мечтающая
о местах где его вдоволь
2
я чувствовал себя жителем Атлантиды
из этого океана был только один выход
в смерть
быстрая добровольная смерть как лечение
от медленного умирания к которому
ты приговорен обстоятельствами
мне повезло что этого не случилось
но я чувствую
до сих пор чувствую
Атлантида где-то рядом
когда благодаря то ли случаю
то ли собственному упорству
оказываешься на берегу
память о годах
проведенных под водой
не дает покоя
эта память отравляет любой успех
любую радость
и как бы легко тебе не дышалось
в каждом вдохе ты чувствуешь
запах морской воды
______________________________
«Везде, где застаивается вода повседневной жизни, на лицах живых проступают черты утопленников, позитивное при ближайшем рассмотрении оказывается негативным, молодые уже постарели, и все, что мы строим, уже превратилось в руины». – Р. Ванегем. «Революция повседневной жизни».
МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ ПОУТРУ
задолго до «Аль Каиды»
право угнетенных на массовые
неизбирательные расправы
обосновал в своей «Защите»
Эмиль Анри
терроризм зародился во Франции
во времена «Прекрасной эпохи»
может быть он родился еще раньше
в годы Французской революции
хотя если подумать то вспомнятся
истории рассказанные Фукидидом
Тацитом Светонием и другими
вспомнится история Содома
и Гоморры
вопросы Авраама похоже
сильно раздражили Господа
он вытерпел только до десяти
а потом скрылся
и мы теперь не узнаем
как бы он поступил
окажись в городе
только один праведник
но мы знаем как поступали
Анри Равашоль Вайян
и другие
во всяком случае об этом
знают те кто прочел
книгу Ванегема «Революция
повседневной жизни»
сочинения анархистов
и ситуационистов
что-то вроде чашки
крепкого кофе
тревожат нервы
будоражат мысль
вроде кофе со сливками
в фарфоровой чашке
производства «Эмиль Анри»
Франция
кофе которое по утрам выпивает
Рауль Ванегем в своем домике
где-то в Бельгии
ему уже под восемьдесят
но будем надеяться
что здоровье позволяет ему
пить кофе
приятно начинать день
с маленьких радостей
кофе со сливками
книги полувековой давности
контрастного душа
поцелуя возлюбленной
_____________________________
1. Эмиль Анри (1872-1894), Равашоль (1859-1892), Вайян (1861-1894) – французские анархисты.
2. Рауль Ванегем (Ванейгем, р. 1934) – бельгийский писатель и философ, участник Ситуационистского Интернационала. Книга «Революция повседневной жизни» была издана в 1967 году, незадолго до майских событий во Франции. Вместе с книгой Ги Дебора «Общество спектакля» (1967) причисляется к основным текстам ситуационизма.
3. «Эмиль Анри» – французская компания, производящая керамическую посуду.
Свидетельство о публикации №111051101661