Восемь лет прошло и этой встрече...
Будет эта встреча очень кстати,
Ибо речь пойдёт о Лениграде.
Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Й С А Л О Н В Я З Ь М Ы
П А М Я Т Н А Я В С Т Р Е Ч А. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ 300 ЛЕТ!
В жизни каждого из нас найдётся день, который чем-то запомнился надолго, если не навсегда. Для меня таким днём оказалось 9 февраля из середины прошлого века- очень уж много призывов "Все на выборы!" встречалось на улицах Баку рядом с портретами всегда дорогого и любимого товарища Сталина. И хотя по возрасту мне принять в них участия не довелось, зарубка в памяти осталась до 9 февраля уже этого, 2003 года, когда взамен её появилась новая.
А дело в том, что в этот день в Литературном Салоне состоялась встреча вязьмичей с поэтами Санкт-петербурга Татьяной Рудыковской и и Аллой Садовской (Альшина) , скажем так, из разряда событийных. Это могли бы подтвердить все пришедшие, несмотря на трескучий мороз, в уютный зал салона, в котором возникло невидимое, но явное ощущение поля притяжения сидящих в зале к тому, что происходило на сцене. Мой рассказ об этой памятной встрече выльется, вы в этом убедитесь, в описание поистине феерического действа, в котором были и увертюра, и заполненные замечательной музыкой паузы.
Увертюрой я назову красочные фотографии Н. Кротова из Дорогобужа, похожие на живописные полотна жизни, исполненные с таким мастерством, что трудно было оторвать от них взгляд. И глядя на развешанные на стенах композиции, понимаешь, в чём сущность талантливого человека- к чему бы он ни прикоснулся, кистью, как художник В. Чайка, умением, как волшебных дел мастер М. Попов, вспышкой фотокамеры, как Н. Кротов, всё становится шедевром. И фотографии Н. Кротова были настолько хороши, что каждого так и тянуло дать им свои романтические названия. Вот как мои: "Всё небо в птичьих стаях", "Где моря тишь, там тайна", "В тумане растаял остров печали", "Одно понятно- это дно", "Скован льдом гагаринский дом", "Плод любви в объятиях капли", "Дорога к храму не пустеет".
А теперь в зал, где прелюдией звучит "Гимн Петербургу" из балета Р. Глиера "Медный всадник" в исполнении Натальи Ирхиной, педагода ДМШ. После вступительного слова Е. Александровой на сцене- наши гости.
Всё, о чём рассказывает Татьяна Валерьевна Рудыковская, вызывает множество воспоминаний. Да, мы слыхали, читали о том, что выпало пережить детям блокадного Ленинграда. Но детали событий тех лет, увиденные глазами 10-летней девочки, потрясают.
По налётам фашистких самолётов можно было сверять часы. Зажигательную бомбу надо было немедля загасить в бочке с водой, или выбросить вниз, иначе пожар. Зато от выстрелов крупноколиберной гаубицы не был застрахован никто. Потому что "доставала" вне зависимоси от времени и пространства.
А весной 42-го всё, что можно было засеять, включалось в скудный рацион. Вот два дня из многих, описанных девочкой Таней Рудыковской в дневнике, опубликованном впоследствии в печатных изданиях.
"Сентябрь 1942. 10. Прохладно. Облачно, ветер. Утром дождь. ЗАВТРАК: ЧАЙ, 3 МАЛЕНЬКИХ ТУПНЕПСИКА, 1 ЧАЙНАЯ ЛОЖКА РЕДЬКИ. МАМА СВАРИЛА ПОЛСТАКАНА ВАРЕНЬЯ. ОБЕД: СУП ИЗ СВЕКОЛЬНОЙ БОТВЫ, ЦВЕТАЯ КАПУСТА С СУХАРИКАМИ, ЖАРЕНАЯ В МАСЛЕ. 2 ПОЛОВНИКА СТРЮЧКОВ. (Курсив автора). Я пошла за хлебом и у меня большая девочка отняла все карточки, кроме маминой. Мамина была дома. Карточки до 20-го. Десять дней без хлеба. УЖИН: ЧАЙ, КАПУСТНАЯ ЗАПЕКАНКА,
ЗАВТРАК: ТОЛЬКО ЧАЙ. ВЫДАЧА ГОРОХА И КОНСЕРВОВ, ПО ДЕТСКИМ КАРТОЧКАМ ЕЩЁ ЯБЛОЧНЫЙ СОК. Я к 10 часам бегаю по всем магазинам и ищу девочку.
Многое из пережитого Т. Рудыковской превратилось позднее в поэтические строчки, вошло в сборники. О том, что она не сломалась, свидетельствуют вот эти стихи:
Моё лицо возьми в свои ладони,
Приблизь глаза, мне в душу загляни,
Как я тоскую, как люблю, ты понял?
Меня за вздох и слабость не кляни.
Откроет солнце трепетные веки,
Лучам навстречу тронется Весна,
Как вздрогнет сердце в каждом человеке,
Как солнце, мне твоя любовь нужна.
Как кстати были здесь музыкальные паузы: "Лунная соната" Л.Ван Бетховена в исполнении Н. Ирхиной и трепетно исполненная мелодия К. Глюка из оперы "Орфей и Эвридика" (Михаил Дубин, флейта).
А встреча продолжалась и удивительному, казалось, не будет конца. Ведь как удалось установить Т. Рудыковской, её прадедушка лечил молодого Пушкина во время ссылки на юг России. И этому можно верить, потому что существует четверостишие, которое великий поэт посвятил доктору Рудыковскому.
Пришёл черёд и Алле Садовской заворожить зал своими стихами. Многие по окончании встречи раскупили тогда книжки и буклеты с автографами авторов, наших гостей из С.Петербурга. А мне захотелось закончить свой рассказ о том вечере стихотворением А. Садовской, строчки из которого, наверное, не раз будут звучать на улицах С.Петербурга. В дни празднования 300-летия со дня основания города-
ГОРОД СЛАВЫ ТРЁХ ВЕКОВ
Космы туч копьём пронзая,
Притязая и дерзая,
Венценосная твердыня
В землях Севера стоит.
То державною рукою
Град воздвигнут над Невою,
И пленяет нас доныне
Весь его престольный вид.
Ведь на этом гиблом месте
Пел камыш когда-то песню,
Но возили в город камни
И творили мастера.
Здесь росли дворцы и церкви,
Корабли сходили с верфи,
Укрепляя неустанно
Флот Великого Петра.
Царь изрёк: "Здесь город будет!"
Под гранит ложились люди,
И, волнуясь, не однажды
Шла Нева из берегов...
А России крепла слава...
Под знамёнами державы
Был в сражениях отважен,
Непреклонен град Петров!
А сегодня весь искрится
Город Севера столица,
Торжествует на параде
К небу вскинутых мостов!
И, взлетев над белой ночью,
Не сомкнёт устало очи-
охраняет
Медный всадник.
Публикация автора в номере газеты "АВОСЬКА" от 21 мая 2003г.
Иллюстрация из Интернета.
Свидетельство о публикации №111050904404