Глава10. Что такое медитация и гипноз и какая межд
(Научное отступление)
В последние годы многие говорят о «парапсихологии». Верят в такое явление, как «ясновидение» и «дальновидение». Обычно такой «ясновидец» умеет самостоятельно погружаться в гипнотическое состояние, «переноситься» в различные места и в разные времена («в будущее») и видеть то, что не видят другие люди.
Явления гипноза известны ещё с незапамятных времён. Вот текст из древнеегипетского папируса:«Принеси опрятную и начищенную лампу. Произнеси слова заклинаний. Разбуди его и спроси: «Что видел ты?» Ответит он: « Да! Я видел богов вокруг лампы». «Тогда будут говорить тебе боги всё, о чём их будут спрашивать».
В гипнозе человек может видеть галлюцинации, чего при медитации обычно не бывает, если человек непроизвольно не впадает в глубокий (сомнамбулический) гипноз. В Древней Греции в гипноидные состояния, судя по описаниям современников, впадали так называемые ПИФИИ - прорицательницы дельфийского оракула.
Гипноз и медитация. Я часто употребляю эти слова как синонимы. Это происходит не по небрежности, а, скорее, потому, что эти состояния по своим проявлениям и по психологическим и физиологическим механизмам сходны и бывают трудно различимы.
Медитативное, т.е. гипнозоподобное состояние, - это более поверхностное изменение сознания, чем глубокий гипноз. Таким образом, различия между ними, в основном, заключаются в глубине изменения сознания. Во время медитативного состояния врач обращается к подсознанию всё же через посредство сознания. Во время медитаций пациент слышит и понимает врача, он не теряет связь с ним, с ситуацией и способен контролировать своё состояние.
В гипнозе врач обращается к подсознанию более непосредственно, и контроль над ситуацией и над собой более сужен (но всё же не отсутствует полностью).
В медитации у человека усиливается собственное воображение. В гипноз человек может входить и самопроизвольно, как это делали вышеупомянутые Пифии. Не следует удивляться хитроумности и замысловатости их прорицаний.
Бессознательная психическая деятельность вообще и та, которая проявляется в гипноидных состояниях, бывает весьма изощрённой. Недаром она принимает такое большое участие в человеческой фантазии и особенно в художественном творчестве.
Интересными и порой трагическими являются спонтанные вхождения (впадения) в гипноидные состояния с отрицательными галлюцинациями - водителей автотранспорта, пилотов самолётов, машинистов поездов, операторов ЭВМ и энергостанций и т.п. Такие состояния чаще всего возникают у людей при длительном психологическом напряжении, обусловленном высокой ответственностью и опасностью ошибки.
Нечто подобное случилось с моим приятелем. Он ехал на дачу с женой и внучкой в недавно купленной машине. В нескончаемом потоке попутных машин он, будучи не очень опытным водителем, напряженно следил за обстановкой на дороге, тщательно соблюдая все правила движения. Внезапно перед ним открылась совершенно свободная дорога, и он поехал, уже спокойный, и даже чуть прибавив скорость. И вдруг - страшный удар: он врезался в ехавшую перед ним машину. Пострадали все пассажиры и больше всех он сам (сильное сотрясение мозга). Увиденная им свободная дорога и была «отрицательной галлюцинацией».
Как уже говорилось выше, важным звеном в гипноидных состояниях является сужение сознания. Оно может сужаться непроизвольно, как это бывает при сильном эмоциональном аффекте. Читая описания различных «чудесных» видений, возникавших у людей в состояниях религиозного или мистического аффекта (экзальтации, экстаза), гипнолог легко узнает в них феномены медитативных состояний. Например, в видениях, описанных в «Исповеди Августина Блаженного» – одного из столпов христианства, - психотерапевт легко опознает подобие феноменов, неоднократно наблюдавшихся им, врачом, и порой им же, врачом, и вызывавшихся в «лабораторных» гипноидных состояниях.
Когда историки религии говорят о «мистических настроениях», охватывавших в начале новой эры огромные массы людей и подготовивших и ускоривших распространение христианства, гипнолог легко распознаёт в этой ситуации симптомы массового гипноза. Когда он слышит о «сверхъестественных» видениях, «знамениях», «знаках» и прочих чудесах, ему видятся в них феномены самопроизвольно возникавших гипнотических состояний. Возможно, при очень широком распространении (в соответствующую эпоху) они могли оказывать известное влияние на ход исторических событий.
Гипноз и разнообразные гипноидные состояния интересны не только как всё недостаточно познанное в человеческой психике, но и как средство изучения её самой, как «микротомия мозга».
Поверхностные формы гипноза похожи на релаксацию, знакомую тем, кто занимается так называемой «аутогенной тренировкой». Однако грань, где глубокая релаксация переходит в самогипноз, трудноуловима.
Однажды врач-психотерапевт, обучавший пациента саморелаксации, почему-то
забыл снять предписание неподвижности (расслабления) руки пациентки. После окончания сеанса врач заметил, что рука пациентки висит плетью. Значит, на фоне общей релаксации у пациентки самопроизвольно возникли включения глубокого сомнамбулического гипноза.
Можно ли указать общие признаки любого гипноза? Действительно, их можно отметить.
Во-первых, все состояния гипноза происходят при участии другого человека -гипнотизёра.
Во-вторых, все они характеризуются некими изменениями сознания, которым свойственно узкое сосредоточение внимания на гипнотизёре или его атрибутах: блестящий шарик, глаза гипнотизёра, но, главным образом, его речь.
Третья (хотя не абсолютная) особенность всех гипнотических состояний – повышение внушаемости, т. е. настолько некритическое восприятие слов гипнотизёра, что вся остальная реальность остаётся за пределами внимания гипнотизируемого.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №111050804924
С наилучшими пожеланиями творческих сил и вдохновения,
Ваш
Иван Боруто 11.05.2011 17:55 Заявить о нарушении
Владимир Файвишевский 12.05.2011 15:23 Заявить о нарушении