Глава10. Что такое медитация и гипноз и какая межд

               
                (Научное  отступление)

   В последние годы  многие  говорят  о «парапсихологии». Верят в такое явление,  как «ясновидение» и «дальновидение». Обычно   такой  «ясновидец» умеет  самостоятельно  погружаться в гипнотическое состояние,  «переноситься» в различные  места  и в  разные времена («в будущее») и видеть  то, что  не   видят  другие люди.

   Явления  гипноза  известны  ещё  с  незапамятных  времён. Вот  текст  из  древнеегипетского  папируса:«Принеси опрятную и начищенную  лампу. Произнеси  слова  заклинаний. Разбуди его  и  спроси: «Что  видел  ты?» Ответит он: « Да! Я видел  богов  вокруг  лампы».  «Тогда  будут  говорить  тебе  боги всё,  о чём  их  будут спрашивать».

    В   гипнозе   человек  может  видеть  галлюцинации,  чего при медитации обычно не бывает, если  человек непроизвольно  не впадает в глубокий (сомнамбулический) гипноз.   В  Древней  Греции  в  гипноидные  состояния,  судя  по  описаниям  современников,  впадали  так  называемые ПИФИИ - прорицательницы  дельфийского  оракула. 

   Гипноз и медитация. Я  часто  употребляю  эти  слова  как  синонимы.   Это происходит не  по  небрежности, а, скорее,  потому,  что эти состояния по  своим  проявлениям и по  психологическим и физиологическим  механизмам  сходны  и бывают  трудно  различимы.

      Медитативное,  т.е. гипнозоподобное  состояние,  -  это   более поверхностное изменение сознания,  чем  глубокий  гипноз.  Таким образом,  различия между ними, в основном, заключаются  в  глубине  изменения  сознания.   Во время медитативного состояния врач  обращается  к подсознанию  всё  же  через посредство  сознания.  Во время медитаций  пациент слышит и понимает врача, он не теряет связь  с  ним,  с  ситуацией  и  способен  контролировать  своё состояние.

      В гипнозе  врач  обращается  к подсознанию  более непосредственно,  и контроль над  ситуацией и над собой  более сужен  (но всё же не отсутствует полностью).
      В медитации у человека усиливается собственное  воображение.  В гипноз человек может входить   и   самопроизвольно,  как  это  делали   вышеупомянутые  Пифии.   Не  следует  удивляться  хитроумности  и  замысловатости  их  прорицаний.
      Бессознательная  психическая  деятельность  вообще и  та, которая  проявляется  в  гипноидных  состояниях,  бывает  весьма  изощрённой. Недаром она  принимает  такое  большое  участие  в человеческой фантазии   и  особенно в художественном  творчестве.

     Интересными  и  порой трагическими  являются спонтанные вхождения (впадения)  в гипноидные  состояния  с   отрицательными  галлюцинациями  -  водителей  автотранспорта,  пилотов самолётов,  машинистов поездов, операторов  ЭВМ  и     энергостанций   и  т.п.  Такие  состояния  чаще  всего  возникают  у  людей  при  длительном    психологическом напряжении,  обусловленном  высокой ответственностью  и опасностью  ошибки.

    Нечто  подобное  случилось  с  моим  приятелем. Он  ехал  на  дачу  с женой  и  внучкой  в недавно  купленной  машине.  В нескончаемом  потоке  попутных  машин   он,  будучи  не очень  опытным  водителем,  напряженно следил за   обстановкой   на  дороге,  тщательно  соблюдая все  правила движения.  Внезапно перед ним открылась  совершенно свободная дорога,  и он поехал, уже спокойный, и даже  чуть  прибавив  скорость.  И вдруг - страшный удар: он врезался  в ехавшую  перед  ним  машину. Пострадали все  пассажиры  и больше  всех он сам  (сильное сотрясение мозга).  Увиденная  им свободная  дорога  и  была  «отрицательной галлюцинацией».

    Как уже  говорилось  выше,  важным  звеном  в  гипноидных состояниях  является  сужение  сознания.  Оно может  сужаться непроизвольно,  как это  бывает при  сильном  эмоциональном аффекте.  Читая описания  различных  «чудесных»  видений,  возникавших  у людей  в  состояниях  религиозного  или  мистического  аффекта (экзальтации,  экстаза),  гипнолог  легко  узнает  в них   феномены медитативных состояний.  Например, в видениях,   описанных в  «Исповеди Августина Блаженного» – одного из  столпов  христианства, - психотерапевт легко опознает  подобие  феноменов,  неоднократно наблюдавшихся  им, врачом,  и  порой  им  же, врачом, и  вызывавшихся   в «лабораторных»   гипноидных    состояниях. 
       
   Когда  историки  религии  говорят  о  «мистических  настроениях», охватывавших  в  начале  новой   эры  огромные  массы  людей  и подготовивших   и  ускоривших распространение  христианства,  гипнолог  легко распознаёт   в  этой  ситуации  симптомы массового  гипноза.   Когда  он  слышит о  «сверхъестественных» видениях,  «знамениях»,  «знаках»  и  прочих  чудесах,  ему видятся   в  них  феномены  самопроизвольно  возникавших  гипнотических  состояний.  Возможно,  при  очень широком  распространении  (в  соответствующую  эпоху)  они  могли  оказывать  известное  влияние  на  ход  исторических  событий.

    Гипноз   и  разнообразные  гипноидные  состояния    интересны не  только  как  всё   недостаточно  познанное  в  человеческой  психике,  но  и  как  средство  изучения  её  самой,  как «микротомия  мозга».

     Поверхностные формы гипноза   похожи  на   релаксацию, знакомую  тем,  кто  занимается  так называемой  «аутогенной тренировкой». Однако грань, где  глубокая релаксация переходит в самогипноз, трудноуловима.    

   Однажды врач-психотерапевт, обучавший пациента  саморелаксации,  почему-то
забыл снять предписание неподвижности (расслабления) руки пациентки. После окончания сеанса  врач  заметил, что рука пациентки  висит  плетью. Значит,  на фоне общей релаксации  у пациентки  самопроизвольно  возникли  включения  глубокого сомнамбулического  гипноза.
 
   Можно ли указать общие  признаки любого гипноза? Действительно, их можно  отметить.
  Во-первых, все   состояния  гипноза  происходят  при   участии   другого  человека -гипнотизёра.
  Во-вторых,  все они характеризуются некими  изменениями  сознания, которым свойственно узкое   сосредоточение   внимания  на   гипнотизёре или его атрибутах:  блестящий  шарик, глаза  гипнотизёра, но,  главным  образом,  его  речь. 
   Третья (хотя  не абсолютная)  особенность  всех  гипнотических  состояний – повышение  внушаемости, т. е. настолько   некритическое  восприятие   слов   гипнотизёра,  что  вся   остальная  реальность  остаётся  за  пределами  внимания  гипнотизируемого.


                (Продолжение следует)


Рецензии
Прочел с большим интересом. Спасибо, уважаемый Владимир! Язык и стиль по-прежнему отменны, даже, кажется,стали четче и теплее - ощущение живого общения. Как у человека с небольшим опытом того, о чем Вы пишите,появилось несколько вопросов, но наберусь терпения до окончания публикации.
С наилучшими пожеланиями творческих сил и вдохновения,
Ваш

Иван Боруто   11.05.2011 17:55     Заявить о нарушении
Дорогой Иван! С приятным удивлением прочитал Ваш отзыв на одну из самых скучных, наукообразных частей моих "Записок". Надеюсь, что дальше будет интереснее.И Вам здоровья и дальнейших успехов! Ваш Владимир

Владимир Файвишевский   12.05.2011 15:23   Заявить о нарушении
Я рад, Владимир, что Вы были приятно удивлены.

Иван Боруто   12.05.2011 19:05   Заявить о нарушении