Свящ. Павел Флоренский. Без любви...

Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1990. т.I (1). С.173.

+++

...Самоутверждение личности,
противопоставление её Богу --
источник дробления, распадения личности,
обеднения её внутренней жизни;
и лишь любовь,
до известной степени, приводит личность в единство.

Но если личность,
уже отчасти распавшаяся,
опять не унимается и хочет быть сама богом, -
"как боги", - то неминуемо постигнет её новое
и новое дробление, новый и новый РАСПАД.

И разве не видим мы, как на наших глазах, -
то под громким предлогом "дифференциации"
и "специализации",
то по обнаженному вожделению
безчиния и безначалия, -
разве не видим мы,
как дробится и рассыпается и общество, и личность,
до самых тайников своих,
желая жить без Бога и устраиваться помимо Бога,
само-определяться ПРОТИВ Бога.

Самое безумие, - эта дезынтеграция личности, -
разве оно в существе своем не есть следствие
глубокого духовного ИЗВРАЩЕНИЯ всей нашей жизни?
Неврастения,
всё возрастающая, и другие "нервные" болезни
разве не имеют истинной причиною своею
стремление человечества и человеков жить ПО-СВОЕМУ,
а не по-Божьему, жить без закона Божия...

Отрицание Бога всегда вело и ведёт
к без-умию, ибо Бог и есть-то Корень ума.
Кто - "сказавший в сердце своем", т.е. не на словах,
а в самой душе своей, всем существом своим:
"Нет Бога"? -- "Безумец" (Псалом 13, 1; 52, 2),
ибо существенное отрицание Бога и безумие -
одно и то же, слиты и неразделимы...

Без любви, -
а для любви нужна прежде всего любовь Божия, -
без любви личность рассыпается в дробность
психологических элементов и моментов.
Любовь Божия - связь личности.
Потому-то и молимся:
"Любовию Твоею СВЯЖИ мя, Невесто неневестная", -
да, "свяжи", а не то - рассыплюся и
сделаюсь тою самою "совокупностью психических состояний",
которую одну только и знает "научная психология",
эта "психология без души".

"Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила!" -
восклицает душа, понявшая свое безсилие и неустойчивость.

Грех - момент разлада, распада и развала
духовной жизни.
Душа ТЕРЯЕТ свое субстанциональное единство,
теряет сознание своей творческой природы,
ТЕРЯЕТСЯ в хаотическом вихре своих же состояний,
перестает быть субстанцией их.

Я захлебывается
в "потопе мысленном" страстей.
Недаром загадочная и соблазнительная
улыбка всех лиц Леонардо да Винчи,
выражающая скептицизм, отпадение от Бога
и самоупор человеческого "знаю",
есть на деле улыбка растерянности и потерянности:
сами себя потеряли,
и это особенно наглядно у "Джиоконды".

+++


Рецензии
Интересный взгляд на улыбку "Джиоконды".
Спасибо, Борис Иванович, за обращение к мудрым мыслям Флоренского!

Александра Плохова   08.05.2011 23:54     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, Александра...
С Днём Победы!

Борис Пинаев   09.05.2011 00:54   Заявить о нарушении