О колоколе

Я человек неверующий, но при звуках колоколов что-то глубинное, от предков заставляет слушать и восторгаться, задеваются какие-то струны души. И я решила узнать о чуде колокольного звона. Здесь небольшая выборка. Я опустила моменты лечебного действия колокольного звона, способы литья колоколов и более подробную историю появления их в нашей культуре.

Колокол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»).

Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (23-17 век до н.э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 позднее.
Самым ранним из колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый 9 веком до н.э.

В ЕВРОПЕ РАННИЕ ХРИСТИАНЕ считали колокола типично ЯЗЫЧЕСКИМИ предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя "Saufang" ("Свиная добыча"). Согласно этой легенде свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню он проявил свою "языческую сущность" и не звонил до тех пор, пока не был освящен епископом.

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.[1]
Взято из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/

Русские колокола слушают православные в разных уголках мира, но только на святой Руси звучали и звучат самые звонкие, самые мелодичные и самые душевные колокола. Еще до возникновения христианства в языческих культах использовался звук, который издавали деревянные (клен, бук) доски (била), по которым били колотушкой. И этот обычай, видимо, появился не случайно, ведь человек очень восприимчив к звукам, и сохранился многие века, когда уже пришло христианство. Известно, что до самых последних времен била применялись во время религиозных церемоний и обрядных действий в Ростове Великом и Троице-Сергиевой Лавре (Гефсиманский скит, основанный в 1844 году).

Взято с сайта
Колокола – это один из самых древних музыкальных инструментов. Но сам колокольный звон, как музыкальное явление появился не так давно. До принятия христианства на Руси и в первые годы распространения христианства вместо колоколов использовали била и клепала. Это металлические или деревянные пластины длиной в одну сажень, по которой били колотушкой. Использовали два вида этих инструментов: «малое бильце» держали в руках, а «большое било» укрепляли на башнях или на столбах.

Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства. Вопрос, откуда пришли колокола на Русь, остается открытым. Одни считают, что колокольные звоны пришли из Западной Европы, другие родиной колокольного звона считают Византию, третьи говорят, что колокольный звон появился на Руси независимо ни от кого.

В Древней Руси колокола назывались «тяжкими», вероятно, потому, что они издавали густые низкие звуки. Отсюда выражение «ВО ВСЯ ТЯЖКИЕ», т.е. звонить во все колокола. Летописи содержат первые упоминания о колоколах, которые датируются 988 годом. Однако полагают, что колокола на Руси появились еще раньше. Слово «колокол» произошло от старорусского слава «коло», которое означало «круг». Но существует и другая точка зрения, согласно которой название возникло из сочетания «кол о кол», которое означало удар одного предмета о другой, хотя эта версия представляется менее вероятной.

В Древней Руси каждому колоколу давали название. Различают колокола «праздничные», «воскресные», «простодневные», «зазвонные» и т.д. Колокола могли иметь и прозвища: «реут», «баран», «козел», «красный», «самозвон», «переполошный», «осадный», «часовой» и многие другие.

Различаются и сами колокольные звоны: «праздничные», «будничные», «великопостные» и «заупокойные». Отдельно следует выделить «благовест»: поочередное звучание нескольких колоколов. «Благовест» называют также «перебором», «перезвоном». Звон как таковой – это звучание двух или нескольких колоколов одновременно. А если это звучание осуществляется в несколько приемов, то такой звон называется «трезвоном».

Звучание колокола определяется совокупностью нескольких факторов. Во-первых, оно определяется составом сплава, из которого сделан колокол. В сплаве должно быть 4/5 меди и 1/5 олова. Сплав не должен содержать цинк, свинец и железо. При большом содержании цинка колокол может легко расколоться. А при большом содержании свинца и железа он не будет звонким. Интересно, что золото и серебро существенно не влияют на качество звучания. Хотя серебро делает его резким.

Во-вторых, звучание колокола определяется отношением его поперечника к высоте и толщине стенки колокола. При ударе в структуре колокола выделяют четыре линии. В этих линиях металл колокола не подвержен колебаниям при ударе.

В звучании колокола выделяют один основной тон и несколько обертонов. Обертоны зависят от разницы в толщине стенок между краем и верхом стенок колокола. Эту зависимость заметили в 13 веке, когда и появилась форма колокола, которую можно видеть и в настоящее время.

Колокол обычно издает один основной тон и два обертона. Основной тон образуется в нижнем крае колокола, в верхней части звучит тон на октаву выше основного, в средней части образуется тон – большая или малая терция или кварта от основного.

В колоколе выделяют 12 боевых частей, которые находятся в низу колокола. Это ударные части. Боевая часть является 1/14 частью от поперечника колокола. Колокол имеет высоту, которая определяется расстоянием от основания до загиба колокола и составляет приблизительно 10,5 боевых частей. Плечо колокола составляет 1/10 его собственной

Взято с сайта http://7muz.ru/instrumentyi/57-Udarnyie/171-kolokola.html

Предшественники колоколов – колокольчики – были знакомы многим народам еще до зарождения (или принятия) христианства. Жрецы Прозерпины в Древних Афинах звонили в колокольчики при освящении и очищении жертв, во время молитв. В Дельфах – при таинстве Вакха. Звонили при похоронах и звоном прогоняли злых духов и тени умерших из домов. У древних евреев небольшие бубенчики пришивались к одежде первосвященника (их звуки были символами божьего слова). /Только в одежде со "звонцами" первосвященник мог “приближаться” к Богу, приносить жертвы и молиться за народ./ В буддийских храмах колокола подвешивали снаружи и внутри, чтобы очистить пространство храма от злых сил. А вот в мусульманских странах в мечетях колоколов не было и нет. /Например, у турок существует поверье, что звон колоколов возмущает покой душ, витающих в воздухе (первое, что сделали турки после взятия ими Константинополя, – разбили колокола./

* * *
Славянское язычество сразу приняло церковный колокольный звон. Колокола в сознании славянских народов стали символом грома небесного, который мог и покарать, и помиловать. /Свадьбы на Руси были немыслимы без поддужных колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создает праздничное настроение, но и дает молодым здоровье, детей и богатство./

* * *
Первоначально, до появления на Руси колоколов, более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять бъла, кбндии и клепала. /Била и кандии (их иногда еще называют плоскими колоколами – в отличие от тюльпанообразных) – это сперва деревянные доски, а затем и металлические пластины, клепала, – железные или медные полосы, согнутые в полукруг (по тем и другим ударяли специальными деревянными молотками). И только в конце X в. появились колокола.

* * *
Русский церковный звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью, благообразием. Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквях, соборах и храмах. Так было всегда – так происходит и сегодня. Колокола выстраивают свои голоса всегда в каноническом согласии: благовестник, подзвон и зазвон. Даже если голоса колоколов немного расходятся по нотам (“фальшивят”) – то все вместе, в едином подборе, колокола словно “воспитывают” друг друга, звучат стройно, как одно целое (волна колокольного звона качается так, словно все это чудо творится не человеческими руками, а само по себе).

Традиционно сложились особые виды звона: благовест, перебор проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные, среди которых различают великие, средние, красные и особую форму – трезвон. /Трезвон – наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном отношении. Он состоит из 3-х частей, соединенных в единое целое (да и само название его происходит от слияния словосочетания “три звона”). Красный звон во все колокола (“во вся тяжкая”) поражает своей мощью и красотой на Великие праздники./ У звонарей есть такое понятие – благозвучие. Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный “звон-хор”.

Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище “баран”, “беспутный” и, как правило, исключался из звона. Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов: большие – благовестники, средние – подзвоны и малые – зазвонные колокольчики. Что касается звучания и тональности колоколов, то это зависит от их веса, формы и качества литья: 100 одинаковых колоколов, отлитых на одном и том же производстве, будут звучать по-разному (влияет и температура заливки, и то, как металл остывал).

Примечание. Голос каждого колокола неповторим, и часто им именно по этой причине дают прозвища. Например, колокол-благовестник Ростовского Кремля называется “Лебедь” (он получил это имя за свой гортанный звук), а его сладкоголосый сосед – “Красный” (за бархатистое звучание). Благовестник Кремлевской звонницы носит имя “Медведь” (за свой протяжный, густой бас).

* * *
Русский православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы (карельон-колокольный оргбн), то в русских звонах это практически отсутствует. В основе православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря своему внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владению техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения.

/В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение./ В православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества. /Отсюда и появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и значение./

* * *
Православный колокольный звон подразделяется на 3 основных вида:

1) благовест;
2) перезвон, перебор;
3) собственно звон.

Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. /Благовест бывает праздничный, будничный и постный./

Перезвон – это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол. /Существуют 2 основных перезвона: погребальный и водосвятный./

Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. /К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем (последние являются результатом творческой работы и самовыражения звонаря).

На Руси колокол стал символом государственности и одновременно широкой русской души (наверное, какие-то “струны” русской души находят адекватное отражение в колокольном звоне). Интересно, что русские колокола принципиально отличаются, к примеру, от голландских (в частности, малинских). /МАЛИН – это голландский город, в котором лили прославившиеся своей благозвучностью колокола (отсюда и пошли МАЛИНОВЫЕ ЗВОНЫ). У голландских колоколов более точный, тонированный (как у струны) звук. Русский же колокол, в свою очередь, берет весь аккорд целиком (именно поэтому в одном ударе русского колокола получается очень широкий диапазон звуков).

* * *
Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют “голосом Церковным”, и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики). Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. /Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!/
Лидия Сорокина
Пасхальный звон http://www.youtube.com/watch?v=ezpPxgbIIug&feature=related

01.05.2011г.
Картинка из интернета.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.