наброски киносценария
Лет десять тому назад знакомый «делатель рекламы» – копирайтер, сделал мне творчески-деловое предложение. Он сказал, по сути, следующее: «Моя знакомая загорелась идеей снять кинофильм, и обратилась ко мне с просьбой – написать сценарий; а я, поняв, что в одиночку мне не справится, предлагаю тебе, Алексей, стать участником этого проекта в качестве второго сценариста. Эта моя знакомая сама писать не может, но она будет подавать нам идеи и высказывать мнение». Я спросил Копирайтера: «Есть ли у проекта бюджет? И хоть какая-то минимальная сумма на аванс нам, сценаристам?» Копирайтер ответил: «Бюджета пока вообще никакого нет – ноль. Есть только идея. Давай, соберемся втроем и все обсудим». Я прикинул, что ничего от такой встречи не потеряю.
И мы собрались в кафе. Знакомая Копирайтера оказалась красивой женщиной лет двадцати пяти. Она получила профессиональное актерское образование, но работала ведущей на радио и ТВ, а также участвовала в различных шоу-программах. Не трудно было догадаться, что Актриса страдает от творческой нереализованности, от отсутствия нормальной актерской работы. Это вполне естественно.
И вот, как я понял, Актриса решила самостоятельно затеять кинопроект, чтобы не ждать у моря погоды. Главную женскую роль в фильме она собиралась играть сама, что тоже вполне естественно.
Жанр будущего фильма: романтическая лав-стори&квазиисторический боевик с элементами фэнтези и хоррора. Примерный сюжет: раннее средневековье, территория Северной и Восточной Европы, рыцари-крестоносцы воюют с языческими племенами; магистр рыцарского ордена похищает жену князя одного из племен; и на протяжении всего фильма князь пытается вернуть жену обратно; а в конце, вероятно, хэппи-енд.
Я решил, что идея – нормальная. Не хуже, чем у других делателей жанрового кино. На такую «болванку» можно, что угодно, накрутить: погони, драки, колдовство, эротику, интриги.
Меня смущало только отсутствие финансовой базы. Когда идея своя – родная, то можно трудиться и на голом энтузиазме, а когда воплощаешь идею чужую, то тут хорошо бы получать «стимуляторы» в виде денежных знаков.
Актриса уверяла, что ищет спонсоров, и очень активно. Копирайтер помалкивал. Я подумал: «Она – социально успешная светская леди, у нее куча знакомых в самых разных сферах общества. Может, и правда найдет деньги на фильм! Почему бы не попробовать? В любом случае, я ничего не потеряю. И всегда смогу передумать и отказаться». И я сказал: «Да, я согласен участвовать!»
Мы остались довольны друг другом, обменялись координатами. Я вышел в туалет. Когда вернулся, Актриса уже прощалась. Мы остались с Копирайтером вдвоем. Выходим на улицу, и он мне сообщает: «Я не буду участвовать. Я уже сказал ей, что выхожу из проекта…»
Сначала я только удивился: как такое может быть, что человек совсем недавно хотел участвовать, да еще и меня уговаривал присоединиться, а потом… ни с того ни сего, вдруг расхотел? Ведь когда мы с ним шли на встречу с Актрисой, он ясно дал мне понять, что хочет писать этот сценарий – вдвоем со мной. Это я еще сомневался, стоит ли ввязываться в дело с сомнительной перспективой…
Я удивился, пожал плечами. Немножко расстроился: теперь ведь все лежало на мне! (А я никогда в кино не работал… Как эти сценарии вообще пишутся, фиг их знает?! Вдвоем, наверное, было бы легче).
И только позже до меня, наконец, дошло… Как до жирафа, вот, уж точно!!!!!!!
До меня дошло, что Копирайтер еще до этой встречи в кафе решил из проекта выйти. Видимо, утратил веру в его успешность, или идея разонравилась – не важно!
А важно, что, предлагая мне писать сценарий с ним вдвоем, он к этому времени уже твердо решил «соскочить с поезда»! Но уйти просто так у него, видимо, не хватило духа. Может, боялся испортить с Актрисой отношения? Ему, видимо, хотелось не просто так уйти, а скинуть на кого-то это дело…
И тогда он вспомнил обо мне! Свел меня с Актрисой, и, когда я дал свое согласие на участие, сообщил ей, что выбывает (причем, дождался, когда я уйду в туалет, оставив их вдвоем).
Это очень похоже на подставу. То есть, почему «похоже»? Это и есть подстава! Самая настоящая подстава. (Он ведь мог заранее предупредить меня, честно и напрямую: «Я не хочу участвовать в этом деле. Не согласишься ли попробовать вместо меня?!»)
Правда, подстава – мелкая, безвредная. От меня ведь в результате ничего не убыло, я никак не пострадал, ничего не утратил!
Но все равно, было неприятно… К тому же, я уверен: если человек способен подставить другого из-за грошовой ерунды, то из-за чего-то серьезного, по настоящему значимого, выгодного, ценного, он подставит тем более!!!!!!!
Этот случай заставил меня присмотреться к Копирайтеру внимательнее. И вскоре я убедился: да, он именно ТАКОЙ. Кого угодно предаст, продаст, подставит, выдаст - если ему это будет необходимо! Меня такие люди не столько возмущают, сколько удивляют. Примерно, так же меня удивляют люди, которые харкают на тротуары. Они, что, не понимают, что У НИХ - серьезные проблемы на ментальном плане?! Нет, они, действительно, не понимают… Так же и Копирайтер не понимает, что он – моральный урод и полу-баба. (Но, впрочем, хрен с ним! Его множество людей терпеть не может, именно, из-за его говнистости и подловатости. Пусть таким моральным уродом и полу-бабой живет, это не лечится…)
А с Актрисой я встречался еще несколько раз. Я пописывал сценарий неторопливо, она почитывала, делала замечания, предлагала что-то… Энтузиазм наш слабел. Спонсоры не появлялись.
Однажды она пришла расстроенная. Рассказала, что встречалась с популярной певицей. Певица заинтересовалась проектом, но поставила условие: если она, певица, находит большую часть денег, то главная женская роль – её!
Актриса вздыхала, говорила, что придется согласиться, а себе взять роль второго плана – это все-таки лучше, чем ничего! Я ее понимал: второстепенная роль, это для начала совсем неплохо. Пообещал придумать для нее роль поярче…
В другой раз Актриса пришла довольной, сказала, что встречалась с известным литератором, тот познакомил ее с начинающим режиссером, недорогим, но талантливым, а еще писатель «дал согласие на то, чтобы его фамилия стояла в титрах – как фамилия одного из авторов сценария».
Я подумал: «Ну, ни хрена ж себе! Я этот сценарий, допустим, напишу, а какой-то звиздюк СОГЛАСИТСЯ, чтобы его фамилией мой сценарий был подписан!!!! Ну, ни хрена ж себе, заявочки…. Дам ли я на такое согласие, вот, вопрос!»
Проект, впрочем, потихоньку заглох. Деньги так не нашлись. Сценарий я забросил, а Актриса меня по этому поводу не тормошила. Сказала лишь однажды: «Ну, ты можешь с чистой совестью эту идею взять себе. Написать приключенческий роман, продать его – я не буду против…»
Недавно я нашел в архиве несколько набросков из этого сценария. Перечитал, усмехнулся – мура, конечно, полная!
Никак я эту тему развивать не стану. Публикую наброски ради прикола. Писал же ведь когда-то, старался…
СЦЕНА КАБАНЬЕЙ ОХОТЫ И ПЛЕНЕНИЯ Л.
Из густого бурелома послышался хриплый лай собак. Э. перехватил тяжелое копье поудобней.
Л. всматривалась в заросли и прислушивалась, стараясь угадать, на кого из охотников выскочит зверь, гонимый псами.
— На этот раз повезет тебе! — крикнул Э. совсем юному мальчишке.
Воины переглянулись, усмехнувшись. Парень сжал копье еще крепче. Его глаза и выражение лица выдавали сильное волнение. Он охотился на кабана впервые. Но изо всех сил старался скрыть свой страх. Л. посмотрела на юношу с тревогой. Почувствовав ее взгляд, юноша нахмурился и направил коня в сторону зарослей.
— Рано!.. — крикнул Э., но парень его как будто не слышал.
Вепрь, огромный черный клыкастый самец, с повисшими на нем четырьмя псами, вырвался на открытое пространство и врезался прямо под ноги лошади. Юноша успел ударить копьем точно зверю в глаз, но удар оказался недостаточно сильным, чтобы поразить мозг. Лошадь упала, придавив собой юношу. Обезумевший вепрь крутанулся в сторону и, проскочив между всадниками, метнулся в сторону леса.
Л. спрыгнула с лошади и подбежала к неподвижно лежащему парню. Э., крикнув воинам: “Добейте кабана!” — остался вместе со своей госпожой.
Кабан, собаки и всадники исчезли мгновенно.
В отдалении, на холме, эту сцену наблюдал закованный в легкие доспехи рыцарь. Позади него гарцевали несколько ландскнехтов, вооруженных мечами и арбалетами.
— Какая редкая удача! — сказал рыцарь, воздев глаза к небу. — И дичь — превосходна!
Он махнул своим людям рукой, и отряд стал спускаться по тропинке вниз.
Л. держала голову раненного юноши в своих ладонях. Э., используя копье как рычаг, приподнял бок лошади, освободив раненного. Почувствовав спиной опасность, обернулся, направив оружие на рыцаря.
Рыцарь покачивался в седле.
— Дурак, брось копье… тогда умрешь быстро... — проговорил он спокойно и даже с некоторой иронией и притворной усталостью в голосе. Его умные внимательные глаза сузились. Холодный безжалостный взгляд был странен в сочетании с легкой улыбкой.
Л. сделала несколько шагов вперед и показала рукой на раненного:
— Ему нужен лекарь! Он еще совсем ребенок!
— Раз он здесь, а не в люльке, значит он уже мужчина!.. — сказал рыцарь. — Впрочем, лекарь у нас есть... Лекарь для язычников... — и он кивнул головой одному из солдат.
Тот нацелил заранее взведенный арбалет в голову лежащему. Толстая и короткая стрела разбила череп и вонзилась в твердую каменистую почву.
— Его грешная душа... на пути в ад... — сказал рыцарь с притворным прискорбием. — Какое, однако, несчастье — умереть язычником!..
Его солдаты засмеялись. Э. выхватил нож и метнул его точно в рыцаря. Рыцарь уклонился, и нож пронзил горло одного из ландскнехтов. Смех перешел в хрип, солдат рухнул на землю.
Тут же на Э. один за другим были направлены арбалеты, но каждый раз он звериным чутьем предугадывал выстрел. Одну стрелу отбил копьем. От другой увернулся. Третья царапнула его по плечу, не причинив большого вреда.
— Спасайся! — крикнул он Л.
Л. свистом подозвала свою лошадь и легко вспрыгнула в седло. Двое всадников отрезали ей путь. Она выхватила из-за пояса нож и вонзила клинок в руку одного из врагов, когда тот схватил Л. за шею. Второй выбил у Л. нож древком арбалетной стрелы, обхватил Л. за талию и перетащил к себе на седло.
Остальные всадники наседали на пешего Э. со всех сторон. Он отбивался от них копьем, вертясь по кругу, как юла. Рыцарь спокойно наблюдал за неравным боем. Потом слез с коня, натянул железную перчатку на правую руку и властно приказал:
— Подите прочь! Деретесь, как старые бабы!
Рыцарь встал напротив Э. Э. с криком бросился на рыцаря, нацелив копье ему в грудь. Рыцарь легко перехватил древко копья левой рукой, а правой оглушил Э., ударив его по лбу рукой в железной перчатке.
Солдаты привязывали раздетого Э. за ноги к толстой ветке дерева — вниз головой.
Проезжая мимо повешенного за ноги Э., рыцарь проговорил негромко:
— Послушался бы меня, дурак, умер бы быстро...
Тело еще живого Э., со связанными за спиной руками, слегка подергивалось. Из раны на голове стекала кровь, окрашивая его длинные светлые волосы. Своими кончиками волосы касались большого разворошенного муравейника.
ЗАМОК (ГОРОДИЩЕ) В.
На камне сидит мальчишка и играет на дудочке. Его слушают несколько девчонок, одновременно занимаясь рукоделием. Двое подростков, оседлав свинью, с криком проносятся мимо. Женщина выделывает мохнатую шкуру. Чуть дальше — мужчины, упражняющиеся в стрельбе из лука. От множества очагов поднимаются вверх белые столбики дыма. Небо хмурое, и в небе низко кружит большая черная птица.
Через широкий двор неторопливо идут В. и старый седой волхв, увешанный ожерельями и амулетами, с длинным резным посохом в руке. Оба молчат, как после длинного и тяжелого разговора.
— Будет гроза?.. — В. поднимает голову к небу.
— Пройдет стороной... — отвечает женщина, не отрываясь от своей работы.
— Гроза будет, но другая... — старик протягивает В. мешочек. — Это зелье, которое я давал еще твоему отцу. Когда надвигалась беда, перед которой даже он чувствовал себя беспомощным. Когда совсем уж станет невмоготу, проглотишь горсть — и станешь сильным как десять медведей...
В. прячет мешочек за пазуху.
Свинья с оседлавшими ее пареньками на хребте, визжа, выскочила из-за деревянной постройки и едва не сбила старика с ног. В. схватил подростков за кожаные ремни и, держа на весу, зарычал:
— Вернется Э., велю, чтоб выдрал обоих покрепче!
С высоты раздается звон — воин на сторожевой башне бьет клинком о подвешенный на веревке кусок железа.
— С охоты едут!.. — закричали дети и, бросив свои занятия, побежали к воротам.
В. отпустил провинившихся, и те немедля улизнули.
Несколько человек с трудом распахнули тяжелые ворота.
Во двор на всем скаку влетели охотники и закружились по кругу. Один конь — без седока. На другом — привязанное ремнями тело убитого юноши. Окровавленный, с разбитым лицом, измученный Э. еле держался в седле.
— Где Л.? — медленно и тихо произнес В. Толпа вокруг него замерла в ужасном предчувствии.
— Рыцарь, крестоносец... — с трудом проговорил Э., но тут же потерял сознание.
— Следы ведут к замку ордена... — сказал один из охотников, соскочив с коня и подойдя к В. — Мы заслуживаем смерти... Но сперва — выслушай!..
— От вас и живых-то не много проку. А от мертвых будет и того меньше...
ЗАМОК ОРДЕНА
Широкое округлое помещение без окон освещают факелы, укрепленные на стене. В центре — большой деревянный стол грубой работы. Женщина в длинной накидке греет ладони у каменного очага. Поодаль — магистр, скрестив руки на груди, смотрит на огонь.
— Я бы должен отправить тебя на костер... — нарушает рыцарь тишину. — Иначе...
— Иначе отправят тебя самого, — женщина смеется, — не так ли?!
Магистр еле заметно напрягается и с ненавистью смотрит на колдунью.
— Что, разве твой Бог не силах помочь тебе? — колдунья мелко хихикает. — И ты хочешь обратиться к моим богам? Думаешь... они — сильнее?
— Замолчи, ведьма! Или я раздавлю твою змеиную голову как гнилое яблоко!
Но женщина, чувствуя свою власть, не унимается:
— Сердце храброго меченосца оказалось не таким уж крепким? Стоило посмотреть на красотку — и потерял разум как мальчишка. Кто же тут настоящая колдунья — я или Л.?.. — женщина согнула белую, на удивление гибкую руку и громко поскребла у себя между лопаток твердыми когтями. — И что это у вас за законы, если они не позволяют таким сильным мужчинам, как ты, иметь женщин?... А как я тебе, магистр? Недостаточно разве хороша? — колдунья игриво откинула волосы ладонью, ловко повертела бедрами и кокетливо подмигнула рыцарю. — А ведь я, может быть, лучше, чем Л., знаю, как сделать мужчину счастливым!
Магистр подошел к колдунье и с силой схватил ее за растрепанные рыжие космы:
— Болтай, что хочешь, ведьма! Но ты мне поможешь! За это я подарю тебе жизнь, отпущу на свободу и дам серебра впридачу!..
— Ух, неласковый какой! — колдунья сморщилась от боли. — Как же тебе верить?!
— Придется поверить! А то палач разжирел, как боров, от безделья.
Он отпускает женщину, и та, еле удержавшись на ногах, шепчет еле слышно:
— Злые духи уже за спиной магистра... Притаились и ждут...
— Что ты там бормочешь?..
— Спрашиваю, есть ли зеркало? Дай мне зеркало, магистр!..
Магистр подходит к сундуку и достает серебряное зеркальце. Тыльная сторона узорчата, другая, отполированная до зеркальности, отражает на миг его лицо.
— Это все?
— Кровь нужна... Человеческая...
Магистр решительно вытаскивает кинжал, надрезает себе ладонь и сцеживает кровь в стоящий на столе кубок.
Колдунья, шевеля ноздрями, нюхает кровь, макает в нее палец, высовывает длинный тонкий язык и пробует на вкус:
— Что ж, годится.
Магистр морщится и вздрагивает от отвращения:
— Тебя здесь плохо кормят, ведьма?
— Могли бы и получше...
Колдунья шепчет заклинания. Дует на зеркало. Водит вокруг него руками.
Магистр незаметно достает четки, перебирает их. Неслышно шепчет молитву — только губы чуть-чуть шевелятся.
Колдунья останавливается и с укоризной смотрит на магистра:
— Так ничего не выйдет, магистр! Или ты — или я! Если такой пугливый — подожди за дверью...
Магистр прячет четки за пазуху. — Ладно, давай уж, ворожи. Зови своих бесов, мне не страшно.
Ведьма смеется, широко открыв рот, обнажая острые кривые зубы. Она макает длинный палец в кубок с кровью и выводит на зеркальной поверхности тайные знаки. Выхватывает из очага головешку и начинает кружится по кругу, танцуя, подпрыгивая, подпевая сама себе и громко выбивая каблуками ритм. Горящей головешкой она чертит в воздухе рунические письмена и символы, которые не исчезают сразу, а застывают на мгновение, мерцая красным цветом.
Магистр смотрит на действо, не мигая.
Наконец колдунья останавливается и падает без сил. Ее тело бьет сильная дрожь. Она тяжело дышит, и по ее лицу обильно струится пот. Она с большим трудом произносит:
— Покажешь зеркало Л.: увидит в нем убитого мужа. А дальше — все зависит от тебя...
Магистр стучит рукоятью кинжала в тяжелую дверь. Входят стражники, надевают на женщину цепи и уволакивают ее прочь.
Магист остается один.
Он смотрит, не отрываясь, на языки пламени в очаге. Вдруг огонь, без всякой причины, вспыхивает ярче, сильнее, и в очаге начинает завывать ветер. Суровое лицо магистра искажается ужасом.
ЗАМОК В.
На медвежьих шкурах лежит раненный Э. с повязкой на лице. Седой волхв помешивает зеленой веточкой с листьями лечебный отвар:
— Встанешь через три дня, не позже. Будешь еще крепче, чем прежде. Хотя и не таким красивым...
В. стоит рядом, опершись о топор:
— Я еду в замок. Не могу больше ждать. Не могу ни есть, ни спать, пока Л. у этих псов.
Э. приподнимается, опираясь на локоть:
— Порубаешь их всех на кусочки своим огромным топором? Возьмешь с собой наших лучших воинов — и положишь до одного под стенами замка? А если крестоносцы явятся сюда — сражаться с ними придется детям и костлявым старухам?
Волхв смотрит на них:
— Э. правду говорит. Л. мы все любим. Но ты — наш князь. Тебя не станет — и всему конец.
— Что ж делать? Сидеть, ждать? Охотиться на куропаток? Я — князь! Но зачем мне это княжество без Л.? — В. садиться на деревянную колоду и обхватывает голову руками. — Я знаю, как загнать оленя. Знаю, как сражаться. Ради забавы я могу порвать пасть матерому волку. Но сейчас я — как младенец в люльке! Что ж вы молчите, как немые?
— В замок я поеду. — говорит Э. — Я уже здоров. Переоденусь торговцем. Повезу им воск, янтарь и мед. Разузнаю для начала, что и как...
— Я перекрашу твои волосы в черный. Натру твое лицо соком трав, от которого твоя кожа сморщится как у старика. Даже родные дети тебя не узнают... — говорит волхв и уходит.
ЗАМОК ОРДЕНА
Л. стоит посреди огромной залы и смотрит, не отрываясь, в серебряное зеркальце. Магистр подходит к ней сзади и с любопытством заглядывает ей через плечо. В зеркальце — мертвый В., залитый кровью, израненный мечами, пронзенный стрелами, с размозженной головой. Вокруг него уже кружат, осторожно подбираясь, вороны.
— Видишь?.. — взволнованно шепчет магистр, страстно глядя на Л., на ее шею и руки, желая, но не решаясь до нее дотронуться.
— Вижу! — Л. гневно бросает зеркальце в сторону. Оно со звоном отскакивает от каменного пола. — Вижу — кусок металла! Если мой муж умрет — я узнаю об этом первой! Но пока что он — жив!
Взгляд магистра становится жестче:
— Я мог бы взять тебя силой...
— Так отчего же не берешь? — она уперла руки в бока.
Магистр отступил, смутился, опустил голову, резко развернулся и быстро вышел, захлопнув тяжелую дверь. Стражник задвинул засов и повернул ключ в замке.
Магистр бегом спускался вниз по крутой винтовой лестнице. Отшвырнул в сторону солдата, встретившегося ему в галереее. Схватил факел и стал, что есть силы, бить им о стены, так что вокруг полетели огненные брызги, до тех пор, пока факел не потух.
Из темной ниши в стене вышел пожилой рыцарь и положил магистру руку на плечо:
— Брат, не хочешь ли ты исповедаться?
Магистр обернулся:
— Последний раз я исповедовался сегодня утром. С тех пор, признаюсь, сильно согрешил: треснул оруженосцу по загривку — слишком уж, лентяй, был неповоротлив. Отпускаешь ли ты, брат, мне это прегрешенье?
Старый рыцарь перекрестил магистра:
— Отпускаю, брат... И это все?
— Да, это все. — Магистр спокойно выдержал пристальный взгляд старика.
— На земле гнусных язычников, — продолжал старик, — нас, слуг Господних, подстерегают не только стрелы и копья, опасные для тела, но и великие соблазны, опасные для души. И это испытание — куда страшнее, чем открытая битва. Мы — духовные братья, и должны помогать друг другу выстоять...
— Воистину так... — магистр склонил голову в знак согласия.
— В замке, я слышал, жена князя В.?
— Да. И я не делаю из этого тайны. Пленив Л., мы сможем вертеть муженьком, как нам будет угодно. На благо ордена.
— Это хорошо. Ты поступаешь мудро... А так ли уж она, красива? Мужчины, говорят, теряют голову от ее женских чар? Отдают ей, как ведьме, свою бессмертную душу? Влюбляются в нее? Забывают о долге?
Магистр смиренно потупил взор и твердо отчеканил:
— Я влюблен в Деву Марию. И только.
Магистр вышел во двор.
Во дворе стояли трое связанных мужчин. К магистру подбежал солдат:
— Поймали проклятых язычников. Охотились в нашем лесу. За это полагается отрубить им головы.
— Ах, значит, головы?! — магистр обнажил меч. — Развяжите-ка их, да побыстрее. Дайте им оружие.
— Магистр, опомнитесь!
— Исполняйте, что велел!
Солдаты развязали мужчин, кинули им копья, топоры и мечи.
— Эй, ублюдки! — магистр сделал два вращательным движения тяжелым мечом. — Умрете в бою или желаете подохнуть как собаки?
Один из мужчин кинулся на магистра с топором, с размаху намереваясь расколоть ему голову сверху. Магистр отошел вбок, топор глубоко вонзился в землю, и тут же меч магистра отсек голову нападавшему. Второй язычник целился копьем в живот. Магистр отбил удар, развернулся вокруг своей оси, и его меч перерубил шею противника сзади. Третий напал, целясь мечом в шею. Магистр наклонился, и лезвие просвистело над ним. Он тут же подсек ноги нападавшему, одним легким, но молниеносным движением перерезав связки. Противник рухнули на колени, выронив оружие, и уперся в землю руками. Магистр спокойно, уже неторопливо прицелившись, со страстным наслаждением, отрубил ему голову. Пнул отрубленную голову ногой в толпу солдат. Те заулюлюкали, выражая свое одобрение, а магистр, довольный и немного умиротворенный, вытирал клинок об одежду одного из погибших.
Свидетельство о публикации №111043004490