Земля у нас большая

   Русь. Было. Было время спокойное. Бросали люди в озёра чистые невода, да ловили рыбу. В лес шли, из стволов мёд брали. Сеяли лён, рожь, репу. Разводили овец и коровок. Мужики пахали, бабы ткали. Но на беду пролетало чудище мерзкое - Жрумир трёхглавый и, увидав мир, остановилось его сжечь, а потом и вовсе здесь угнездилось. Слишком тут земля благодатная.
   
   - Кормите меня – приказало – а кто не будет передо мной на коленях ползать, смерть лютая тому и семье его.
   
   А поскольку зло всегда добра изворотливее, то скоро, где силою, а где хитростью весь народ поработило.
   
   Скоро и летописцы написали в грамотах, что сами его люди позвали на царство потому, что только и мечтали о рабстве. Следом монахи стали ходить по деревням уговаривать
   
   - Всякая власть от бога – говорили – легко вам было жить на свете, а нехорошо это, когда хорошо, вот и пришло испытание. Да не плачьте вот вам сказка: здесь плохо, зато на небесах хорошо будет. И возрадуетесь у престола Божьего. А у кого детей изрубят, или над женою надругаются, или дом сожгут, ближе всех будет в раю к трону Господа. А противится, не смейте. Значит надо так.
   
   Следом за ними ходила худая женщина одноглазая.
   
   - Вот - говорила она - что со мной испытания сделали. А пришёл Жрумир- кормилец и стало на земле русской справедливо. Это ничего, что голод и болезни. Лишь бы войны не было.
   
   Выходя же за околицу смеялась страшно, что находится, кто то доверчивый.
   
   А чуть погодя уже мороки расплодились.
   
   - Кто мы были без Жрумира? Разрозненные прутья. А теперь будто дубрава ветвями шелестит.
   
   - Как же это – стонали люди – как же это хорошо, когда теперь и войны и разруха?
   
   - А жизнь вообще так устроена. Если в других землях хорошо, не завидуйте. Зато у них нет святости.
   
   А Жрумиру теперь приходилось изворачиваться. В других землях цену его добру знали. Вот и приходилось постоянно со всеми ссориться. Двух зайцев убивал: и соседям хорошо не жилось, и свой народ истреблял, что бы не размножались, и трон не захватили. Хотя бывало и врывались и головы отрубали, но последняя голова постоянно плакала и лепетала бессвязно.
   
   - Что ж вы такие нелюди? Как вы без меня? Да кто б вы были без войн и голода? Вспомнить нечего. В писании сказано «всякая власть от Бога», а вы же православные. У мужика на роду написано – воевать, а если голову сложит от меня бесплатный памятник и уважение. Не ваше дело рассуждать. Я за всех вас тремя головами думаю.
   
   Вздыхали люди, да отходили ни с чем. А мороки чаще в каждую избу шныряли.
   
   - Тот, кто думает не так, как ему велят – враг. Как же без Жрумира? Без власти в стране голод, война и разорение.
   
   - А чем от теперешнего положения отличается? – спрашивали некоторые.
   
   - Враг. Враг. – кричали нечистые.
   
   Мороков вообще отличали по бессвязности и глупости «эта наша история и мы должны относиться к ней с уважением, какой бы она ни была», или «мы вынуждены идти на непопулярные меры», или «к такому то году наступит счастье».
   
   А Жрумир не мытьём так катаньем постоянно подводил к беде. Завёл себе бояр из тех русских, кто к предательству народа особенно усерден и дал им должности и всякие привилегии, что бы они помогали ему сидеть в белокаменном дворце. А тем никогда ничего не хватало, только плакались.
   
   - Никакой нет справедливости на свете – говорил один – брался я за подряд, соболей поставлять. Настреляли мне охотники пять тысяч. И всё ж таки пришлось штук десять в казну отдать. Недоглядел.
   
   Второй стонал:
   
   – А я взялся золото мыть на Урале. Тыщу пудов намыл, но пришлось по договору фунтов пять и в казну поставить. Моченьки нет, как больно.
   
   - О, счастливцы – рыдал третий – взялся я с лошадей шкуры на сапоги войску поставлять. И так , и эдак по грамотам закрывал недостачу, но пришлось двадцать шкур отдать. А ведь можно было всё продать и деньгу в карман положить. Сердцу больно, ах.
   
   И даже умирали от такого огорчения. Ну уж тут им почести были. Сам Жрумир выходил на балкон:
   
   - Какой гражданин умер. Всем вам пример, как жить надо достойно и с совестью в ладу.
   
   Человек грамотный, мысленно все эти слова переворачивал. Скажет Жрумир «Родина» значит надо понимать ему лично, что то надо, а не Родине. Скажет «народ православный» - в очередной раз ограбит. Ну а самое страшное если вдруг проскрипит «братья и сёстры», это значит он в очередную войну народ втянул, и пол-страны телами вымостит, но что б к нему не подобрались.
   
   А народ так привык к морокам, лиху и шептунам, что слова разумного уже слышать не хотел, а только такие жрумировы перевёртыши любил.
   
   Потому народ так и живёт. А Жрумир? Он и сейчас во дворце сидит. Воры скрываться совсем бросили. Напишут закон «такому то воровать можно потому, что он друг Жрумира» и продолжают. А чудище вовсю:
   
   - Люди православные… Родина… Единая…
   
   Вряд ли конец сказке.


Рецензии