Варенька Лопухина - Варенька 1
Однажды мама дала мне прочитать письмо. Обратный адрес удивил: Ираклий Андроников. Но ошибки не было. Начавшаяся переписка, а потом и приезд к нам Ираклия Луарсабовича помогли выяснить удивительные вещи. Мой пра-пра и.т.д.-дед, Фёдор Федотович Лопухин, привёз однажды из Москвы в Новочеркасск акварельный портрет своей покойной племянницы Варвары Александровны. Она была изображена сидя, в полупрофиль, в платье жемчужного цвета, в лёгкой голубой косынке, с букетиком незабудок в руке. Портрет много лет провисел в гостиной, а во время гражданской войны был повреждён снарядом. Пришлось вырезать и заключить в овальную рамку оставшуюся верхнюю часть. Потом семья переехала в Ростов-на-Дону. А во время Великой Отечественной войны пришлось срочно выехать из города. Портрет, как и другие вещи, остался в ростовской квартире. Соседи рассказывали, что там был немецкий штаб, потом видели, как погрузили и увезли часть вещей, а вместе с ними, видимо, и этот портрет. До встречи с Ираклием Луарсабовичем никто в нашей семье не связывал эту реликвию с именем Лермонтова, да и у самого Андроникова сначала не было в этом твёрдой уверенности. Но, как часто бывает в таких случаях, решающей оказалась незначительная, на первый взгляд, деталь.
- Не было ли на портрете родинки? – спросил Андроников.
Уж не та ли родинка на правой щеке у Веры, о которой не раз упоминает Печорин?
- Нет, не было. Хотя… Какое-то тёмное пятнышко, может, случайное. Над бровью, ближе к переносице.
Надо было видеть реакцию Ираклия Луарсабовича! Всё правильно! Это у «литературной» Веры родинка была на правой щеке, а у Вареньки – над левой бровью, и Лермонтов обязательно изображал её на всех портретах. Значит, это была акварель Лермонтова. Значит, на портрете – та самая Варенька Лопухина, к тому времени уже Бахметева, которой он посвятил столько стихов и описал под именем Веры. И этот портрет не сохранился! Попутно выяснилось, что Варенька приходилась Лермонтову дальней родственницей по линии матери. А значит, и к нему я имею какое-то, пусть даже отдалённое отношение.
Надо ли говорить, что после такого открытия я стала перечитывать Лермонтова. Открыла для себя драму «Два брата», в которой Лермонтов описал историю своей любви и первую встречу с Варенькой в Москве после её замужества, но придумал двух братьев: прагматичного эгоиста Александра и безрассудного романтика Юрия. Оба страстно влюблены в Веру Лиговскую (Вериньку). Сколько предположений высказано ими о её замужестве! Расчёт? Погоня за богатством и красивой жизнью? Любовь? Ну, нет, только не это. Братья, а вместе с ними и Лермонтов, абсолютно уверены: она не может быть счастлива с другим.
Тема продолжает развиваться в романе «Княгиня Лиговская». «Двойной» образ слился в один и приобрёл имя – Григорий Александрович Печорин. На этот раз наблюдается «раздвоение» Веры. Весёлая, непосредственная Варенька Печорина (Варвара Александровна) и печальная, страдающая княгиня Вера – близкие подруги, родственные души. Зачем Лермонтов включил в роман сестру Печорина, не влияющую на основную сюжетную линию? Возможно, для контраста: его возлюбленная «раньше» и «теперь». Эта мысль и потом, в стихах, не раз им обыгрывалась. А может, молоденькая, немного легкомысленная Варенька должна была напомнить Вере и Печорину о их юности? Роман «Княгиня Лиговская» остался незаконченным, а с Печориным и Верой мы встречаемся в «Герое нашего времени».
Узнала я и некоторые подробности биографии Лермонтова. Уехав в Петербург, он за три года не написал Вареньке ни одного письма, хотя и спрашивал о ней в письмах к другим, а до неё доходили слухи о его влюблённости в Сушкову (вот откуда в «Княгине Лиговской» появилась «некрасивая история»). Видимо, поэтому Варенька и решилась на замужество. Для Лермонтова это стало тяжёлым ударом. Порой в его произведениях проглядывала обида, звучали упрёки по отношению к ней, но он ничего не мог поделать со своим чувством. Несколько раз он встречался с Варенькой уже после её замужества, тогда и написал её портреты, а до последних дней своей жизни посвящал ей стихи. Муж всю жизнь ревновал Вареньку к Лермонтову (а как иначе могло быть?), он потребовал отдать все его автографы и акварели родственникам. Варенька пережила Лермонтова всего на 10 лет, категорически отказавшись лечиться от тяжёлой болезни.
«Хочется думать, что и сцена Печорина с Верой в гроте, и её двойное замужество, и в особенности её ночное свидание в Кисловодске придуманы Лермонтовым…», - пишет один из литературоведов Н.Пахомов. Что касается двойного замужества - да, придумано. А насчёт остального - неизвестно. Происходило ли то, что описано в «Княжне Мери» на самом деле или является авторским вымыслом? Ограничились ли встречи замужней Вареньки с Мишелем позированием для портретов? Этого я не знаю, да и не пытаюсь узнать. Пусть хоть что-то останется их тайной.
Свидетельство о публикации №111043002154
С интересом и волнением прочла и впечатлилась! С уважением и благодарностью,
Вроде Автору не дозвонилась,хотя живём недалеко друг от друга.
Большое Спасибо!!!
Канаева Нина 18.01.2018 18:31 Заявить о нарушении
Варенька 2 18.01.2018 18:48 Заявить о нарушении
уважением,
Канаева Нина 19.01.2018 12:09 Заявить о нарушении