Пляска шамана

Бубен грохочет глухо,
Бряцает талисман.
Это сзывает духов,
Пляшет-кружит шаман.

Грани меж явью и снами
Стирает экстаз-дурман -
И прямо в жаркое пламя
Делает шаг шаман.

Тьма и полёт куда-то...
В клочья порвав туман,
Эхо странных раскатов
Слышит вдали шаман:

Бубен грохочет глухо,
Бряцает талисман.
Это сзывает духов,
Пляшет-кружит шаман.


Рецензии
Не может быть!
пляс - плясать - это цыганочка с выходом, Комаринская, Яблочко, полька, гопак и т.п. Не думаю, что шаман, исполняя обрядовый танец, выкидывает коленца украинского гопака.
«... Кружит в танце шаман», а не "пляшет".

Любовь Терехова   28.04.2011 16:52     Заявить о нарушении
Может :)
Танец - танецевать - это вальс, фокстрот, танго, полонез, менуэт, самба, и т.д. Да и то, что вы перечислили - это тоже танцы, кроме, разве что, Камаринской.

Дело в том, что танец это чаще всего искусство, ну а пляска - действо, у шаманов - мистическое. Танец каноничен и утончён, пляска импровизационна, дика и необуздана, как природа.

Так что шаманы не показывают хореографически поставленный номер. Они не учатся разным коленцам и па. Все движения шамана идут из подсознания, и в каждом конкретном случае они разные. Танцем это ну никак не назвать. Даже обрядовым. Обрядовые танцы проводят другие люди, при других обстоятельствах и для других целей.

Ну а подробнее про пляски якутских шаманов, если интересно, можете почитать здесь: http://www.sakhaopenworld.org/ilin/2001-2/52.htm

Деша Давыдов   29.04.2011 10:45   Заявить о нарушении
А гопак, цыганочка, яблочко заимели хореографию лишь благодаря Ансамблю песни и пляски под руководством Александрова, вообще-же это пляски народные, национальные.

Любовь Терехова   29.04.2011 19:43   Заявить о нарушении
Ну давайте посмотрим.
Гопак - считается украинским народным танцем (а не пляской). Но в принципе изначально это был комплекс воинских упражнений, исполнявшихся под музыку казаками в Запорожской Сечи. Боевой гопак, как вид единоборств и сейчас практикуется в Украине.
То есть это уже никак не может быть не народной пляской. Вся его бесшабашность, все его коленца идут от практический движений, применявшихся в реальном бою. Схожим примером может служить бразильская капуэйра, тоже потихоньку разделившаяся на два направления - танцевальное и боевое.

Цыганочка, или «Цыганская венгерка», появилась в России в 19 веке. Автором музыкальной основы танца считается дирижёр цыганского хора Иван Васильевич Васильев, прямой предок популярного в СССР исполнителя цыганских песен Николая Николаевича Васильева. Не народное.

Танец "Яблочко" - был изобретён не в России, а в Великобритании. Назывался он хорнпайп, сформировался в середине 18 века и вначале танцевался исключительно мужчинами в ботинках на жёстких подошвах.Русские матросы заимствовали у англичан движения хорнпайпа, наложили на музыку частушки времён Гражданской войны, добавили немного народных плясовых элементов, кое в чём упростили и вуаля - появилось знаменитое "Яблочко", которое почему-то все считают русским народным.

Деша Давыдов   30.04.2011 03:40   Заявить о нарушении
В конце XVIII в. искусство цыган уже являлось неотъемлемой частью музыкального быта Москвы. Тон в этом новом увлечении задавал живший здесь в почетной отставке екатерининский вельможа граф А.Г. Орлов-Чесменский, первый богач России и большой любитель простонародных забав - он лично участвовал в кулачных боях, свертывал пальцами серебряные рубли, завязывал узлом железную кочергу, мог повалить быка за рога. Его подмосковная усадьба Нескучное, всегда полная гостей, была, по преданию, местом, где выступали первые московские артисты-цыгане из крепостных графа, составлявшие хор под управлением Ивана Соколова. Имеются документальные свидетельства о том, что в 1791 г. цыганские песни и пляски входили в распорядок жизни подмосковной усадьбы князя И.В. Несвицкого, в 1790-х годах в крепостном театре графа А.Р. Воронцова (Ачабухи Тамбовской губернии и Андреевское Владимирской губернии) шла русская опера "Цыган" - ее композитор и либреттист неизвестны .
Это было новшество, сменившее угасшую моду на украинских бандуристов, существовавшую в высшем свете во времена супруга императрицы Елизаветы графа А.Г. Разумовского, в юности украинского пастуха, начавшего свою столичную карьеру в качестве придворного певчего. В то же время цыганское пение русских народных песен воспринималось в обществе как патриотическая антитеза широко развившемуся в России музицированию на западноевропейском репертуаре, сравнения с которым русская доглинкинская музыка выдержать не могла.
В 1805 г. на празднике в доме А.Г. Орлова-Чесменского в честь президента Академии наук княгини Е.Р. Дашковой единственная дочь графа 20-летняя Анна по просьбе отца исполняет перед гостьей цыганскую пляску, и в этом же году поэтический диалог И.И. Дмитриева и Г.Р. Державина открывает для русской литературы обаяние "цыганщины" сценой праздника на кладбище в Марьиной Роще.

Почитайте на досуге:
1. Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока 1558-1561 гг. Изд. Х.М. Лопарева. Православный Палестинский сборник. Т. 6. Вып. 3. СПб., 1887. С. 15-16.
2. Е.М. Кузнецов. Из прошлого русской эстрады. М.: "Искусство", 1958. С. 66.
3. И. М. Долгоруков. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни. Пг., 1916. С. 199.
4. Т. Ливанова. Русская музыкальная культура XVIII в. в ее связях с литературой, театром и бытом. Т. 2. М.: Музгиз, 1953. С. 277.
5. Архив села Михайловского. Т. 1. М.: 1898. С. СХII. Ср. Б.С. Штейнпресс.

Любовь Терехова   30.04.2011 17:36   Заявить о нарушении
Д.С. Соколов. Нескучное, бывшая подмосковная графа Орлова-Чесменского. М., 1923. С. 51.

Любовь Терехова   30.04.2011 17:45   Заявить о нарушении
Юрий Сергеевич Рытхэу - внук шамана - родился на Чукотке в 1930 г., роман "Последний шаман", в котором очень ярко и достоверно описано камлание шамана, называет движение шамана вокруг костра танцем. А уж Рытхэу знал, о чём он пишет.

Любовь Терехова   30.04.2011 18:31   Заявить о нарушении
За историю о "Яблочке" спасибо повторю, ибо как-то вообще ею не интересовалась, а вот лабуду относительно боевого гопака времён Сечи Запорожской, высосанную из пальца украинскими националистами, комментировать не увольте, достаточно того, что гоголевского "Тараса Бульбу" эти литературоведы так изуродовали, что ни царской, ни даже совдеповской цензуре не снилось, хотя рукопись этого произведения в целости-сохранности хранится в Московском музее (подлинная, кстати, как и первое издание книги доревлюционное).

Любовь Терехова   30.04.2011 19:44   Заявить о нарушении
Очепятка вылезла *"ну увольте"
добавлю, что упомянутая вами мелодия Цыганской венгерки как и стихи Аполлона Григорьева "Две гитары за стеной жалобно заныли... "О говори хоть ты со мной, гитара семиструнная..." появились на свет божий в 1857 году как дань увлечению светского общества романсом. ☺

Любовь Терехова   30.04.2011 21:34   Заявить о нарушении
По поводу "Цыганочки". Мы говорим про неё конкретно или про цыганские пляски/танцы вообще? Цыганочка - не народное произведение (о чём было сказано выше), цыганские пляски - другой разговор. Хотя и они во многом являются заимствованиями из танцев других стран. То есть это уже переработка, переосмысление и т.д. А при этом теряется первичный замысел, теряется смысл и цель. То есть и получается, что остаётся танец ради танца, а не, допустим, обрядовая пляска.

По поводу гопака. Не стану что переубеждать вас, вижу в этом нет смысла, хоть вы и не приводите никаких доводов в пользу вашей точки зрения. Но осмелюсь заметить, что основывать свои убеждения исключительно на симпатиях или антипатиях - это путь в конце концов уводящий в сторону от истины.

Что же касается Рытхэу, то романа не читал. Однако нарыл такую информацию (источник, правда, не очень - Википедия, но думаю тут можно поверить):
"После распада СССР в новых постсоветских странах Юрия Рытхэу перестали печатать. Однако через Чингиза Айтматова он познакомился с немецким книгоиздателем Люсьеном Лайтисом, который заключил с писателем контракт на издание его произведений на немецком языке и стал его литературным агентом. Произведения Рытхэу стали выходить во многих странах мира: Франции, Финляндии, Нидерландах, Италии, Германии, Испании, Японии и других. /../ В России сложилась противоположная ситуация, последняя книга писателя «Путешествие в молодости» вышла в 1991 году."
"Последний Шаман" вышел в 2004 году. Так что, сильно подозреваю, что "танец" - отсебятина переводчика. Хотя, может, я и ошибаюсь.
Но даже в этом случае моя фраза с "пляской шамана", согласитесь, уже имеет право на жизнь. А это означает, что мы продолжаем спорить просто ради спора :)

Деша Давыдов   04.05.2011 03:56   Заявить о нарушении
Ваша Википедия бессовестно врёт: Роман Абрамович издавал и продолжает издавать книги Рытхэу.

Любовь Терехова   04.05.2011 13:11   Заявить о нарушении
Не суть столь важно.

Деша Давыдов   04.05.2011 16:07   Заявить о нарушении