По конкурсу фил. лирики Покаяние, ч. 2
А теперь приведу характерные примеры ошибок на конкретных примерах (все примеры стихов даны в орфографии и пунктуации их авторов).
( СТИХИ С ОШИБКАМИ, как бы хороши они по содержанию ни были, на конкурсах ОТБРАКОВЫВАЮТСЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ рассмотрения! )
1. Повторы одного и того же слова в строфе или в стихотворении, однокоренные рифмы:
№1
Но теперь за свечою я ставлю свечу,
В воск горячий вложив свои лучшие речи.
Верю в то, что когда в Отчий дом улечу,
За меня говорить будут эти горящие свечи.
(в одном катрене трижды слово «свеча» употреблена)
№2
Всему приходит в жизни свой черед -
Кто ползает и постигает счастье,
Кто на ногах своих и без забот
Перенесет в ней множество несчастий !!!!!!!
(срифмованы однокоренные слова, кроме того в этом же стихотворении– в других строфах - уже раз встречалось и «счастье» и «несчастье )
№4
И так всю жизнь: проблема за проблемой,
А их решенье, в общем, суета.
Когда уйдешь – решатся все проблемы. (проблемой - проблемы)
Бессмертна в этом мире лишь душа. (нет рифмы: суета-душа)
№5
Когда-нибудь, я может, научусь,
Не мерить будущее опытом прошедшим,
На этой вере ненадолго задержусь,
Чтоб сохранить твой образ, брошенно- ушедшим... (прошедшим-ушедшим)
2. Потеря рифмы, плохие рифмы (примеров подобных ошибок было куда больше, чем даю здесь! )
№6
Я растворился в пустоте,
услышал сердцем, неба глас,
Душа пуста, горит в огне,
и мысли плавит словно град. (глас-град)
Увидел детское лицо,
глаза, исполненны мечтой.
Кругом творятся чудеса, (лицо-чудеса)
мир, рапростёрт передомной
№7
Которые и сказаны-то вскользь,
Но смысл которых болью жжет мне душу.
И разъедает словно ветошь моль !!!! (вскользь-моль)
Вопрос, что выбрался на этот раз наружу.
(последняя строка по смыслу …. забавна, между тем, эти стихи по недосмотру были даже номинированы!!!)
№8
Я роль играла не свою.
Мой путь – притворство беспросветное.
Сменила масок – не одну, !!!!! (свою-одну)
но не нашла ее – заветную. (беспросветное - заветную)
Была женою, не любя.
Любила тех, кто недостоин.
«А ля» трагедия моя. (любя-моя)
Надеюсь, Жизнь, на роли новые!!!!! (не достоин – новые)
№9
Эх, судьба моя - злодейка,
Как тебе меня не жаль?
Сколько можно мЕня мучить? (злодейка-мучить)
Не нажмёшь ли на педаль?
Пропусти вперёд удачу,
Счастье, радость пропусти
Не забудь ещё – здоровье, (удачу-здоровье)
Да и денег прихвати,
Ну, а горечи, печали
Ты ко мне не подпусти…
Пусть они промчаться мимо, (печали-промчаться)
Не коснуться никого,
Неужели в этой жизни (мимо-жизни)
Мы не стоим ничего?
№10
Опять ползёт земное чудо в бездну
Непрошенных наивных светлых снов…
Я выстрадаю этот миг нетленный (бездну-нетленный)
И вновь вернусь другой…Создав свой кров
Пройду по грани мудрого сознанья,
Откину неземную сферу-длань, -
И потому я помню и тоскую (сознанья-тоскую)
По наважденью, давшему мне рай… (длань-рай)
Реально всё моё происхожденье,
Реальны все упавшие слова…
Мне жизнь сейчас дана для вдохновенья, (происхожденье-вдохновенья)
Дарован путь для мира и добра… (слова-добра)
3. Незапланированное нарушение ритма, распады ритмического ударения
№11
Где впервые увидела сына глаза
и услышала "мама",-что мне он сказал...
Где однажды с малышкой я в церковь пришла:
крёстной дочкой пред Богом её назвала...
Жизнь...,так много подарков твоих...
Я в душе берегу...И с собою ношу...
И я Бога всем сердцем молю и прошу:
-Ты позволь мне с собою забрать их в тот миг,
кОгда кончится жизни дорога моя,
и отправлюсь я в горние (к предкам) края....
- в середине строфы изменился ритм
-«кОгда» – естественное ударение слова не совпадает с ритмическим – произносим его с неверным ударением.
№12
Дай руку, и летим скорей!
В полётах жизнь стихом воспета.
Мы оптимисты до кровей -
детИ лучистого рассвета!
«детИ»– несовпадение естественного ударения слова «дети» с ритмическим, требующим ударения на втором слоге)
«Оптимисты до кровей?» Вы слышали такое выражение? Я – нет.
4. Употребление слов с неправильным ударением (не путать с распадом ритмического ударения)
«Что касается неправильных ударений, то и это в стихотворных произведениях мне кажется допустимым», - сказал мне один очень хороший поэт нашего сайта. Поэт он действительно замечательный, только вот с его мнением я не согласна. Слишком люблю свой родной язык, чтобы позволять его искажать и находить для этого оправдания …поэзией. Поэтому отбраковываю слова с безграмотным ударением безжалостно!
№13
Так во мне бытие суетнОе (правильно: сУетное)
Породило сомнений печаль,
А в печали до боли родное –
Понимания светлый причал.
№14
Не согревай свою душУ (правильно дУшу)
Испитым ядом многократно.
Ты помни об одном, прошу,
На свете у всего есть плата
№15
Неся покаянье вам, дети
Я верю, сгорая в огне,
В закате ль зарёю, в рассвете
Вы вспыхнете в лучшем поэте
И душу облЕгчите мне (правильно «облегчИте»)
№16
В последнее мгновенье будет миг –
У каждого, когда янтарным светом
Вдруг озарится жизнь. Душа пострИг (правильно «пОстриг»)
Великий грозный примет, в забытьё
Уже впадая медленно при этом,
2. Неправильные словосочетания, престранные обороты речи, дикие образы
Это самый веселый раздел. Он у меня проходит под лозунгом «Как говорим, так и пишем». Говорим мы, как вы уже догадались, подчас очень небрежно, вольно используя известные идиоматические выражения. А иногда и просто ради рифмы и оригинальности создаем на ходу такие дикие образы, что наслаждаться их звучанием можно только, если не вдумываться в логику изложения и общий смысл. Но это мне не всегда удается…
В этом разделе я приведу не только примеры безграмотной речи, но и прицепившиеся к ним ошибки других типов.
№17
Сон на крещенье снился мне давно,
Я в храме каялся толпе ушедших,
Они внимали, как в немом кино,
Лишь отсвет свеч в нарядах их обветших.!!! (нет слова «обветших» - обветшалых!)
№18
Скитаюсь я, в душевных муках,
Забыв куда, кому живу.
В обрывках фраз, горелых звуках,
Подсказку, от кого-то жду.
(Не знаю, нужны ли здесь комментарии? Что за «горелые звуки»? От прочтения данного шедевра я и сама забыла «куда кому живу»!!!)
№19
Поток сознания или стихотворение с накрученными для оригинальности и рифм образами, смысл многих из которых для меня кажется пародийным:
… Вот и время подводить итог. Может, под статью иль монастырь.(!!!!!)
Сматывает снасти шапито. .(!!!!!) Клоуны остались не в чести….
…Это время не свернуть в дугу. .(!!!!!) И бараний рог допит до дна. .(!!!!!)
Я, по правде, больше не могу. Потому что ложь не спит одна… .(!!!!!)
….Вот какой не выдался финал. .(!!!!!) Выдачи не будет из колод.
Гаснут лица, титры, имена от смешенья красок и пород.
Нас попросят выйти дружно в сад, .(!!!!!) из себя, .(!!!!!) тихонько семеня…..(!!!!!)
Кстати, как вы думаете, о чем эти стихи? Это образное описание …..последних дней нашей жизни!!!!
№20
Господин банк не снял, как обычно,
А фортуну в мой дом занесло. !!!!
Я взяла,по старинке, привычно !!!!
В огрубевшие руки весло. !!!!
Благость божия хлынула разом… !!!!!
С той поры до почтенных седин !!!!
Ни в борьбу я не верю, ни в разум,
Только в Бога – ведь Он триедин. !!!!!
Комментарии излишни. Или нет?
№21
А вот душераздирающая картина мирской грешной жизни:
Грубые, бессмысленные фразы…
Сотни обвинений без причин…
Вылиты ушаты всякой грязи…
Злоба – зло, сжирающее мир! !!!!!!
На кулак мотали свОи нервы… !!!!! (здесь же - свОи- распад ритм.ударения)
А потом сосали валидол… !!!!!
Бесполезно, без нужды и меры…
Лили слезы в скомканный подол…!!!!!
№22
Еще один шедевр покаянной лирики:
Так на сердце скребёт, словно кошка
Точит когти, свои по доске
Может выпить мне водки не множко !!!!
И расслабиться в пьяной тоске
Нет, такое подходит едва ли
Водкой этих проблем не решить
Надо вместе, родные мне с вами
И в любви, и в согласии жить
№23
И в бессилии, как сквозь стекло, наблюдать свОю гибель. (свОю –ритм. ударение)
Замирать от восторга пред чьим - то великим твореньем.
И бесчислием ран на душе пересчитывать прибыль, (нет слова «бесчислие»!)
расплескав по бумаге дожди и стихов озаренья.
№24
Мечта как ускользала, так и удалится прочь,
Не обращая на тебя как день ненастный. (есть выражение «не обращая внимания»)
№25
Лабиринт судьбы - как плен:
Ищем клад - находим тлен. (странное представление о «плене»!)
В вечных поисках проблем
Мы пробьем немало стен!
Жизнь у всех бывает разной:
То тюрьма, то - снова праздник. (других альтернатив нет!!!!))))
Только суть одна и та ж:
Что ни видишь - все мираж.!!!!!
№26
Мы прозябаем жизнь !!!!!! напрасно, (« прозябаем жизнь»???)
Когда пихаем другого в спину, !!!!
О как же гадко, как же грязно,
И как же все необратимо.!!!!!!
(я бы еще поняла «неотвратимо», но здесь именно «необратимо»: еще как жаль, что «пихание в спину» к нам не возвращается))))
После того, как мы немножко посмеялись над собой (не надо думать, что кто-нибудь из нас никогда не писал подобных ляпов! -я писала и не раз!!!), поинтересуемся, а что же у нас хорошего???
Хороши у нас наши победители. Вы можете почитать их стихи по ссылке в Итоговом Протоколе: http://www.stihi.ru/2011/04/26/3277
Вкусы у всех разные. Я могу только привести примеры тех стихов, что понравились мне:
1.
Прости меня , Господь за жизнь мою!
За то, что я живу не по Писанью!
За то, что нищим я не подаю…
За вольный взгляд на карту Мирозданья!
За то, что я не по своей вине,
Любил и чтил, и верил… не Тебе!
Прости меня, что не был я крещён.
Прости меня за то, что не прощён…
За Ненависть прости и за Измены!
За то, что в доме без Иконы стены…
Прости за Женщин, уходящих в утро!
За чинопочитание Кому-то…
За то, что утром, вечером и днём
Сгораю не Божественным Огнём…
Что в сорок лет, в пятнадцать тысяч дней,
Врагов намного больше, чем Друзей…
/Галич/
2.
…И запах скошенной травы, прощальный запах увяданья
Тебе поведает о том, о чем не скажется в словах:
Как изнурительно больны, неизлечимы опозданья,
Как лихорадочно знобит упущенное впопыхах.
Еще не холодно. Еще цветов подбрасывает лето,
И не заношен до седин наряд высокой синевы,
И зимних бабочек рои еще не вылупились где-то,
Чтобы обрушиться на мир… Но запах скошенной травы
Тебя преследует, идет вслед за тобой от дома к дому,
Он пробирается в подъезд, в квартиру входит без ключа.
Как будто просит вспоминать о чем-то прежде незнакомом,
Что невозможно оживить, осилить, заново начать.
И эта срезанная жизнь, уже подернутая тленьем,
За твой цепляется подол, но, не склоняя головы,
Ты пролетаешь над землей, горя незрячим нетерпеньем.
И за тобою – пустота. И запах скошенной травы.
/Инна Заславская/
3.
От прошлого не открестишься,
Не спрячешься в мире теней.
Живу непрощёной грешницей
Среди непростивших людей.
Пришита к нам намертво память,
Не рвётся суровая нить.
И мне – ничего не исправить,
И вам – ничего не забыть.
Стою у последнего края,
И страшно черту перейти
Без кроткого вздоха: «Прощаю»,
Без горькой молитвы: «Прости».
/Евгения Ткалич/
Свидетельство о публикации №111042606815
Всё прочитала и даже скопировала себе. Возникло несколько вопросов.
В связи с этим, если можно, остановлюсь на этих трёх стихотворениях-победителях, которые понравились Вам и приведены в качестве примеров.
Первое место – автор разбил стихотворение на двустрочия. Когда посмотрела на рифму, сразу задалась вопросом: почему все двустрочия рифмуются, кроме первых двух? Здесь была бы перекрёстная рифма, если
бы автор выделил в катрен. А почему нельзя было написать так:
Прости меня, Господь, за жизнь мою,
За то, что нищим я не подаю…
За то, что я живу не по Писанью,
За вольный взгляд на карту Мирозданья!
Кстати, не увидела чёткости в мужских и женских рифмах, двустрочия рифмуются, как хотят. Отдавая должное глубокому раскрытию темы автором, и беря во внимание такой строгий подход судей к конкурсным стихам, и то, что Вы привели это произведение как образец, задаю такие вопросы. Может, чего-то не понимаю?
В пункте третьем Вы говорили о незапланированном нарушении ритма, приводили как пример вот эти строки:
-Ты позволь мне с собою забрать их в тот миг,
кОгда кончится жизни дорога моя…
А не такая ли ошибка в стихотворении Инны Заславской:
И зимних бабочек рои еще не вылупились где-то,
ЧтобЫ обрушиться на мир… Но запах скошенной травы…
Если «да», то получается, стихотворение нужно было отбраковать еще на первом этапе? Это абсурдно, стихотворение-то хорошее. Или есть порог количества ошибок?
А теперь несколько ремарок по стихотворению, занявшему третье место. Оно написано анапестом, вторая и третья строфы безупречны, а вот первая сразу же обратила на себя внимание: почувствовала, что-то не то с ритмом, и дальше, подумав, обратила внимание, что автор использует в стихотворении чередование мужских и женских рифм, а первая и третья строки – с дактилической рифмой:
От прошлого не открестишься, - I - - - - I - -
Не спрячешься в мире теней. - I - - I - - I
Живу непрощёной грешницей - I - - I - I - -
Среди непростивших людей. - I - - I - - I
Вот такие возникли вопросы. Была бы рада услышать Ваше мнение по этому поводу.
Конечно, ни к кому не имею никаких претензий и поздравляю победителей!
Еще у меня остался один вопрос, но это позже, если можно.
С уважением,
Ольга Скворцова 27.04.2011 17:02 Заявить о нарушении
Начну с того, что то, что нравится мне, и то, как реально проголосовала моя команда, не всегда одно и то же. Я в большинстве конкурсов сама не голосую, а влиять на выбор других могу только единственным способом – заменой судьи в следующем конкурсе в случае, если наши с ним взгляды на стихи слишком часто не совпадают. А еще - изложением своего мнения по номинированным стихам ПОСЛЕ голосования.
А теперь к делу.
Отбраковка стихов на первом этапе предполагает такие грубые ошибки, как непланируемый сбой ритма, потеря рифмы, безграмотное употребление оборота речи, слова, безграмотного ударения.
Ритмический распад ударения впечатление портит, но многими поэтами принимается как норма (я к ним не отношусь и подобные стихи отбраковываю), некоторые из моих судей это большой ошибкой не считают ПРИ НАЛИЧИИ других явных достоинств стихотворения. В данном случае я с ними согласна - стихи Инны Заславской мне понравились, несмотря на этот небольшой и одиночный распад ритмического ударения. Больше того – и тема этого стихотворения не была прямым «покаянием», но оно написано в столь смиренном и покаянном «настроении», что воздействует сильнее, чем иное прямое «самобичевание»
Теперь по стихам Галича. Я нигде – ни в одном учебнике стихосложения - не видела запрета на смену типа рифмовки (перекрестной на парную или охватную) для стихов, не относящихся к ТВЕРДЫМ формам. Больше того, я специально интересовалась этим вопросом, отчего в моих «Чайниках есть статья с разбором стихов известного поэта Вячеслава Иванова, намеренно меняющего тип рифмовки в строфах –см . «Поговорим о строфе» http://www.stihi.ru/2010/10/12/4813. Так что смена типа рифмовки (при сохранением метра) - это не повод для отбраковки.
По третьему стихотворению могу сказать то же самое – не безупречно по типу рифм, но если и есть там техническая погрешность, то она не воспринимается на слух, как грубый диссонанс, не портит общего художественного впечатления. На фоне многих безупречно чистых, но скучных стихов, это произвело на меня сильное впечатление.
Не считайте меня формалисткой. Я не знаю, сколько и каких мелких погрешностей можно считать поводом для отбраковки. Ориентируюсь на слух и на свое внутреннее ощущение. Единственное, чего я не переношу и не прощаю в стихах, это искажение норм литературного языка, бессмысленных образов, неграмотных ударений – особенно, в лирике. Ну, и конечно, потери рифмы.
Ритм стиха тоже не обязан везде быть однотипным (иногда это просто утомляет!), но всякое его изменение должно восприниматься на слух гармонично, быть продуманным шагом, иметь причины для этого изменения (например, внесение смысловых акцентов!).
С уважением!
Алкора 27.04.2011 18:10 Заявить о нарушении
Я тут тоже поискала информацию в Интернете - очень интересно оказалось. Век живи - век учись, особенно если ты филолог. С улыбкой,
Ольга Скворцова 28.04.2011 00:00 Заявить о нарушении