Специальная теория времени

ОГЛАВЛЕНИЕ.


1. Предисловие.



2. Алгоритм живой вселенной.



3. Стрелы времени.



4. Список используемой литературы.






1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

Нет причин отказывать Богу в присутствии в научной картине мира. В хаосе неопределимы объективные приоритеты, что неизбежно приводит к логическим тупикам. Логика флуктуации не всеобща и её претензии на выход вовне подразумевают глобальное структурирование, что уводит от объективности. Кроме того, как найти основание для утверждения одной логики над другой, из соседней флуктуации. Такие поиски ведут к экзистенции. И как следствие – судорожное нагромождение посредников и плохой аппетит. Научная мысль человечества вяжет образы мироздания, начиная с середины. А значит, её результатом могут быть только петли, но никак не свитер. Для изготовления какой-никакой одёжи необходима хотя бы примерная выкройка, и это место идеально подходит для Бога, как для чистой науки, и всё остальное сущее необходимо должно обладать научностью. Нелепо было бы полагать Бога, как предмет для деятельности сегодняшних физических и социальных исследований, но возможно это мешает нам перейти от производства пряжи к изготовлению изделия.


Итак, Бог. Непременно, это – Абсолют во всех смыслах. То есть:  един, единственен, безошибочен, вездесущ (а значит, компетентен), активен (бытие мира – его деятельность). Он – Творец, и его активность это отнюдь не обеспечение сохранности, совсем не гарант законности и никак не разработка обязательных для исполнения директив. Необходимо подчеркнуть внутреннюю тройственную структуру Бога, как свободного творца – автор, процесс и результат. Принадлежность свободы не ограничивается только автором. Процесс и результат не менее свободны. Тогда привычные нам философские категории выступают как атрибутивности. Вечность – автора, Бытие – процесса и Пространство населённое вещами – результат – функция определяющее следующее состояние не линейно, а вероятностно. Мир не описывается законами, он определяет эти законы. Это физика Бога (как манера ведения боя боксёром – физика спортсмена).


Абсолют геометрически представляет собой шар. Физически это вечный шар. Здесь нет математики, она здесь беспочвенна. Здесь нет числа, ибо число это отношение. Здесь нет цифры, ибо цифра это агент передачи отношения. Для появления математики необходимо ввести виртуальное метапространство. Несуществующее. Исключительно геометрию. Метапространство, логически определяемое как false. Тогда, как Абсолют – true.


Всё это дефинирование Бога предпринято мной вовсе не для того, что бы очертить предмет исследования, а напротив, что бы вычеркнуть то, что недоступно никакой эмпирии и направить взгляд на оставшееся.




2. АЛГОРИТМ ЖИВОЙ ВСЕЛЕННОЙ.

1. Вселенная представляет собой абсолют, окружённый пустотой (рис1-1) Касаемо абсолюта, - нет никакой возможности его исследования, и его физика представляется, как единственная тайна. Пустота известна как отсутствие.


2. Актом неопределяемой природы АБСОЛЮТ  А населяет пустоту абсолютом А1.(рис1-2) Причём абсолют А1 не знает о существовании АБСОЛЮТА  А; так как иначе АБСОЛЮТ  А утратил бы единственнотайность, то абсолют А1 начинает свою жизнь с нулевым опытом. Началом со-знания. Сознание абсолюта А1 пусто от опыта и начинается «знанием» направления к АБСОЛЮТУ  А (другого здесь просто нет).


3. а) Опыт АБСОЛЮТА  А содержит знание действия «творения А1».   б) абсолют А1 совершает единственно возможное действие: движение к АБСОЛЮТУ  А, достигает его и прекращается. Здесь нигде нет начала Движения. Движение - категория. Стихия. Движение стартует начатым. Прекращение  абсолюта А1 ¬– приобретение АБСОЛЮТОМ  А опыта абсолюта А1. в) В сознании отложился опыт «вперёдЯ» и «стопЯ», а в понятии сформировался динамический образ движения «от одного Я до другого Я». Три мига. Понятие абсолюта А1 формируется как карта местности - «знание» направления и эмпирический опыт движения – «знания» мира.  г) эмпирический опыт – сознание жизни абсолюта А1 – мысль, означаемая опытом геометрически содержит 3 этапа (рис 2-1). Это событие 1этап: состояние старта с нулевым опытом, 2этап: эмпирическое знание движения, 3этап: отсутствие абсолюта А1, информационное содержание мысли – конечное знание, след, возможность идентификации. Материю.  д) карта местности пуста на этапе1 и содержит след на этапе3. изменение карты местности этап1(материя=0) – этап2(материя=1) – возникновение Пространства, вырожденного Времени, отпечатка событий. Изменение пространства – знак произошедшего события.  ж) Теперь опыт АБСОЛЮТА  А содержит:  опытА (знание действия «творения А1»+знание действия получения опыта А1). +опытА1(карта местности, оно же знание направлений(шаг1на рис2-1) +опыт движения, он же дление).


4. а) актом неопределяемой природы АБСОЛЮТ  А населяет  вселенную {Абсолют А, Абсолют А1} абсолютом А2(рис 1-3); причём абсолют А2 получает «знание» направления к  АБСОЛЮТУ  А. б) абсолют А2 совершает единственно возможное действие: движение к АБСОЛЮТУ  А, достигает его и прекращается. Идентично сознанию абсолюта А1, сознание абсолюта А2 пусто от опыта и начинается «знанием» направления к АБСОЛЮТУ  А, абсолют А2 начинает жизнь с нулевым опытом, началом со-знания. б) К концу жизни абсолюта А2 в его сознании отложился опыт «вперёдЯ» и «стопЯ», а в понятии сформировался динамический образ движения «от одного Я до другого Я». Три мига. Понятие абсолюта А2 в процессе движения к  АБСОЛЮТУ А формируется как пространственно-временное представление о своей жизни, где роль Времени играет «знание» направления и эмпирический опыт движения – «знания» мира, дление (по Гуссерлю – «абсолютный темпоральный поток», источник и фундамент как всякого предметного единства, так и самой длительности), а роль Пространства – карта местности, (рис 2-2) содержащая след жизни абсолюта А1 (шаг5 на рис 2-2: материя=1).  Таким образом в процессе движения к АБСОЛЮТУ А формируется Понятие абсолюта А2, которое есть динамическое отношение между знанием направления  на АБСОЛЮТ А – информационным знанием «слова» и знанием наличия абсолюта А1 – вещественным знанием «предмета».

ВРЕМЯ здесь является потенцией смены «карт местности». 1я карта местности – нулевой опыт начала в момент появления абсолюта А2. 2я карта местности содержит след абсолюта А1.

5. а) далее возможны два варианта событий: либо для абсолюта А2 существеннее информационный интерес, либо существеннее интерес вещественный. В первом случае абсолют А2 совершает наиболее предпочтительное действие, а именно, - движение к АБСОЛЮТУ  А, достигает его и прекращается. Случай второй более интересен, - здесь абсолют А2 ставит себе целью абсолют А1. Но из истории известно, что в жизни абсолюта А1 не было никакого абсолюта А2. абсолют А2 движению к А, предпочитает движение к А1, находит след А1, идентифицируемое им как ЗАПРЕТ, и затем совершает движение к А, достигает его и прекращается. б) В первом случае опыт АБСОЛЮТА  А содержит:  опытА (знание действия «творения А1»+знание действия получения опыта А1). +опытА1(карта местности, оно же знание направлений(шаг1на рис2-1) +опыт движения, он же дление)+опытА (знание действия «творения А2»+знание действия получения опыта А2)+опытА2 карта местности, оно же знание направлений(шаг4 на рис2-1) +опыт движения, он же дление) , во втором случае опыт АБСОЛЮТА  А содержит:  опытА (знание действия «творения А1»+знание действия получения опыта А1). +опытА1(карта местности, оно же знание направлений(шаг1на рис2-1) +опыт движения в пространстве, он же длительность)+опытА (знание действия «творения А2»+знание действия получения опыта А2)+опытА2 (карта местности, оно же знание направлений (шаг4 на рис2-1) +опыт движения в пространстве, он же длительность + специфическая идентификация А1 )


6. Специфическая идентификация А1, автоматически подразумевает самоидентификацию А2. На рис. 2-2, этап2, шаг5 на карте местности для абсолюта А2 отражается как след А1, так и собственное отношение к  А1 – собственный след. Жизнь А2 содержит два направления движения – к А и к А1. Здесь по Аристотелю различимо число движения по отношению к предыдущему и последующему: в шаге 4 направление движения было единственно – к А, в шаге 5 движение поменяло направление к А1, и затем к А. Если учитывать всю конструкцию вселенной от АБСОЛЮТА А к шагу 1 и далее до шага 6, то возможно сказать, что она временна, т.е. содержит учёт движений, как А1, так и А2. Важно, что время, обнаруживающееся здесь, конечно, имеет своё начало на этапе1 и оканчивается на этапе3.


7. а) актом неопределяемой природы АБСОЛЮТ  А населяет  вселенную {Абсолют А, абсолют А1, абсолют А2} абсолютом А3 и абсолютом А4 (рис 1-4); причём абсолют А3 и абсолют А4 получают «знание» направления к  АБСОЛЮТУ  А. Стартуя с нулевым опытом А3 и А4 на этапе1 (рис 2-3) совершают единственно возможное действие – движение к АБСОЛЮТУ А, достигают его и прекращаются. б)  в случае, когда для А3 и А4 существеннее информационный интерес, они предпочитают донести информацию о карте местности и опыт движения до АБСОЛЮТА А без искажений. в) случай, когда либо А3, либо А4, либо они оба предпочитают интерес вещественный, позволяет получить гораздо более разнообразный опыт (рис. 2-3). Будучи доступны друг другу, не только в качестве материи, но и непосредственно, а именно усваивать опыт друг друга, они создают познающий конгломерат В (А3 + А4). В появляется на шаге8 с нулевым опытом, без знания направления на АБСОЛЮТ А. Его поведение (направление движений) будет определяться интересом освоения вселенной его участниками А3 и(или) А4. В случае, когда меркантилен только один из дуэта – именно он будет у руля этого гаджета,  зато когда оба ( и А3 и А4) преследуют вещественные интересы, конгломерат В станет счастливым обладателем двух «органов чувств». В прекратит своё существование, вместе с А3 и А4, когда они прекратятся, достигнув АБСОЛЮТА А, оставив свой след на карте местности, и передав опыт АБСОЛЮТУ А вместе с А3 и А4. г) будучи «сотворённым» абсолютами А3 и А4, познающий конгломерат В не обладает абсолютностью, живёт благодаря жизни А3 и А4 и кроме функций сравнения опыта, и передачи опыта, является отличным счётчиком движений, и часами, посчитавшими «совместную» жизнь своих участников. В зависимости от их деятельности до объединения он даже может иметь «бессознательное», опыт А3 и А4 - психику, от которой будет зависеть его жизненный путь. д) АБСОЛЮТ А  в этом случае на шаге9 получает новый специфический опыт.


8. Сопоставляя такую модель мироздания с положениями современной  физической науки, обнаруживаются любопытные сходства. Например, поведение «сотворённого» абсолюта А1, , отвечает свойствам того, что сегодняшняя физика называет «Тёмная энергия». То есть, форма материи, которая не испускает и не поглощает никакого электромагнитного излучения, в частности света. С обычным веществом она взаимодействует только через гравитацию, но не участвует в процессе гравитационного скручивания, её плотность в любой точке вселенной одинакова.



3. СТРЕЛЫ ВРЕМЕНИ.

1. Роджер Пенроуз писал в своей книге «Новый разум императора»: «Наше сегодняшнее непонимание фундаментальных законов физики не позволяет нам схватить понятие «разума» в физических или логических терминах… наша современная картина физической реальности, особенно в том, что касается природы времени, чревата сильнейшим потрясением, ещё более сильным, чем то, которое вызвали теория относительности и квантовая механика в их современной форме». Под потрясением он здесь имеет в виду появление квантовой теории гравитации, которая описывала бы все виды взаимодействий, ну а на время он ссылается, по причине существования физической проблемы, известной как «отрицание стрелы времени». Суть её состоит в том, что фундаментальная концептуальная схема физики предполагает мир симметричный во времени. И только второй закон термодинамики косвенно указывал на её наличие. Проще говоря, физика утверждает, что различие между прошлым и будущим всего лишь феноменология и обусловлена особенностями нашего описания природы. Несмотря на появление в недавнем прошлом подразделений физических наук частным образом утверждающих стрелу времени (например физика неравновесных процессов), ситуация усугубляется тем, что парадокс стрелы времени не самостоятельный раздражитель, а тесно связан с квантовым парадоксом и космологическим парадоксом (суть которых в непонимании физики квантового коллапса и механики большого взрыва). Такие стены заставляют даже самых выдающихся умов современности давать формулировки причины вселенной калибра: «она просто должна быть, и всё». [ Хокинг С. От большого взрыва до чёрных дыр. Краткая история времени. – М.: Мир, 1990, с. 123. ].  Отсутствие стрелы времени учит, что время – иллюзия, и по этому поводу будет не лишним отставить физику и задаться вопросом о чтойности этой иллюзии.


2. Наше восприятие времени позволяет говорить о том, что время представляет собой дление сквозь материальный мир, определённым образом изменяющийся соответственно количеству этого самого дления. Подробным образом такая позиция разобрана Аристотелем, затем много комментирована (например, Брентано) и означена Гуссерлем как «конституирующий поток». Если такое течение иллюзорно, то необходимо привязать его к реальности, каковая эмпирически обнаруживается в мире материи и пространства. Таким образом кажущая длительность есть необходимое следствие становления и развития вселенной, оформленной пространством и заполненной материей. Особенность познающего Я делает его способным унитарно фиксировать дление в своей абстракции. Гуссерль связывал  время «полюсом-Я» с одной стороны и сконструированным посредством временного потока «миром для всех и для каждого» с другой стороны.  Такая модель даёт наглядное представление о прошлом и настоящем, которые включены в схему, но не подразумевает содержание будущего. Поскольку физически время – иллюзия, то будущее, как умозрительный концентрат времени, его истинная суть, вечность – иллюзия же. В таком ракурсе возможна лишь иллюзорная стрела времени, определяемая не физикой времени, но его иллюзорной схемой. Поскольку будущего нет, она направлена в прошлое, причём по последним данным науки она своим остриём упёрта в конкретную сингулярность, а своё начало берёт в настоящем, там, где действительно временной 0, - времени же нет (рис. 4-1). Вот только «количество времени» отмеченное на такой стреле, например первые звёзды – 400 млн. лет от острия, наши дни – 14 млрд. лет, показывают «плотность» прошлого.

3. Гуссерль заявил, что бытие это время, и Хайдеггер, а он же был философом, связал бытие и время одним смыслом – забота. И одновременно вынес время за рамки эмпирии, туда, куда ей не дотянуться – в будущее. «Время изначально как временение временности, в качестве каковой оно делает возможным конституцию заботы. Временность по существу экстатична. Временность изначально временит из будущего». И конгениально превратил стрелу времени в отрезок: «Изначальное время конечно». [ Heidegger M. Sein und Zeit, Tubingen, 1960, s. 331.] (рис. 4-2).

4. В принципе Хайдеггер довольно ясно, несмотря на корявость терминов, описал модель работы вот-бытия, оно же забота, оно же время. Особенно удачно он подметил её тройственность. Но верный своим убеждениям, он подвёл под это всё экзистенцию и превратил Я в генератор заботы. То есть, априорно в Я - временность, а потом уже с ней в качестве экзистенциональной основы – вот-бытие. Вряд ли физика согласится с тем, что сначала иллюзия, а потом уже её источник.

5. Для создания модели времени, отвечающей требованию физики о необратимости, нужно во первых исключить из модели Хайдеггера экзистенцию и априорность, а во вторых аксиомировать иллюзорность любой эмпирии. Необходимо положить, что прошлое, настоящее и будущее – фазы одного процесса, обладающего онтологическим приоритетом по отношению к вопрошающему субъекту, а равно любому субъекту, чьё только присутствие обязывает к вопрошанию. Необходимо геометрически представить рядом процесс и объект, причём возможность объекта возможна только при условии его вливания в процесс и в результате этого потери своей объектности. Геометрически представить рядом, значит лишь геометрически представить рядом, не подразумевая при этом ни пространственного, ни временного разделения. При таких условиях необходимо событие перехода объекта в процесс. После совершения такого события его результаты не следует помещать куда либо во время, либо в пространство, либо ещё в какую экзистенцию, а только зафиксировать. В этом случае объективно наличествуют процесс и событие, причём они являются дополняющими частями, содержанием друг друга. Субъективно наличествуют цель события, исполнитель события и ход события. Причём субъективная наличность исполнителя событий обусловлена лишь наличием цели и хода события.


6. Таким образом если отставить хайдеггеровскую экзистенциальную заботу и назвать всё происходящее формулой Гуссерля: бытие это время, то возможно описать происходящее в терминах настоящее-прошедшее-будующее следующим образом: а) будущее – вечность, задающая направление движения субъекту, так сказать, временит из будущего. б) настоящее – движение к вечности; будучи одной природы с вечностью, субъект стремится достичь её и достигает. в) прошлое – «запись» события, отпечаток события «на» застывающем времени – пространстве, которое прирастает в ходе события. Здесь можно различить две стрелы времени:(рис. З-1). Одна фактически показывает состояние события – вселенной, от появления пространства, до настоящего момента. Вторая показывает путь субъекта.


7. Руководствуясь такой моделью можно отметить кроме «географической» стрелы времени, показанной на рис. 3-1., информационную и экзистенциальную стрелы времени. Информационная стрела времени (рис. 3-2)отражает то время, которое используется в физических формулах для отражения хронологии события, и фактически показывает состояние события – вселенной, от появления пространства, до настоящего момента и гипотетически – далее. Экзистенциальная стрела времени (рис. 3-3) представляет собой иллюзорную длительность из прошлого до настоящего момента, прирастающую в ходе деятельности субъекта. Время, показанное этой стрелой, используется в физических формулах, для обозначения того, что процесс, описываемый этой формулой – длится.



4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аристотель. Физика.
2. Аристотель. Метафизика.
3. Husserl E. Philosophie als strenge Wissenschaft.
4. Husserl E. Formale und transzendentale Logik.
5. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени.
6. Heidegger M. Sein und Zeit.
7. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии.
8. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность.
9. Пригожин И. Стенгерс. Время, хаос, квант.


Рецензии