Итоги апреля. Михаил Дынкин
Лучшие из поэтических текстов (продолжая говорить о смыслах) уводят за край, вызывают в нас ощущение, что есть в этих словах, в этом ритме, в этой удивительной музыке и что-то иное (так Стихи о Неизвестном Солдате Мандельштама будто бы выходят из берегов, как если бы они были больше самих себя, как если бы сам Неизвестный Солдат - и даже сам Мандельштам - лишь отголосок чего-то и вовсе невербализуемого), и достигается это отнюдь не заявленной темой.
Конечно, такие стихи-прорывы исключительная редкость, на что-то действительно новое способны очень немногие (я и сам неспособен), но есть ведь и просто хорошие (или очень хорошие) стихи; из тех, что проникают в сердце, из тех, где слова расставлены именно так, как они должны быть расставлены, из тех, которым веришь. Вот такие стихи я и старался отобрать, что (учитывая особенности настоящего лонга) оказалось несколько проблематичным. И да, конечно, у меня имеются определённые вкусовые предпочтения, но я пытался (насколько это возможно) от них дистанцироваться, сосредоточившись прежде всего на профессионализме автора, на его чувстве слова, а не на том, насколько мне это близко.
И вот ещё что. Недовольные (как и недоумевающие) будут всегда. Каждый раз, стОит тому или иному эксперту вывесить свой короткий список, появляются критики - почему то, а не это, и если это, то чем оно хорошо? Что ж... Спорить не буду, и дело не в высокомерии, просто подобные споры представляются мне совершенно бесплодными (не говоря уже об их некорректности, ведь в конечном счёте - это мой выбор, нравится он вам или не нравится, и он в любом случае будет отличаться от вашего).
И последнее: я прекрасно понимаю, что должен оценивать конкретное стихотворение, а не автора как такового, но - увы - совершенно отделить одно от другого я не в состоянии (см. комментарии к стихам). Пусть это и неправильно, зато честно. Тем не менее никакого кумовства, никакого проявления симпатий (антипатий) здесь нет. То, что человек способен на бОльшее - это одно, не включать ТОЛЬКО из-за этого его текст в шорт-лист - что-то совсем другое.
1. ШАМБЛО, "сказка-шутка"
http://stihi.ru/2010/11/14/2874 номинатор Gavs
Это стихотворение чуть ли не первым появилось в лонге и немедленно стало одним из моих фаворитов. Великолепный визуальный ряд, прекрасные образы; что до техники, то мне тут совершенно не к чему придраться. И всё это очень зримо, объёмно, действительно сказочно. Спасибо автору.
2. САРА ЗЕЛЬЦЕР, "Это - всё"
http://www.stihi.ru/2011/02/23/2811, номинатор Геннадий Руднев
Одно из тех тихих, без каких-либо спецэффектов стихотворений, что так часто остаются незамеченными. Меня оно привлекло прежде всего какой-то обезоруживающей подлинностью, всё просто и в то же время на месте, а потому и зимний дождь, и город, и одиночество - настоящие.
3. АЛЕКСЕЙ КОРОЛЁВ, "лица женщин всех потерявших..."
http://stihi.ru/2011/02/10/7073 номинатор Виктория Ленос
Я люблю стихи Алексея Королева. Конечно, как у любого плодовитого автора, бывают у него и проходные тексты, но мне всегда интересно его читать. Королёв внимателен, образен, вещи в его стихах предстают в самых неожиданных ракурсах, рифмы часто составные, поскольку мир здесь с филоновской беспощадностью разнимается на части, по нему словно бегут трещины, и возникает ощущение, что рифмы (а иногда и метафоры) попадают в точку разлома, принимают удар на себя.
4. МАКСИМ ЖУКОВ, "Баллада"
http://www.stihi.ru/2008/08/31/926 номинатор Регина Соболева
Понравилось как обыграно известное стихотворение Ходасевича, а также "выход на Пушкина" в финале. Крепкая работа (хотя и не вполне "моё").
Увы, выбирать было очень непросто, поскольку стихов, понравившихся мне по-настоящему, оказалось меньше десяти, спишем это на моё невезение (в мартовском туре, например, сильных стихов было больше). Кроме того, поскольку со стихами нескольких из представленных в лонге авторов я знаком, должен сказать, что сам бы я номинировал другие тексты (это прежде всего касается стихов Дмитрия Мельникова, Сергея Арутюнова, Урсулы Дар, Галины Смирновой, Чёрного Георга и Татьяны Литвиновой; кое-кто из упомянутых авторов - см. ниже - попал в мой список, другие - нет). Итак, продолжим:
5. ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ, "Дом на Big River"
http://www.stihi.ru/2010/09/16/428 номинатор Михаил Щерб
Честно говоря, этот автор меня озадачивает. Я так и не определился в своём отношении к его стихам, достойные работы идут вперемешку со стихами, вызывающими по меньшей мере недоумение. Что до конкретного произведения, то меня сбивает концовка, вроде бы всё идёт хорошо, но что-то не то в финале (я не о смысле) и это в какой-то мере портит впечатление.
6 СЕРГЕЙ АРУТЮНОВ, "Вы, встречавшие Гагарина"
http://www.stihi.ru/2010/04/14/5155 номинатор Михаил Щерб
Тоже не без колебаний, хотя вроде бы всё и на месте. Так бывает, допускаю, что это не вполне "моё", но - представимо, есть точность в деталях ("Под нависшими балконами с покоробленными лыжами" и др.), а потому - в шорт.
7. ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ, "В конце мелодии, когда погаснет свет"
http://www.stihi.ru/2011/03/29/4425 номинатор New Muzykantoff
Стихотворение безусловно достойно короткого списка, просто от Дмитрия Мельникова всегда ждёшь чего-то бОльшего, он может (не исключаю, что это максималистский подход, но что поделать, так я устроен - чем лучше автор, тем выше ожидания).
8. УРСУЛА ДАР, "Топором"
http://stihi.ru/2004/04/26-226 номинатор Gavs
И снова: автор способен на бОльшее, что и демонстрирует в своей книге "Медвежья гора".
9. ЛИЛАЙ ИНТУЭРИ, "Собиратель листвы"
http://www.stihi.ru/2011/02/25/8717 номинатор Черная Лиса (Елена Мудрова)
Стихотворение неровное, смущает концовка (как и в стихотворении Чёрного Георга смысл финала ясен, но...), тем не менее есть в этом тексте что-то такое, что заставляет возвращаться и перечитывать.
10. ГОТФРИД ГРУФТ ДЕ КАДАВР, "Полночь"
http://www.stihi.ru/2010/05/09/1311 отборочный тур БЛК (квота Катерины Молочниковой)
Первоначально я ограничился списком из девяти стихотворений, но включу всё же и этот текст. Объясню почему. Да, стихотворение игровое, ну и что? Я уже говорил, что не верю в глубокие смыслы, и вопрос КАК интересует меня гораздо больше, чем ЧТО. Отвечая же на вопрос КАК, скажу - живо, образно, в упоении, что в значительной мере искупает некоторую избыточность текста. И потом (ничего не поделаешь), я сам люблю Шершеневича, а также не тороплюсь клеймить продолжателей тех или иных поэтических направлений и техник предполагаемым эпигонством. Да, какие-то поэты западают нам в душу и, откликаясь на их произведения, мы просто говорим "спасибо" (вот так я и воспринимаю "Полночь" - как "спасибо" автора тем же имажинистам).
Ну, как-то вот так. Идущее первым в списке ("сказка-шутка") отмечаю особо.
Хотелось бы, если мне позволят, отойти от регламента и сказать пару слов об ещё одном стихотворении. Оно не вошло в лонг (получив в отборочном туре одно "да" и два "нет"), а значит не попадёт ни в народное голосование, ни в списки экспертов, но на мой вкус - стихотворение замечательное.
Это Александр Евдокимов http://www.stihi.ru/2011/03/22/711 (Бассейн).
Сбитый ритм словно сбитое дыхание пловца, который не только плывёт, но и (судя по открывающейся перспективе) летит. Очень точная и в то же время волшебная работа. С одной стороны -
Светофоры сияют, текут в серебре
тонировок, под мелким дождём.
Автомыльницы юркие - в виде тире -
подождём.
а с другой -
Меж землёй и тобою в бассейне цветном
буду плавать, на все голоса.
Там всемирные трубы под дном:
чудеса.
Действительно - чудеса.
С уважением,
М.Д.
Свидетельство о публикации №111042506252
Что особо смущает - господа бузотеры, всегда такие шумные, по этому поводу молчат.
Так что - Да зравствует абстракционизм в поэзии?
Пиня Копман 30.04.2011 20:13 Заявить о нарушении
Павел Самсонов 30.04.2011 20:53 Заявить о нарушении
Александр Спарбер 30.04.2011 20:56 Заявить о нарушении
Олег Калиненков 01.05.2011 00:41 Заявить о нарушении
Ну, по-моему достаточно ясно: Конкурс создан,чтобы выявить лучшие стихи и лучших авторов, - это и есть формирование тенденций в поэзии. Эксперт -официальный представитель конкурса, решающий - какие из стихов "лучшее", (очень грубо говоря - на какие нужно равняться). Если поэт А удостоин, а поэт Б нет, то поэту Б следует присмотреться: а почему эксперт оценил выше поэта А. Так и формируется тенденция.
Когда эксперт пишет: "... есть в этих словах, в этом ритме, в этой удивительной музыке и что-то иное..." - это, согласитесь, смысла не содержит. А вот заявление "ЧТО написано интересует меня гораздо меньше, поскольку поэтические тексты (так на мой взгляд) хороши не глубокими смыслами (ибо никаких глубоких смыслов там, как правило, нет... " это очевидная позиция. Поэты прочтут, оценят и, поскольку это написал эксперт БЛК, -намотают на ус. И мне оттого очень грустно.
Пиня Копман 01.05.2011 17:54 Заявить о нарушении
Не боясь поранить чьи-то чувства
(пусть визжит эстетствующий чмо!)
про концептуальное искусство
я скажу уверенно: "Дерьмо!"
Так и стих без смысла и сюжета
сколь оригинально ни формуй
лишь навоз убогого поэта:
как у ФСБ торчащий ...буй.
Тот, кто не нашел в искусстве места,
не освоив техники на грош,
изобрел "эстетику протеста"
где и неуч может быть хорош.
Правду жизни перенесть не в силах,
но виляя с ловкостью лисы
подхватили гадость педофилы,
чтобы малолеткам лезть в трусы.
Здравый смысл считая за голимый
толпы простецов и неумех
критикой лелеемо-холимы.
Смелых нет, чтоб их поднять на смех.
По поэзии сгорели свечи,
откричало в поле воронье.
Называли раньше - "формой речи"
Форма бреда - нынче суть ее.
Ныне "отпущаеши заранее"
Критик, самый грамотный из нас.
Форма, даже пусть без содержания,
прет упрямо прямо на Парнас.
Дядя критик,перегнувший палку!
Сохранишь ли встарости покой?
Мы уйдем, а вот детишек жалко-
как учить им в школе стих такой?
Пиня Копман 01.05.2011 17:57 Заявить о нарушении