Миссия России
Предсказатели в один голос говорят об особой миссии России. Способна ли наша страна оправдать высокое доверие?
На нашей планете немало тех, кто свято верит в пророчества майя. Апокалипсис, согласно их календарю, назначен на конец 2012 года. Некоторые паникеры уже спешно бронируют туры в Мексику — якобы там на одном из горных плато уцелеют те немногие, кому предстоит продолжить род людской. Но есть и те, кто пакует чемоданы, чтобы искать спасения в... России. И это не курьез — во многих футурологических прогнозах, откровениях и озарениях, дошедших до нас из прошлого, именно нашей стране отводилась роль нового "ноева ковчега" для всего человечества. Как бы мы, живущие в наш рациональный век, ни были скептично настроены к пророкам, поражает редкая солидарность: все они — известные и не очень — говорили о судьбоносной роли "огромной северной страны", где спасется все человечество. К гадалке не ходи — они имели в виду Россию.
Что было
В разные времена об особой роли России говорил едва ли не каждый отечественный мыслитель — стремление понять собственное предназначение заложено в нашем человеке, что называется, в базовой комплектации. Идея о том, что именно Русь озарит мир светом Божественной благодати, а Москва станет Третьим (и последним) Римом, впервые прозвучала в XVI веке. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей писал: "Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророческим книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Слова старца толковались впоследствии как футурологическое предостережение — после ослепительного взлета России планетарная история закончится. К этой теме регулярно возвращались мыслители разных мастей — от религиозного философа-мистика Николая Федорова до теоретиков ленинизма, придавших СССР футурологический статус земли обетованной. Философ Владимир Соловьев в своем осмыслении триады Восток — Запад — Россия уготовил нашей стране роль "третьей силы", которая даст мировой культуре и истории некое "безусловное содержание".
Все это могло бы сойти за абстракцию, но в XX веке тема получила неожиданное продолжение — одно за другим из уст знаменитых прорицателей стали звучать конкретные пророчества относительно ключевой роли России в мировой истории. Ванга, например, из раза в раз особо подчеркивала исключительную роль России в деле спасения мира, будто бы боялась, что ее не услышат. Озвучивая одно из пророчеств, она очертила руками большой круг и молвила: "Россия станет великой империей, прежде всего империей духа". Вот другое ее пророчество: "Все растает, словно лед, только одно останется нетронутым — слава Владимира, слава России... Слишком много принесено в жертву. Никто не сможет остановить Россию. Все сметет она со своего пути и не только сохранится, но и станет властелином мира". Когда это произойдет? Сама Ванга признавалась, что не заглядывает в своих прозрениях дальше XXI века.
Другой известный предсказатель XX века американец Эдгар Кейси тоже приписывал славянским народам и России особую миссию — "изменить сущность человеческих взаимоотношений, освободить их от эгоизма и грубых материальных страстей, восстановить на новой основе — на любви, доверии и мудрости". Кейси был уверен, что "именно из России в мир придет надежда — не от коммунистов, не от большевиков, а из свободной России. Это случится нескоро, пройдут многие годы, но именно духовное развитие России даст миру надежду".
Русская православная церковь относится к пророчествам о конце света скептически. "В Евангелии сказано, что сам Господь не назовет, в какой момент придет конец света, — говорит руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский. — Патриарх говорит, чтобы держались подальше от всех этих предсказаний. Однако в людях это есть: конец света ожидали и в первые века христианства, думали, что он наступит, когда умрут все, кто своими глазами видел Христа. Но все это построено на каком-то внутреннем ощущении. Например, вся наша современная культура и современное сознание имеют суицидальный характер, культура больше воспевает смерть, чем жизнь. Мы видим акты злой воли в других людях, и это зло приумножается. Отсюда и рождаются эсхатологические фобии".
Что будет
Предсказания давно минувших дней удивительным образом перекликаются с современными футурологическими теориями и, что тревожит больше всего, с реалиями, которые день за днем убеждают нас в неизбежности глобальных перемен на Земле.
Американский географ Лоуренс Смит в своем бестселлере "Новый Север: Мир в 2050 году" говорит о том, что в результате глобального потепления будут затоплены обширные территории. Под ударами глобального наводнения скроется большая часть Южного полушария. Плодородные территории и современная инфраструктура сохранятся только в Северном полушарии в приполярной его части. По мнению Смита, главными очагами цивилизации останутся северные штаты США, часть Канады, толика Скандинавского полуострова, Гренландия и обширные территории России. В последней, напоминает автор, сконцентрированы гигантские сырьевые ресурсы, которые и будут питать уцелевшие после потопа остатки цивилизации. По мнению Смита, в следующие 40 лет мировое население увеличится на 40 процентов, но при этом кратно сократятся территории, пригодные для жизни. Выиграют как раз малонаселенные страны, к которым ученый относит в первую очередь Россию. Глобальных войн за перераспределение сырьевых ресурсов Смит не предвидит — катаклизм будет столь серьезным, что новые мировые игроки возникнут сами по себе — естественным путем. Более того, будучи специалистом по Арктике, Смит уверяет, что глобальное потепление освободит замурованные в северных льдах залежи нефти, газа и воды, значимость которых только возрастет. Трудно спорить: человечество, в очередной раз — теперь в Японии — обжегшееся на ядерной энергетике, вынуждено признать преимущество углеводородов. И даже если представить себе, что глобальный энергокризис обесценит все высокие технологии, Россия опять же пострадает меньше всего. Нам не привыкать жить при минимуме технологий, наши территории готовы принять огромное количество переселенцев со всего мира, природные ресурсы будут по-прежнему при нас.
К слову говоря, и Эдгар Кейси был уверен, что в XXI веке произойдут серьезные изменения облика Земли. Он предсказал, что к концу века из-за применения невиданного доселе оружия произойдут тектонические изменения по всей планете. Кейси зрил гибель Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско. Говорил также, что большая часть Японии уйдет под воду, что Северная Европа "преобразится в мгновение ока", а Африку скует вечная мерзлота. Зато Россию в своих видениях он описывал с высоты птичьего полета — всю сияющую, словно бриллиант, огнями гигантских мегаполисов. Он говорил о бананах, вызревающих в Сибири, и плодах манго, выращиваемых жителями Дальнего Востока. Означает ли это, что глобальная геологическая перекройка Земли станет импульсом к возвышению России — в прямом и переносном смысле? "Многие вспоминают слова Ванги о грядущих катастрофах, — говорит доцент Международной славянской академии Дмитрий Есаулов, — она предвещала не глобальную катастрофу, а цепь малых, но весьма разрушительных. Однако Россия, находясь над устойчивыми тектоническими образованиями, по всей видимости, будет наименее затронута в результате катаклизмов. Если даже произойдет смещение климата, то оно сделает проживание на огромной территории нашей страны более благоприятным".
Правда, все пророчества говорят о роли России не как территории с особенно удачной географией, а как страны с особым духом.
Чем сердце успокоится
...13 мая 1917 года в португальском местечке Фатима юным пастушкам явилась некая Дева, в которой Ватикан признал Матерь Божию. Богородица явила им три откровения. Два из них были озвучены. В первом Дева показала им ад, чтобы предостеречь мир от греха. Второе откровение предрекало скорое завершение Первой мировой и начало новой, еще более страшной. Избежать ее якобы можно было лишь в том случае, если бы Россия обратилась к Пренепорочному сердцу Богоматери. С третьим предсказанием до сих пор ясности нет. Одна из пастушек — Лусия Сантуш, ставшая впоследствии монахиней, говорила, что третью тайну ей, мол, было велено не открывать до 1960 года. Лишь в 2000 году мир услышал пророчество — озвучил его Папа Римский Иоанн Павел II. Богородица будто бы явила страшную картину: епископы, святые отцы и простые верующие поднимаются на холм, увенчанный крестом, где гибнут под шквалом пуль и стрел. Сам Иоанн Павел II, который не раз разговаривал с матерью Лусией, сделал такие выводы: "Я понял, что может решить все мировые проблемы, положить конец войнам, избавить от атеизма и беззакония. Это обращение России. В этом основной смысл Фатимы. После него совершится триумф Марии". Что за "обращение" имел в виду понтифик — к Богу и вере или же переход к западному пониманию христианства? А может быть, что-то третье, что пока нам не дано понять? Не кроется ли именно в этом пророчестве ключ к идее об особой миссии России в будущем?
"Мне кажется, что секрет нашей миссии сокрыт в глубинах сердца скромной русской натуры, — говорит Дмитрий Есаулов. — Мы будто спящий богатырь. Русский народ очень много страдал и часто не за себя. Но страдание — это прежде всего напряжение энергии, которая может открыть новые двери". Буддисты считают, что через страдание люди могут избавиться от бремени плоти. В одной из эзотерических теорий говорится, что именно страдания как высшая форма душевной работы не дают существующему порядку вещей погрузиться в хаос. Христианство тоже говорит об искупительной силе страдания.
Тогда, может быть, тот факт, что Россия всегда страдала безмерно, и является частью ее миссии? И оттого люди у нас другие? "Наш народ отличается от европейского человека в первую очередь тем, что ему чем хуже, тем лучше, — говорит культуролог Сергей Тарабаров. — Модель принятия решений у нашего человека такова, что он начинает вести себя оптимальным образом исключительно в экстремальной ситуации. В то время как все прагматичные народы, привыкшие день ото дня, кирпичик к кирпичику выстраивать свою жизнь, опускают руки, русский человек за ночь возводит храм". Всю рассейскую надежду на авось и нашу пассивность, из-за которых мы пребываем в состоянии перманентного кризиса, не удается спрятать ни за модными пиджаками, ни за брендовыми очками, ни за наушниками iPod — в глазах западного человека мы все равно выглядим эдакими инопланетянами. Как пошутил один из давно живущих в России экспатов, русский человек копит силы для того, чтобы в самый тяжелый момент выступить в роли кризис-менеджера, готового работать 24 часа в сутки на общее благо. Как в сказках — я тебе еще пригожусь.
Время — российское
Есть философы, считающие, что у каждой цивилизации — своя судьба, потенциал, который обязательно должен быть реализован. "Из принципа реализованности исходил Освальд Шпенглер, — рассуждает доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета СПбГУ Александр Секацкий. — С его точки зрения для каждой цивилизации существует своя пружинка времени. Когда уже все сказано, все тексты написаны, все способы бытия реализованы, цивилизация начинает идти на спад, а ее обветшавшую социальность наследуют агрессивные варвары. В каком-то смысле можно со Шпенглером согласиться. Если исходить из этого критерия, недосказанность открывает перед Россией более широкие перспективы в будущем, чем, скажем, перед Европой и фаустовской цивилизацией в целом". Главным достижением "фаустовской цивилизации" считается рыночная организация экономики. А главным достижением англосаксонской культуры — правовое государство. Однако сегодня и рыночная экономика, и правовое государство из идеи превратились в инструмент обслуживания отдельных индивидов, а значит, выступать в качестве Идеи с большой буквы уже не могут.
"Вот что интересно: Шпенглер предполагал, будто именно Россия сохранила реализацию собственного предназначения, — продолжает Александр Секацкий. — Начиная с Петра I, она вошла в так называемый псевдоморфоз и вплоть до сегодняшнего дня занималась реализацией чужой участи".
Россия одну за другой примеряла на себя западные идеи, как красавица заморские наряды, при этом откладывая собственную добротную одежку. Сначала, при Петре I, — полное подражание Европе, после попытка реализовать идеи немецкого социализма на территории одной шестой части суши и далее мечты о рыночной экономике, чтобы вновь скопировать западный образ жизни. Быть может, сейчас, когда мы пережили чужой опыт, самое время пойти по какому-то иному пути? Вера в собственный особый путь наряду с западничеством всегда существовала у нас в качестве параллельной национальной идеи.
Впрочем, даже такие апологеты "особого русского пути", как православные богословы, говорят о том, что высокая миссия предполагает высокую ответственность, которую наш человек пока не прочувствовал. "Очень часто приводится такая метафора, — говорит Владимир Вигилянский. — Моисей водил еврейский народ по пустыне 40 лет, хотя по карте, как вы понимаете, пешком этот путь можно и за пару месяцев пройти. Зачем водил? Многие комментируют это так: чтобы ушло поколение, в котором течет рабская кровь, чтобы в этот мир пришли совершенно свободные люди. Наш народ все еще отравлен тоталитарным мышлением, коммунистическим воспитанием и атеистическим мировоззрением. Совок должен выйти из нашей крови, чтобы изменилась ментальность. У нас не существует никаких нравственных табу, не сформировался общественный договор между людьми, не зафиксированы неписаные правила. Нет сплоченного общества, которое при этом опирается на разные традиции. Должно пройти какое-то время".
...Мы в России любим порассуждать о нашем особом предназначении, уповая кто на Творца и Рок, кто на Вангу и эзотериков, а кто и на властный тандем. А вот Кейси, на которого так часто ссылаются современные славянофилы, рассуждая об исключительной миссии России, сказал одну принципиально важную вещь: "Как мы указывали прежде, новое понимание прибывает и прибудет к обеспокоенным людям". О том ли мы беспокоимся сегодня? На этот вопрос ни один предсказатель ответа, увы, не дает...
Свидетельство о публикации №111042403589