Пасхальный благовест
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Сергей Есенин.
***
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Пушкин
***
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
А.Блок
Из истории пасхальной открытки
С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» через версты весенней распутицы и пограничные посты.
Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели «на весенние сюжеты» известного писателя и художника Н.Н.Карамзина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым московской Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство — без преувеличения, лучшее в России из выпускавших открытые письма — неоднократно обращалось к пасхальной тематике. Ей отдали дань художники И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин и И.И.Смукрович, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем — каждый в своей неповторимой манере.Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские «писанки» — расписные пасхальные яйца.
Полноцветные пасхальные открытки выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как «Ришар» (С.-Петербург), «Ленц и Рудольф» (Рига) — с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также «Гранберг» (Стокгольм).
Вообще в Европе производили огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовали несвойственную русской традиции атрибутику - цыплят и зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фотооткрытки сентиментального (в лучшем случае), а чаще всего пошлого содержания.
В короткий промежуток 1914 - 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: первой мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.
Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества. Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 — 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные кушания или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.
С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток. Многие из них воспроизводят образцы начала XX века. Чтобы понять, как же велико на самом деле число сюжетов, связанных с празднованием Пасхи, нужно всего лишь обратиться к опыту русской пасхальной открытки.
Свидетельство о публикации №111042200512
Антоныч 3 23.04.2011 12:16 Заявить о нарушении