Поездка в г. Воронеж и обратно
Ночь все крепче обнимала Землю, а мы мчались к Воронежу, хоть и был он от нас еще очень далеко. Мы были не одиноки в своем стремлении «куда-то уехать». По дороге мчались тысячи машин навстречу нам и, обгоняя нас, и я, досчитав до 800 машин, отказался от намерения их пересчитать, хотя в принципе было бы интересно произвести такой «переучет». Не зная хорошо дорог – мы петляли и блуждали, останавливаясь, изучали карту, спрашивали случайных прохожих, возвращались, и вот позади г. Смоленск. Проехав 20 км от Смоленска вглубь России, наша иномарка «кадет» сломалась. Была бы это русская техника мы бы разобрались с нею быстро. Обследовали все, но машина не заводилась, не хотел работать топливный насос хотя на вид был вполне исправен. Забегая вперед, скажу, что у машины сгорел компьютер, но мы этого не знали. Стоим на трассе. Ветер, леденящий душу, темнота, видны далекие огни. Я одет по-зимнему, а сын по-летнему, но мерзнем оба до последней степени, ибо в машине нет пилы и топора, нет одеяла или хотя бы запасной телогрейки. Но есть еда и спиртное. Сыну пить нельзя, а я волен в выборе и пью водку, ем сало и пью сырые яйца, продукты которые я брал как гостинцы! Ночь тянется бесконечно, прошло 320 машин в сторону Смоленска, но ни одна не остановилась, время перестройки и волчьих законов все боятся. Некоторые сбавляют скорость и кажется, что вот-вот станут, но потом резко рвутся вперед. Смешно и грустно. В сторону Москвы прошло 108 машин, но им мы «не голосовали». Я задремал и перестал вести учет машинам, и во сне замерз. Трясся как в лихорадке, клацал зубами, тело сжимали спазмы и судороги и заболели зубы, сына в салоне не было.
У обочины горел костерок, и сын пританцовывал, пытаясь согреться. На черно-сине-фиолетовом небе просматривалась линия электропередачи, впереди виднелись огни и Григорий решил сходить к огням, это были огни АЗС. Стало светать и ветер дул в лицо Григорию, я сидел в машине.
И вот уже видны обочины, кусты. За кустами поля, все загажено и на десятки метров от дороги похоже на всероссийскую свалку. Не видно ни одного сантиметра свободной от мусора земли: банки от пива, пластмассовые упаковки и бутылки, обертки и картонки, миллионы окурков, тряпье, канистры от 2-х до10-и литровых годные к употреблению, большой, государственный алюминиевый, и совершенно целый, почтовый ящик. Но мы побоялись его взять ибо при проверке – докажи что ты его не снял со стены почтового отделения! Бытовой мусор, выброшенный с мешками, целлофановые пленки и прочее удручали мой взгляд, и я думал о народе-засранце, которые гадит сам себе. У нас был мешок в который мы ложили наш мусор, и, забегая вперед, скажу, что мы все привезли домой и я сжег!
Походив и посмотрев, я спрятался домерзать в машину, но мне все же было легче, чем сыну, я грелся «родимой». Схватились болью сразу шесть зубов и, положив на них таблетку анальгина, я ожидал сына и задремал. Проснулся от грохота открываемой дверцы, это подъехал сын с двумя мужичками, которые согласились дотянуть нас назад к Смоленску. Дотянув нашу машину до строящегося здания Автосервиса и взяв с нас 200 рублей русскими деньгами, они уехали. В тот год, когда происходили описываемые мною события 200 руб. русскими было около 11000 «зайчиков» или одна седьмая часть моей пенсии, шел март 2002 года. Я остался в машине, а сын пошел искать мастерскую. Через полчаса он приехал с буксировщиком и тот отбуксировал нас в недостроенное здание Автосервиса, и как я понял – частника. Там уже стояли 14 машин иномарок и одни очень ржавые «Жигули». Одна из машин «Опель жук» вишневого цвета радовала глаз своим совершенством и дизайном.
В здании было тепло, был туалет, умывальники, и мы надеялись на быстрый ремонт. Но у нашей машины расплавились «компьютерные мозги» от русских дорог, ремонт русскому Ивану был не под силу и только через 13 часов и уплаты 60-и долларов – машина завелась и мы тронулись в дальнейший путь. Кл всем продуктам добавили 4-е бутылки газ.воды. В течение дня я праздно наблюдал за посетителями Автосервиса и за рабочими. Двое парней разбирали ходовую часть «Жигулей» кляня хозяина за нерадивость. Гайки не отвинчивались и они срезали их автогеном. Пожилой мужчина увещевал более молодого «взяться за ум, а не то хозяин уволит». Нам понравилась машина похожая на микроавтобус только намного выше – Опель-Бенц. Пока автоэлектрик искал «куда пропал свет», хозяин бегал вокруг машины и повторяя по мобильному одно и тоже: – «Продавай. Да, отдавай!»
И вот вновь мотор поет, и Российские дороги стелятся под колеса нашего «кадета». Остаются позади мосты-развязки, мосты через речушки и овраги, видны города и поселки, и мы вновь блудим. Вырвавшись из одного города, мы вязнем в другом, нам надоело, наш атлас автодорог устарел, в нем не указаны новые мосты-развязки и кольцевые дороги, мы расспрашиваем дорогу у продавцов АЗС, которых здесь великой множество, АЗС ярко освещены и зазывают к себе сверкающей рекламой.
Григорий пьет у них горячий кофе, и расспрашивает, я сижу в машине и питаюсь тем, что взял из дому. Едем дальше, отбивая колеса об невидимые выбоины, и с грохотом мчимся к желанному. Вот очередная АЗС и мост, и мы радуемся – до Воронежа 85 км! Но наша радость была преждевременной и напрасной – у немецкой машины от езды по Российским дорогая «вновь потекли мозги» и, проскочив очередную АЗС, мы стали – сгорел какой-то блок в компьютере, ибо он не был спрятан, лежал слева от водителя и нахально дымил.
– Вот поэтому немцы и не дошли до Москвы! – сказал сын, и, не смотря на серьезную поломку, мы смеялись. На дворе ночь и темень, сзади фонари АЗС и спуск с моста. Толкаем машину в гору к фонарям, что ни делаем – машина не заводится. Скатываемся на 200 метров с моста-бугра, катим назад, из нас валит пар, а машина все более остывает и опять не включается топливный насос! Вторая холодная ночь и «привередливый иностранец» забрали все наши лучшие чувства и мы, не стесняясь, кляли и «жизнь и перестройку», чувственно возмущаясь тем, что побежденные живут лучше нас, что, выйдя на пенсию, могут путешествовать по миру, а мы пользуемся «объедками» и, читая газеты, слушая радио, завидуешь черной завистью всем «сэрам и геррам» ибо я уже 8 лет не видел дочь, зятя, внучку, я с трудом могу купить велосипед! Мы годами не может съездить к родне за 100 км, не говоря о большем расстоянии, от Витебска до Воронежа 900 км или 17 часов езды на машине и 27 часов поездом. Мы толкаем «Кадета» под фонари АЗС и «сдаемся». Проходящие машины не реагируют на наши «семафорные потуги» и мы, спрятавшись в салон, задремали. Мне легче – у меня водка и еда, сыну пить нельзя! Наступила вторая ночь вынужденной ночевки. Утро 21-го марта 2002 г., до г. Воронежа 85 км. Забрезжил рассвет, АЗС погасила фонари освещения, сын вышел «голосовать». Машины «бежали» в обе стороны не обращая на нас внимания, и я их тоже не считал – обойдутся!
В 5.00 утра возле нас, тормознул микро-автобус «Опель» и водитель по имени Николай из Харькова согласился протянуть нас до развилки дорог и поворота на Воронеж, всего 40 километров, и мы были рады этому. Я сел к нему в кабину, а сын остался за рулем «Кадета». По дороге разговорились, прочел Николаю десяток своих стихов, спел 5 – 6 песен без аккомпанемента, и он, махнув на все рукою, потащил нас на Воронеж к ближайшему пункту автосервиса, сетуя, что не может записать мое «выступление». Освободившись от буксирного троса, он душевно распрощался с нами и, записав мой домашний адрес, уехал. Значит, это я рассчитался с ним «своим языком» сэкономив 500 российских рублей. Было 7.00 утра. Нашли будку с телефоном, где сидел хозяин Автосервиса, но у дочери никто к телефону не подходил. Время шло и Григорий бегал в поисках где бы стать на ремонт, нервничал. И вот на старых «Жигулях» подъехал похожий на алкаша автослесарь и потащил нас за 500 метров к другим воротам в другой двор. Там на нашего «немца» набросились два русских парня, и, отвозившись до тринадцати часов дня, сказали, что «ничего сделать не можем, машину надо оставить до утра пока не приедет знающий компьютеры товарищ». Заплатив 10 российских рублей за стоянку и дав 25 долларов залога на ремонт, мы прошли к остановке городского транспорта. Автобусы и микроавтобусы, такси, шли мимо, не останавливаясь, время шло и мы «зверели». Подошел парень, разговорились, и он объяснил нам, что увидя номер маршрута, надо «махать рукою».
– А какой номер до бульвара Победы? – спросили мы. «3- и 13», – сказал парень. Тормознули «3- и 13» и вот мы едем по городу, билеты по 4 рубля за место. Вижу из салона очертания знакомых зданий, но машина вновь и вновь уходит в сторону и я, не выдержав, обратился к водителю. Вновь показались знакомые дома. Водитель остановил машину и сказал, что нам идти метров 600. Обрадовал! Но это было лучше чем бесцельное катание «вокруг да около». Гриша вспомнил, что сестра торгует с машины продавцом у какого-то предпринимателя на базарах, а базар был рядом. Я предложил пойти к базару и покричать. Мы с дочкой очень горластые и не раз таким образом отыскивали друг друга в городской суматохе. Сын не согласился и побежал к виднеющимся машинам стоящих вряд. Зря не согласился, было бы экзотично! На удивление мне, он очень быстро нашел сестру, мы попали «на тот базар!». Вижу как мои дети бегут ко мне, а я стерегу большую коробку с продуктами. Встретились. Дочка очень изменилась за прошедшие 8 лет. С мужем Юрием она живет все эти годы. Сам Юрий и его отец похожи на дореволюционных офицеров, красивые люди! Эстелла отдала нам ключи от квартиры, ушла торговать, мы пошли домой. Поднялись на 4-й этаж и залегли спать, воды не было, за стеной усиленно долбили как бы пытаясь пробиться к нам, как выяснилось позже сосед крыл стены деревом. Проснулись в 17.00 от шума воды в ванной комнате, дали холодную и горячую воду. Отмылись, испытывая блаженство. Вскоре явились дочь с мужем, дозвонились внучке Валерии – она работает в казино, обещала прийти позже. Вот все в сборе, даже одна из соседок Ирина с мужем, а соседки Вали так и не было дома. У Ирины муж Костя, спокойный, им лет по 35, Ирина записала нотами моих «Журавлей». Пили и пели до 5-и часов утра. Легли в шестом часу, а в 6.30 я уже «лез на стенку» – так болели зубы. Поднявшись в 8.00, Григорий уехал к машине и, думая, что скоро возвратиться забрал ключи от квартиры. Мы с зятем «балдели», не имея возможности отлучиться, дочка заменилась и присоединилась к нам, а Григорий вернулся в 19.00 сердитый и взъерошенный, машину не сделали, деньги, взятые на приобретение товара, ушли на ремонт и мы продолжили застолье до 4-х часов утра. Отдохнули до 6.30 и поднялись все, на календаре 22-го марта 2002 года. Позавтракали и в 9.00 отправились автобусом к родителям зятя Юрия, Григорий поехал к машине, внучка ушла на работу. Родителя зятя, пожилые люди, встретили нас с радостью. Отец Петр Филиппович и мать по отчеству Семеновна вместе со Стелой приготовили стол. В доме 6 гитар, пианино, аккордеон, мандолина, балалайка-шестиструнка, на которой я дал концерт «по полной программе» и со слов Юрий его отец был очень доволен. Я был «в ударе» и потерял голос, руки работали и я «выдал» до ста песен. Играл за столом, играл на улице, когда шли по проспекту, играл в автобусе – народ балдел и просил – «еще!», глядя на играющего на балалайке и поющего хриплым голосом мужика в новом рабочем костюме. Сфотографировал на цветную пленку детей и родителей, сфотографировался с ними сам. Это были последние прижизненные фотографии Юриного отца – вскоре его не стало …
Сфотографировал детей и сфотографировался сам у памятника Славы и к 17-и часам вечера добрались к дочкиной квартире. Дома ожидал Григорий на отремонтированной машине. Собрались и поехали в село Выкрестово – ныне Отрадное, к матери Эстеллы, туда же приехал Сергей с женой – брат Эстеллы, но от другого отца. Жизнь! Вернувшись из Отрадного, вновь сидели до 4-х часов утра, пели под гитару и балалайку, пел я, пел Юрий. Стелла хорошо поет романсы, у нее глубокий грудной голос. И вот уже 5.30 утра 23-го марта 2002 года. Я маюсь зубами и пошел поднимать народ. Стелла плакала и извинялась, что не может приехать, я, утирая слезы, тоже извинялся, что не приезжал, Юрий курил, Григорий грустно шутил, что «сделал нам обоим подарок, свел в место», ведь у меня день рождения 28-го марта, а у дочери – 1 апреля.
И вот последние объятия и поцелуи, прощальные взмахи рук, и мы скрываемся за очередным поворотом, перед нами дорога домой, 900 км до Витебска.
Сын купил новый Атлас автомобильный дорог. Мы в пути, у меня перед глазами дочкины прощальные слезы, когда еще свидимся? Мне скоро 70 лет! Город Воронеж провожал нас ясным и солнечным днем и морозцем в три градуса. Сын «гнал лошадей» соблюдая знаки ограничений. С левой стороны мелькали громадные щиты рекламы, мы проносились под мостами-развязками или въезжали на них для поворота в нужную сторону.
До меня, с трудом доходило, что чтобы повернуть влево необходимо было повернуть с моста-развязки вправо и, пропустив ближайших мешающих, влиться в струю движения. После каждого такого маневра я долго рисовал пальцем в воздухе и сын смеялся. При повороте вправо надо было свернуть, не доезжая до моста-развязки. Всевозможных мостов было множество: мосты – дорожной развязки, мосты железных дорог, пешеходные мосты, автомобильные мосты над магистралью. Мосты окрашены в зеленые цвета от темного до салатного. Наша дорога расширилась до четырех полос – по две полосы в одну сторону. Слева речушка и земснаряд ведет выемку песка, справа санаторий им. М. Горького, АЗС-Юкос, магазин автозапчастей, продмаг. Слева огромные емкости нефтехранилища, Автоцентр, село Медовка. Дорожный щит-указатель: = Хлевное, Липецк, Москва=.
Нам на Хлевное. Появился настоящий лес из ели и сосен, но быстро кончился, пошли лесопосадки из липы и осины. Справа Спорткомплекс, над нами мост дорожной развязки – тоже зеленого цвета. По-видимому, все дорожники «помешаны на зелени»!
Под мостом щит-указатель =Саратов, Ростов – на право =. Еще мост салатного цвета и на нем вереница машин. Мы проносимся под ними. Щит указующий, что «Воронеж кончился» и турбаза справа, вдалеке видать село и Аэропорт. Щит-указатель =Задонск, Кашира – Москва =, стоянка автомашин, здание Автосервиса, кафе. Налево городок или поселок Яр и здание мотеля. Мы обогнали четыре нещадно дымящих фуры-мазы. Слева виден мост через дорогу, справа АЗС и село Животиное. Щит-указатель =Москва= на право в 9-и км деревня или село Романы, мост через глубокий овраг, слева село Галкино, наш путь на Москву. Вокруг трассы бугры и овраги, небольшие поля, лесополосы и леса, красивый природный ландшафт, но с дороги не сойти – грязь по колено. Через дорогу пешеходный мост и АЗС. Асфальт красный от гранитного клинца. Когда-то я работал в «Дорстрое» и красный щебень-клинец считался самым лучшим для изготовления асфальтобитумного покрытия дорог. Вот и теперь машина приятно шелестит шинами о ровную, красноватую поверхность дороги, и наши сердца рвутся к дому, в Беларусь, но еще до дома «ой как далеко!».
Налево городок или село Солнцево и АЗС. Мы шутим о «Солнцевской группировке» и утешаем себя, что «это не то Солнцево». Направо деревня или село Лопатки. До них 16 км! «но нам туда не надо» – так пел Владимир Высоцкий. Село Второе Петровское. А где же Первое – спрашиваем мы друг друга. Направо, через 10 км, населенный пункт Горожанка, едем по мосту через реку Ямань, за мостом АЗС и кафе, еще мост, но уже над нами, справа Князево и Сенновские Выселки, кафе «Кавказ», щит, уведомляющий что «кончилась Воронежская область». АЗС-ЮКОС и самолет, оборудованный под кафе. Перед нами Синядякино, будка, шлагбаум через дорогу и человек, требующий 10 рублей русских денег за проезд по дороге. АЗС-Тюмень. Здесь АЗС как грибов в осеннем Белорусском лесу! Цены на бензин «смешные» за 1000 бел. рублей можно купить бензина марки А-76 от трех до пяти литров! Но наши деньги не берут. Мы едем и стонем от невозможности увезти с собою это дешевое топливо. Обогнали огромную фуру на 36-и колесах. Григорий курит, мне противно, но я «довесок» и поэтому терплю молча. По бокам дороги березовые леса, направо указатель к городу Усмань, а вот и то место, откуда нас тянули до Воронежа, по указателю 73 км, но мы проехали больше, время 8.30 утра, российское время, а мы спешим к нашему. Мост-развязка, АЗС, мы едем через Дубровские Выселки, еще АЗС, перед нами поселок Старо-Дубровский, а за ним пост ДПС и первая проверка, но у нас все хорошо и мы едем через село Введенка.
Уже проехали 84 км и въезжаем в Задонский район. Направо село Гнилуша, до нее 4 км, проезжаем Даньшино, на обочинах горы продающейся авторезины. Мост-развязка и указатель =Москва=, нам пока «по пути». Мелькнул дорожный столб с этикеткой =650 км. И мы спрашиваем: – А до куда или куда? Ответа нет, столб молчит и стоя понуро остается далеко позади. Вот предупреждающий знак =Олень= и сын инстинктивно сбрасывает газ. Свежи воспоминания!... Он ехал по дороге со скоростью 130 км/ч, впереди шло две машины, за ним фура и микроавтобус.
Выскочивший на дорогу пятисоткилограммовый лось был сбит передней машиной. Машина упала вправо, лось остался на дороге, на него наскочила вторая машина и боком легла поперек дороги, за нею в лежащего лося уткнулся колесом машины Григорий, за Григорием через лося «перепрыгнула» фура, теряя железки, подброшенная рогатая голова разбила переднее стекло микроавтобуса отбив пальцы рук водителю. Машина Григория пошла влево, а правое колесо оказалось в салоне. Сбоку была канава до двух метров глубиною, а за нею поле. Машину несло в поле к столбу. – «Ну, вот и все, сейчас боком ударит о бетонный столб, а где же канава?». Машина, закончив пируэты, остановилась. Сбитый столб оказался доскою шириною 15 см и толщиною 2,5 см, а канава была закрыта нешироким въездом на поле по которому и прошлась «в вальсе» машина … Хорошо, что сам остался жив и отделался легким испугом и ремонтом машины. Едем. Сбоку дороги, с обеих сторон, сосновые леса. Проезжаем через село Уткино. АЗС и «смешные» цены на бензин: 7-50, 6-30, 3-90 и слева на бугре маленькая церковь-часовня. Впереди мост-развязка. Мы едем на Москву. Мост через реку Дон, за ним мост-развязка, справа г. Задонск, на поле сидит кот. Еще мост-развязка и мы проходим под ним. Вокруг нас бугры, ямы и овраги. Дорога полтора-два километра врезана в бугры и мы как в тоннеле, а вернее как в силосной яме. Едем со скоростью 105 км/час, перед нами АЗС-Лукойл. Мосты под нами и над нами, сплошные овраги, дорога сузилась. Слева каменка – 4 км, проезжали села Романовку и Вороново, стоит верстовой столб с цифрой =672 км=. Проезжаем села Хмелинец, Владимировка, Тимирязевка, АЗС, горы продаваемой авторезины. Обогнали «МАЗ» с прицепами-емкостями под № 85-27 РДТ. Вдали от деревень, на обочине стоят машины, и продается картошка в мешках. Село Большие Извалы 2 и указатель, что мы в Елецком районе. А где же Извалы 1-е? Спрашиваем мы, их не видать, да нам туда и не надо, нам бы скорее в Богушевск! Мой ямщик «гонит лошадей», а я, в меру сил, пытаюсь записать! Машины я уже не считаю, мне бы села и города учесть!
Появился щит-указатель =Липецк= 60, Елец – 23 км. Перед нами Екатериновка и вправо Черкассы – 15 км. Мост-насыпь через ж.д пути в две колеи. ЛЭП через дорогу, через 2 км еще ЛЭП через дорогу, едем через Буевку, а налево через 2 км Архангельское, едем через Зыбино и Казинку, указатель-щит =Елец=. Влево – Долгоруково – 36 км, мост через реку Сосна, за мостом влево Ключ 1 км. Григорий говорит, что поселение зовут Ключ жизни, а я не дочитал. Круто почти на 90 градусов поворачиваем влево и объезжаем г. Елец по кольцевой дороге. Указатель =Ливны, Орел= и нам туда! Кончается топливо, нам нужна АЗС. Едем через Копани, еще левее в одном километре Аксенчино и совхоз «Искра», видна телевышка высотою в 60 метров, слева Красный Куст – 1 км. Сбоку дороги, изрытое кротами Черноземье, мечтаем: – Вот бы вагон такой земли на огород в г.п. Богушевск! Перед нами, в лощине, Казаки и четыре важных гуся заставили нас притормозить. В каждом гусе килограмм по 8, не меньше. Впереди село Воргол. Смеемся, мало того, что вор, так еще и гол! Видим АЗС-ЮКОС. Заправились 40 л. бензина на 276 рублей российскими, сын пьет горячее кофе, я не хочу, страдаю от зубной боли. Отмечают, что мы в пути 2 часа и «пробежали» 162 км. Перед нами Афанасьево, влево Маяк – 11 км, и нас «радует» знак – «Пост ДПС». Оч-чень приятно! Указатель что справа от нас «говорит», что через 23 км есть Измалково – но нам туда не надо! Длинная деревня или село Афанасьево кончилось, о чем известил щит с зачеркнутым названием. Вправо есть Бараново 2 км, слева Денисов. Дорога извилистая и полна крутых и опасных поворотов, пропастей, как в горах нет, но очень глубокие овраги. Видны дубовые леса. И мне интересно то, что листья на дубах пожухли, но не опали. Едем через Чернаву. Поселение не менее пяти километров в длину по обе стороны дороги. АЗС в конце поселения, но наш «конь Кадет» еще сыт. Я не перестаю удивляться оврагам. Проезжаем через Володаровку и видим щит =Орловская область= и =Ливенский район=. Вокруг черноземная Россия, лесополосы по 3 –4 километра, делящие опля на квадраты. Указатель – Калинино 5 км – влево.
Пусть живут, нам туда тоже не надо! Едем по мосту через реку Куначь. Мост оч-чень узкий, за мостом колхоз «Дружба». Остановились кушать. Мусор не разбрасываем. Хлеб, сало, вареные куриные яйца, газ.вода поднимают наше настроение. Влево Успенское – 2 км, но мы едем дальше. Еще одна река Паниковец, едем по мосту, за рекою пост ДПС. Толстозадый сержант осмотрел машину, проверил документы. Едем до города Орла – 14 км – «говорит» указатель. Стоит стела – «г. Ливны 1586 год». Поворачиваем на 90 градусов вправо и объезжаем Ливны, нам на Орел!
Вправо, через 10 км, Красная Заря и другой указатель, что через 11 км поселение Парахино. Не тот ли это партизанский комиссар в каменоломнях г. Керчь, в Аджимушкайских скалах? есть и ул. им. Парахина. Но жизнь гонит нас к дому, мы практически нищие, и времени нет чтобы выяснить историческое и боевое прошлое. Я уверен, что миллионы россиян не знают ни комиссара Парахина, ни откуда он родом, ни то где он погиб спасая нас от «коричневой чумы».
До Орла 35 км. Мы «бежим» по Российским дорогам оставляя сотни километров, спешим к родному дому. Слева Крутое – 2 км, Манычарово – 3 км, Теличь – 5 км. Слева небольшой курган Боевой Славы, у подножия 2 пушки и оч-чень узкая и разбитая дорога. Слева – Речица, проезжаем через Покровку, Нижний Жерновец, щит с надписью =Покровский район=. Видим щит-указатель: =Брянск – 220 км. – Орел – 107 км. = Едем в сторону Брянска, сбоку дороги березовые рощи, черноземные поля, село Дубинкино, Драсково, направо – Теряево, слева по полю пашет трактор «Кировец», за трактором ходит стая грачей. Где-то в Брянске живет, и жив ли?! друг однополчанин Петр Дашков. От вспаханного поля идет пар. Не отсюда ли изречение поднимать пары? Проезжаем сквозь Драсково, нас принимает Ретинка и, пропустив по мосту через овраг, предлагает нам мост-развязку. Мы в пути 4 часа, «пробежали» 275 км, ой как еще далеко! Влево на 12 км отходит дорога на Федоровку, а с горы нам хорошо виден населенный пункт Покровское. Расположено в низине и на склоне террас холмистой местности. Нам на встречу бегут Осинки и Васильевка-2, а где же первая? В который раз спрашиваем мы, но остаемся без ответа. Справа через 3 км Даниловка, едем через Любовку, слева Тимирязевка, справа через 12 км Моховое: – «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» – звучит во мне голос Марка Бернеса, но гремит по выбоинам машина, сын курит магнитофон надрывается писклявыми голосами песней из трех букв – т.е. трех слов повторяющихся под грохот тамтама по 20 раз, а я лишь пассажир «терии Ваня!». Черноземье, поля, лесополосы, справа село Грозное, слева В. Стоблецкое, проезжаем просто через Столбецкое и Алексеевку. Скорость 110 км/час, въехали в Свердловский район, у меня перед глазами лицо Я.М. Свердлова, чем-то похожее на лицо А.П. Чехова. Нас принимает Васильевна, мост через реку Неручь, справа церковь и знак – пост ДПД! Постов ДПС и ДПД на трассе как коровьих лепешек на улице ведущей к колхозной ферме. Может быть это и надо, но среди них много любителей содрать «на бутылку». Указатель – Орел прямо! А нам туда и надо. Слева Змиевка, справа Боходухово. Было бы Богодухово – от бога, Боходухово – от узбекского богатыря, а так мне не понятно. Мост-развязка и мы едем на Тамбов. Шути: – Тамбовский волк тебе товарищ! Едем через деревню Гагаринка, и я думаю, сам себе, имеет ли это название какое-либо отношение к космонавту Ю.А. Гагарину? Но ответа нет и до Орла 34 км. Интересно, что на Кавказе есть город Адлер, что в переводе с немецкого – Орел, и я там был.
Слева Гостиново, справа Еропкино, до них по 400 метров. Еще налево Хотеево, направо Домнино и стела =Орловский район=. Еще деревня или село, но вывески с именем нет. Направо, через 2 км, аэроклуб, направо Куликовка. Мост-развязка над нами, за ним совхоз Куликовский, справа ж.д мост, вот и г. Орел, на въезде автодром и газобаллонная станция. Мы не желаем петлять по городу и Григорий идет к заправщику с вопросом. Пришлось на 3 км вернуться назад и повернуть на дорогу ведущую на Харьков. Едем в сторону Харькова. Справа громадные красные здания «Кока-колы» и виадук мост ж/дороги, поворачиваем на 90 градусов вправо на дорогу Орел-Брянск. Мост через Безымянную реку, вновь поворот на 90 градусов влево, дорога ведет в Брянск. АЗС и бензин по цене 7-50, 6-10 и 4-60 русскими деньгами. Объехали Орел, АЗС-ЮКОС, стали, сын пошел пить горячий чай, а я побежал «за угол».
Домой еще 522 км. Едем. Звягинки, длинный мост через овраг, справа церковь и село Солнцево. Это уже другое Солнцево, но мы шутим. Вывеска =Урицкий район=. Не здесь ли родился большевик Урицкий, или просто его именем назван район? Ведь есть и город Урицкий! Участок приличной дороги и мы едем со скоростью 110 км/час. Справа, через 2 км, Горяново, едем через село Колос, а перед этим проехали через Ледно. Справа щит: =Урицкое лесничество=. Проезжаем Нарышкино – не отсюда ли родом Московский князь Нарышкин? До Витебска 453 км, до Брянска – 98 км, проезжаем через Селихово, в магнитофоне «страдает» Буланова. Интересно – отремонтировали ли ей, соседи, квартиру? У соседей пол, а у Булановой потолок, полностью обрушился, но ее и ребенка не было дома, но погибла вся коллекция Булановской звукозаписи. Ее манера пения мне нравится с первых дней ее появления на сцене. Слева в 4-х километрах Городище, направо Квасов 2 км. Эти два названия очень понятны. И вообще Топонимика завлекает. Направо Комаровец и мы въезжаем в поселение. Справа Муравлево – 4 км, а на обочине щит: =Хотынский район=. Едем через Горки, так и хочется подумать, что это в Белоруссии, но нет! И Горецкой сельхоз. Академии здесь нет. Нас встречает Баздрово, по-видимому, поляки внесли свою лепту в это название, до деревни 1 км вправо, а где же мы? Оказывается Мариничи, Долгое, Масловка, а вот и город Карачев, ул. Первомайская и справа церковь. Город Карачев упоминается в летописях с 1146 года, слева еще одна церковь. А артист Караченцов Николай не отсюда получил фамилию? Левее в пяти километрах поселение Согласное, а перед нами ДПС! Проезжаем через Березовский поселок, и въезжаем в Брянский район и над дорогой полотно – Брянск – прямо, Киев – правее, Москва – еще правее. Мост-развязка, время 14.45. Остановились на «перекур». Мы отъехали от Воронежа на 477 км. Размяли затекшие ноги, едем дальше. Справа памятник «Партизанская поляна», слева памятник водителям погибшим на дорогах войны и две полуторки на постаменте. Указатель – Гомель – Витебск – запахло родным. Слева село Свень, справа ж/д станция Свень. Длинный мост через болото и мост через ж/д пути, вывеска: Брянск направо, Смоленск и Витебск – прямо. Нам радостно. Слева озеро, большие затопления и разливы воды, затоплены луга и кустарник, справа идет добыча песка из озера и русла реки, бурты заготовленного золотистого песка, справа виден Брянск. Дорога стелется под колеса нашей машины. Проехали по мосту через речку Дисну. Дорога проходит по огороженной дамбе-насыпи, а вокруг вода! Дорога огорожена металлическими сплошными отбойниками. Разливы воды до 2-х километров! Проехали под пешеходным мостом. Мосты, мосты и мосты. Кругом вода, Российская Венеция, дороги огорожены перилами, обочины нет! И так пять километров! Среди разливов воды бугры, и на них горит трава, дымно и горько, едем как в тумане. Наконец-то вода кончилась, налево знак =Аэродром, Аэропорт 1,5 км=. На аэродроме видны хвосты (кили) 21-го самолета. В той стороне поселок Октябрьский, до него 3,5 км. Налево Елисеевичи, вдоль дороги дачи, 60 домиков. Мост-развязка и мы поворачиваем под щит и на дорогу =Смоленск – Витебск =, направо дорога на г. Гомель. На посту ДПС скучают, но не нахальничают, и мы протискиваемся в оставленную для проезда щель. Нас не останавливают! Налево в двух километрах Меркульево, проезжаем по улице-шоссе Глинищево, направо Шиги – 6 км, деревни Шамордино и Цветники. Проезжаем по мосту через овраг, сбоку дер. Леденево, едем через село Летошники и Жуковку, но стоит еще знак указующий, что до Жуковки 12 км. Справа от нас Никольская Слобода.
Время 17.00 и мы въезжаем в Дубровский район. Не отсюда ли родом Пушкинский герой? Слева от дороги – Клетнево, едем через безымянную деревню – вывески сняты. Влево от нас в 30-и км Клетня и в 1,2 км Жуково. Навстречу нам прошло 4-е КАМАЗа, проезжаем через Алешино, щит ДПС, вправо дорога на Дубровку – 6 км, до Смоленска 164 км! Едем через село Моряк, но я даже болота нигде не вижу! А такое специфическое название! Едем со скоростью 80 км/час, дорога позволяет, а стражи порядка – нет! Глядя на ночь, они вышли «на охоту» ловить спешащих домой. И вот к нам на перерез выскочил пузатый мент с жезлом. Мы не спорили и плакались, предлагая белорусских «зайцев», но он требовал 5 баксов, пришлось отдать! Еще указатель, что в 6-и км справа Дубровка, слева аэродром, едем через город Сеща, через село Большая Росня, село Казенное Узкое. Шутим, что, мол, мало того, что казенное вдобавок еще и узкое! Нас с шиком обогнали три пузатых и высокозадых иномарки. Мент взявший с нас 5 баксов предупредил нас, что впереди есть еще несколько постов, и мы плелись 70 км/час. Едем по мосту через реку Вороница, через дорогу висит ЛЭП-500, едем через Липовку и видим в засаде уже третью машину ГАИ или ДАИ с радарами. Мы едем чинно и благородно – у нас нет лишних денег, и видим как «Доильщики» трясут обогнавших нас иномарок, «работают» сразу три сержанта, а четвертый, расставив ноги и прижав автомат к боку, стоит чуть поодаль и на нас «ноль внимания». Мы уже «пробежали» 630 километров и едем через Вяхори, время 18.00 и видим слева озеро. Есть озеро и справа, но оно чуточку дальше от дороги, через 3 – 4 км появилась Бодровка и очередная АЗС. Остановились, заправили машину. Грязь и мусор, чернозем. Сын пошел пить горячий кофе, а я «заправляюсь» салом и вареными куриными яйцами, хлеб, газ.вода, и мне хорошо, только мешают зубы. Едем дальше, мост-развязка и мы по нему выезжаем на дорогу, ведущую на Смоленск. Справа село Дали. ЛЭП через дорогу, еще мост-развязка, знак – до Витебска 265 км. Мы уже проехали 667 км Российских дорог. Справа телевышка высотою не менее 100 метров, домики дач. По курсу нашего «Кадета» виден город, трубы ТЭЦ – 2 штуки. Дорога огорожена отбойниками, видны промышленные корпуса, через дорогу ЛЭП-500, справа строящееся АЗС и горы речного песка, слева здания еще одного предприятия и громадные резервуары-емкости. По мосту переезжаем реку Остер, справа город Рославль, слева какой-то завод. Крутимся по мосту-развязке, «ныряем» под мост, и выезжаем на дорогу, ведущую к Смоленску, до которого 105 км, а до Витебска 236 км, справа АЗС, едем через Павловку, вот ж/д станция Остер, едем через ж/д переезд, много ж/д путей и горы-бурты торфа. Слева Хоськи, через дорогу ЛЭП0500, нас принимает и провожает Крапивенское, справа Шкуратовка, мост через реку Крапивня, справа санаторий Голоевка, въезжаем в Починковский район. Справа, почти в дороги Емельяновка, на ходу подсчитываем наличие денег, на ремонты истрачено 160 баксов, справа вышка теле-радио-ретранслятора, едем через Стодолище, справа Белик – 22 км! и на постаменте памятник-танк Т-34. За танком поселок Слобода. Неимоверно хочу спать, тру себе нос и уши, помогает на 15 – 20 минут, бью атласом себе по голове – это помогает на 30 – 40 минут. Григорий смеется и предлагает поспать, но я хочу досмотреть «это документальный фильм» и, по возможности, все записать. Быстро темнеет и я уже с трудом различают щиты-указатели, ведь глаз у меня видит одни. Переезжаем ж/д переезд весь крытый стальными листами толщиной 2 –4 см. Россия богата железом. Между прочим, в районе деревень Речки, Погребенка, Щитовка у нас в Белоруссии, на глубине 150 метров, под известняком и грунтовыми водами залегает громадное месторождение железной руды. Я несколько часов «вертелся» возле буровиков-изыскателей и, понимая толк в кернах, вычислил это и мастер подтвердил. Итак, мы видим уже не первый ж/д переезд крытый листовым железом-броней. Справа Васьково, очень большой поселок, растянувший более чем на 3-и километра. Очередной знак ДПС, едем через Азаровку, справа Дмитриевка, проезжаем Шаталово, видим знак =Самолеты=, значит не далеко аэродром и взлетно-посадочная полоса. Справа Даньково, едем через Хицовку, дома по обе стороны дороги. Вот щит-указатель =Починок 4 км=. Не в этом ли Починке семейные корни Российского министра Починка?
Едем через Прудки, видимость все хуже, встречные машины слепят глаза. Справа Плоское, затем Льнозавод, в полукилометре справа Ямполье. Едем по мосту через речку Россожа, справа старинки 5 км, едем через Замятино, справа в 10-и км Яново. – О, так мы почти дома! – шутим мы, вспоминая наше Яново Сенненского района. Едем через Гринево, не отсюда ли Пушкинский герой из «Капитанской дочки»? Совсем темно! Едем через Талашкино, Нагать, Пригорсоке, Станичка. Видимости нет и я прекращаю «переучет» деревень и сел у дороги из Воронежа до Витебска.
До Витебска еще 120 км. Решили ехать через г. Оршу, здесь приличная по качеству и ширине дорога. Полсотни, а может и больше Российских и Белорусских деревень не попали в этот реестр. Вот и таможня, граница. Отметились и мы на родной земле! И здесь и дороги лучше и дышать легче! Мелькают знакомые названия, поворот на 90 градусов на Витебск. Высокое, Клюковка, Софиевка. Поворот на Богушевск и Сенно, еще 13 км и мы в Богушевске, Парковая, 40. Двери дома закрыты, но мы «барабаним» и вот двери открываются, из них вылетает невестка и виснет на шее у сына. Дети у бабушки Вали и д. Луги Лиозненского района. Я маюсь с зубами. Отмылись с дороги, поужинали. Мы дома!
2002 г.
Свидетельство о публикации №111042107675