Родина души моей
Много лет, перед Светлым Христовым Воскресеньем, со смирением и молитвой строили они свой Храм – большую русскую печь, в которой по очереди, каждая семья, перед Пасхой, пекла пасхальные куличи.
В последнее воскресенье Великого поста, перед Пасхой, все собирались под старой развесистой алычой и распределяли обязанности: кому носить кирпичи, песок, месить глину. Кто будет выводить трубу и выкладывать арку над подом. Вспоминали, какие недостатки были у печи в прошлом году. Проверяли, цела ли заслонка или нужна новая. Размечали место, где будет стоять красавица – печь.
В понедельник вечером, после работы, мужчины носили глину, песок, заливали всё это водой, перемешивали всё и усаживались в сторонке. Женщины, подняв подолы, принимались месить глину ногами. И мы, дети, визжа и толкаясь, бросались в глиняное месиво. И долго, с песнями и шутками, вымешивали глину.
Мужчины курили, изредка подсыпая песок, глину, подливали воду. Затем поднимался дед Иван, степенно подходил, брал горсть глины, перетирал её пальцами, скатывал комок и давал заключение: « Хорошо вымешана, как тесто». Женщины выходили из глиняного круга, обмывали ноги, под краном. Вытаскивали нас, ребятишек из этого месива. Мыли руки, ноги, а кому и голову, холодной водой из-под крана. Но визгу было немного, все старались быстрее помыться, ведь впереди было самое интересное: мужчины начинали выкладывать поддон. И так несколько вечеров подряд.
Дружно и слаженно выкладывали посреди двора огромную, с двухметровой, высоченной трубой, русскую печь. И вот наступал «чистый четверг».Посреди двора высилась огромная, свежевыбеленная красавица-печь. Вечером, после бани, когда в доме всё прибрано, выстирано, выскоблены полы, вымыты дети, все усаживались в кружок, и начиналось самое главное: В печь укладывали дрова, плескали керосин, подносили спичку. Огонь вмиг охватывал дрова, пламя гудело и плясало в печи яркими бликами. Тяга была отменная!
Все затихали и заворожено смотрели на яркий огонь, слушали, как гудит пламя в трубе, а печь дышит жаром и паром от сырой глины. Мужчины курят, а женщины тянут жребий: кому, когда, печь пасхальные куличи. Дрова прогорали и заполночь все расходились по домам.
В пятницу все вокруг благоухало ванилью, пахло сдобным пасхальным тестом, в каждой семье стоял огромный таз с янтарно – жёлтым, шафранным тестом и множество формочек для куличей. Эти были банки и баночки из- под сгущёнки, американского масла. Собирались они не один год. Формочки обкладывались промасленными тетрадными листочками.
Со словами: « Господи, благослови!» женщины вымешивали тесто. Янтарные, промасленные шарики из теста, с изюминками – глазками, укладывались в формочки, чтобы тесто «подошло», поднялось шапочкой и тогда их бережно ставили в зев раскалённой печи.
И скоро двор наполнялся удивительными запахами: теста, ванили и чего – то такого, что присуще только пасхальным куличам. Запахами праздника! Куличей пекли много. Даже маленькие дети не пытались отщипнуть кусочек, пока кулич не освящён в церкви. Взбивали «гоголь – моголь», обмазывали куличи и посыпали разноцветным пшеном. Разноцветной краской красили яйца!
В субботу пекли большие, круглые, переплетённые косичками, сладкие пироги. И жарили пирожки с капустой, фасолью, ливером. Делали винегрет, варили холодец и кисель с сухофруктами, который резали ножом. В каждой семье были свои рецепты.
В ночь с субботы на воскресенье шли в церковь « святить» пасхальные куличи. Утром, в Светлое Христово Воскресенье, со словами: « Христос воскрес!» все «христосовались» и начиналось « разговенье» после Великого поста. Разговлялись дома, по семейному.
А к обеду, во дворе, около матушки- печки, накрывались столы. С одной стороны- мужчины, с другой – женщины, а край стола занимали дети. Это был удивительно хлебосольный праздник! Холодильников не было, но на столе было всё. Домашняя колбаса, украинская, с чесночком, и кровяная даже! Парная свинина, гуси, утки, куры.
Детям на Пасху покупались обновки. Женщины и мужчины тоже принаряжались. Дети «стукались» яйцами, женщины пробовали куличи, делились рецептами. Обсуждали удались ли пироги, пропеклись ли куличи или сыроваты. Мужчины пробовали припасенное с осени вино.
А потом появлялась гармошка и звучали русские, украинские, казачьи песни. Боже мой, какие это были песни! Под одни из них стонала и плакала душа, под другие душа пела и веселилась. Эти песни, эти праздники помогали нашим родителям и нам выжить и остаться людьми, в это трудное, послевоенное время. Оттуда, из далёкого детства, всплывают во мне отрывки из болгарских, белорусских, казачьих песен.
Перед «Родительским днём» в печи ещё раз пекли куличи. Немного, 1 – 2 кулича на семью. А потом печь бережно разбиралась по кирпичику, их аккуратно очищали от глины и складывали возле стены барака, закрывали куском рубероида. До следующей Пасхи!
Давно уже нет большой и красивой Страны. Разрушена войной и разграблена мародёрами моя Родина. Умерла в голодной и холодной Абхазии моя мама, Прасковья Васильевна. И я не могу поехать, чтобы поплакать на её могилке, убрать её перед Светлым Христовым Воскресеньем. Таких неухоженных, одиноких могил тысячи во всех республиках бывшего Советского Союза.
В Светлое Христово Воскресенье, в Родительский день, давайте вспомним наших родителей, всех родных и близких, помянем добрым словом, поставим свечку за упокой души. И, тогда, Родина души нашей, наши детские воспоминания о малой Родине станут светлыми и радостными.
Чем светлее и радостнее воспоминания – тем светлее и чище душа человеческая.
ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!
Моей маме, Прасковье Васильевне, посвящаю этот рассказ.
Раиса Бочкарёва.
Свидетельство о публикации №111042101440