Десять заповедей
1. Я, Господь Бог твой; что-бы не было у тебя других богов, кроме Меня.
Этой заповедью Господь Бог указывает на Самого Себя человеку и, следовательно, повелевает познавать Его и почитать, как о том открыто в Священном Писании: никому другому, кроме Его Единого, не поклоняться и не служить как Богу.
2. Не делай себе идола и никакого изображения того, и что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею; не покланяйся и не служи им.
Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, т.е. поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Идолопоклонники имеются и поныне, притом среди тех, кто себя за таковых не считает, и даже среди христиан. Ведь идолопоклонники и те, кто жертвует всем ради денег, ради личной славы, ради вина, угождения чреву или других наслаждений. Всё это - измена Богу, подмена истинной цели ложной, подчинение целого частному и высшего низшему.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Третья заповедь охраняет основу нашего общения с Богом - молитву. Словом Своим Бог сотворил мир, Слово Божие, воплотившись, стало нашим Спасителем. Поэтому и наше слово (ведь мы - образ Божий) имеет великую силу. Нужно осмотрительно произносить каждое слово и в особенности имя Божие, открытое нам Самим Богом. Можно пользоваться им только для молитвы, благословения и проповеди. Произнося имя Божие напрасно, мы ослабляем свою способность богообщения. Не произносите имя Божие в пустых и суетных разговорах, а тем более не употребляйте его для подтверждения какой-либо лжи.
4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой - суббота (да буде посвящен) Господу Богу твоему.
В Ветхом Завете суббота была образом покоя Божия по сотворении мира или иначе - Его внутреннебожественной жизни, а тем самым и образом высшей духовной (созерцательной) жизни человека, к которой субботний покой призывал. Для сегодняшних христиан день Господень - это день воскресный; в воспоминание Воскресения Христова. Так же и праздники: красные дни церковного календаря - это дни молитв, чтения Слова Божия и Евхаристии. Первые христиане отлучались от Церкви, если они не причащались два воскресенья подряд.
5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле.
Это призыв не только любить родителей, но и указание на любовь к каждому человеку. Чтобы научиться любить всех, надо сначала полюбить тех. кто нам всего ближе. Прообразом совершенной любви является Любовь Господа Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу. Почитание родителей и внимание к их советам - основание культуры. Неуважение к ним (которое олицетворил второй сын Ноя, Хам) - начало распада всякого человеческого общества и отпадение от Церкви.
6. Не убивай.
Убийство есть предельная противоположность любви. Любить - значит, желать полноты всякого блага любимому и, прежде всего, полноты жизни, следовательно, и вечного бытия. Убийство есть и самоубийство, так как оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни - любовь.
7. Не прелюбодействуй.
Прямым нарушением этой заповеди является всякое внебрачное соединение мужчины и женщины, но за нарушение её почитается и любое чувственное излишество и всякое действие, способствующее этому. Не угождайте плоти.
8. Не кради.
Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Подобно имени, собственность бывает символом самого человека. Можно задеть очень глубокие стороны личности обворованного, нанести настоящее нравственное увечье. Согласно учению преподобного Кассиана Римлянина, собственность, ни благо, ни зло, но могущее стать или благом или злом.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь, в том числе заочная клевета и несправедливое порицание, сплетничество.
10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а эта заповедь воспрещает даже всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть - главный грех против этой заповеди.
Свидетельство о публикации №111042002806
Не смотря на то, что я давно знакома с Заповедями и много читала объяснений, Ваша интерпритация привнесла новые и свежие мысли.
Очень понравилось.
Спасибо.
С уважением, Тоня.
А.Назаренко 22.04.2011 16:12 Заявить о нарушении
Николай Катаев-Веснянко 10.07.2014 12:09 Заявить о нарушении