Монах

МОНАХ

Познав границы времени
Слепой монах изрёк:
Спасение в смирении,
Миг прожитый - намёк.

Несём грехи мучительно,
Ступив на тонкий лёд.
Мир движется стремительно…
Назад или вперёд?

Назад – в провалы вечности…
Вперёд – в ночную тьму…
От Бога - путь к сердечности,
От сердца – путь к уму. 

Познав границы времени,
Мир таинства чудес.
Он жил в любви, в смирении,
В молитве до Небес.


Рецензии
Профессор, кандидат филологических наук Lorina Todorova (Болгария)

«ОН ЖИЛ В МИРУ», В «СМИРЕНИИ С МОЛИТВОЙ ДО НЕБЕС» ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ ЗВУЧАТ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ВСЕГО ПРЕДЫДУЩЕГО ТЕКСТА, ГДЕ СЛОВО «до НЕБЕС» НАПИСАНО С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, ЧТО РАВНО СЛОВУ «БОГ»! т.е. Он молился усердно.
Что же привело Автора к подобному заключению? Вся Причина изложена в поэтическом тексте, начиная с первых строк:

«Познав границы времени,
Слепой монах изрек»

С этого момента организуется Диктум,= передаются мудрые прозрения Монаха, а организация текста сводится к двум приемам: Диктум и Нисходящая метафоризация, доводящая до приведенного тут выше Заключения. «Спасение в смирении» - эти слова постоянно встречаются в религиозных текстах и редуцируются они к: личное «Я» = 0 (Ноль)

«Миг прожитый – намек» на что? Перед нами «эллипс» (от греч. elleipsis — выпадение, опущение), что и не позволяет свободной трактовки слова «НАМЕК» ввиду отсутствия г л а г о л а. Так поэтический текст становится полисемичным (от греч. πολυσημεία — «многозначность»), чем и напоминает прозаический текст.
ЭЛЛИПТИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ПОЭЗИИ, ОДНАКО «ЭЛЛИПС» ЕСТЬ ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ ПРИЕМ В ПРОЗЕ. В данном поэтическом тексте есть Два важных момента, -- именно они могут объяснить слово «намек»:
Первая строка: «Познав границы времени...». Первое слово открывает путь к пониманию, т.к. в Поэзии редко содержание текста бывает ЭКСПЛИЦИТНЫМ (лат. explicite - явно, открыто). Тем не менее первое слово в первой строке есть ключ к пониманию. Дело в том, что человеческий Идеогенезис (первая ментальная операция, которая вырабатывает понятие о МАТЕРИИ и ФОРМЕ, Материя первична, понятие вторично.) Присутствие в идеогенезисе в самом ЕГО конце понятия «ЗНАТЬ» или ЗНАНИЕ подсказывает о присутствии в НЕМ сильных модальных понятий типа: «необходимым быть», «должным быть» и в этой позиции стоит слепой монах и Бог!
«Несем грехи мучительно, ступив на тонкий лед». – «ЛЕД» = ТО, НА ЧЕМ МОЖЕМ ПРОВАЛИТЬСЯ?! ЭЛЛИПС? ПОЧТИ, - НЕОБХОДИМО ПРОДОЛЖЕНИЕ:
«МИР ДВИЖЕТСЯ СТРЕМИТЕЛЬНО…» - УКЛОНЧИВЫЙ ОТВЕТ с многоточием. Далее следуют Риторический вопрос! – «Назад или вперед»? Нет точного ответа и слова мудрого монаха медленно приближаются к прямому ответу ... Но есть ли такой ОТВЕТ?!

«Назад --в провалы вечности.../ Вперед-- в ночную тьму...», так ЧТО мы получили? НИЧЕГО, кроме Новых загадок, т.к. оба пояснения есть метафорическая риторика, а многоточие лишь усиливает любопытство.

«От Бога путь к сердечности.
От сердца --путь к уму».

«Познав границы времени, /Мир таинства чудес…», но Читатель ничего Не ПОЗНАЛ! ЭТИМ И ОБЪЯСНЯЕТСЯ МОЯ ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ЭТОГО ТЕКСТА. ЕСЛИ БЫ ЭТО БЫЛА ПРОЗА, МЫ БЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ЕГО КАК "fait divers" -- " anecdote"..., но перед нами Поэтический текст, - Текст, который водит Читателя за нос!? Это поэзия СЮРРЕАЛИЗМА! Браво Поэту!

Юрий Колодний   15.02.2023 11:45     Заявить о нарушении