Разные люди
Посвящается
Святителю Николаю Сербскому
I
Плотский человек
«Кто ты?»
«Я – это я» -
То лев, то хитрая лиса…
Мир плоть от плоти телеса…
II
Мыслящий человек
«Кто ты?»
«Два чужака…»
Сознание – река, безмерно широка…
Инстинкты – берега…
Так было все века!
III
Духовный человек
«Кто ты?»
Есть Некто, кто в душе моей
Любовью, щедростью своей
Мир сохраняет, свет очей…
Он укрывает берега, где разливается река…
Спроси Его, спроси: «Кто я?».
Свидетельство о публикации №111042002197
Интересный опыт Автора проследить ЧЕЛОВЕКА, его сущность с точки зрения идеи существования «быть» (Christo Todoeova, La th;orie op;rative et la litt;rature fran;aise, FABER, 2003).
Перед нами текст в форме Диктума (лат. dictum — слово, выражение), где важен ОТВЕТ.
Предварительно Поэт разделяет людей на три группы: «Плотский человек» - «Мыслящий человек» - «Духовный человек».
«Плотский человек» на вопрос: «Кто ты?» отвечает просто – «Я». Форма ответа, выбранная Поэтом, очень интересная: «Я - это я», т.е. простой человек не понимает подтекста, он воспринимает вопрос: «Кто ты» в буквальном смысле - отвечает местоимением первого лица. Он олицетворяет себя с повадкой зверей и их обобщенной характеристикой, называя ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: «То лев, то хитрая лиса...» - то есть двойственность человеческого «Я» передана в антиномичной форме: Лев = Сила / Лиса = Хитрость - с точки зрения идеогенетики, предложенные тут два типа человеческой сущности редуцируются до идеи существования двух типов: «быть» / «казаться».
Однако Поэт ПОСВЯЩАЕТ свой маленький текст Святителю Николаю Сербскому, для которого вопрос о понимании человеческой сущности значительно глубже.
Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема «высвечивалась» неодинаково: менялись приоритеты и аспекты её осмысления. Философская мысль в определённые периоды то растворяла человека в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему, как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру.
Поэт предлагает вторую категорию Человека, - "Мыслящего," ответ которого более чем оригинален!
На вопрос «Кто ты?» - ответ «Два чужака» и далее метафоризированное представление «Мыслящего человека», для него его Эго представляет СОЗНАНИЕ и ИНСТИНКТ. Сознание –«река безмерно широка» т.е. Сознание мыслящего человека редуцируется до идеи существования «быть» - бесконечной растяжимости (Christo Todotova, La lingistique op;rative et la litt;rature fran;aise, FABER, 2003).
И тут появляется слово «инстинкты - берега...», то есть, если Сознание организируется, как река, имеющая (имеющее) свое направление, то «Инстинкты» представляют скорее ограничения познавательного процесса, что и объясняет наличие МНОГОТОЧИЯ в конце строфы.
«Духовный человек» на вопрос «Кто ты?». Вот тут в ответе есть особое понятие его сущности, которая ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ воздействием из ВНЕ т.е., метафорическое объяснение:
«Есть Некто, кто в душе моей
Любовью , щедростью своей
Мир сохраняет свет очей...
Он укрывает берега, где разливается река...
Спроси Его, спроси: «Кто я?»
Ответ кажется иносказательным, однако «Есть Некто в душе моей» это прием инсайдаут, который подсказывает, что Духовный человек тотально идентифицирован с Кем-то, который им управляет - речь идет об идеогенезисе какого-то «НЕКТО» = Божественном идеогенезисе, Который ЗНАЕТ ВСЕ. Интеллективные идеи, т.е. ЗНАНИЕ заложены в Боге=Не Лице= Некто.
Процесс познания организируется, как процесс актуализации -от Общего к Частному - процесс образование ПОНЯТИЙ и от выбранного Частного1 к Общему1 - процесс образование ПОНЯТИЙНЬІХ СТРУКТУР. ( Gustave Guillaume, Langage et science du langage, Paris, 1964) = «...Он укрывает берега» (убирает препятствие к Познанию).
Вот так один маленький текст скрывает в себе очень сложный ментальный процесс Поэта Юрия Колодного, прозревшего БОЖЕСТВЕННЬІЙ ИДЕОГЕНЕЗИС. Гениальное прозрение!!!
Мой ПОКЛОН Вам, Юрий!
18.06.2017 г.
Юрий Колодний 31.01.2023 13:30 Заявить о нарушении